Конспект урока + презентация по теме "Глагол 2 лица, единственного числа" ( дистанционное обучение)
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме

Елена Евгеньевна Кривилёва

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем.Урок разработан на модульной основе и готов для дальнейшего его электронного использования.К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_2_l._ed.ch_._4_kl._.rar1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №8

  1. Название модуля (тема урока): Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

  1. Интегрирующую дидактическую цель: дать представление о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь.

  1. Целевой план действий для учащихся:

- познакомить с правописанием безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

- знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь,

-ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак;

- продолжать формировать умение определять спряжения  по местоимению и окончанию или по инфинитиву;             

 - закреплять умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

- развивать орфографическую зоркость, умение обосновывать выбор написания орфограммы, компетентность, мышление, память, внимание;

- воспитывать любовь к учению, развивать умение  работать с ИКТ.

  1. Банк информации:

а) входной контроль знаний и умений учащихся

Цель: получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащегося к работе. Провести соответствующую коррекцию знаний.

1. Проверка домашнего задания

Отправить на проверку по электронной почте.

2.Словарная работа: Д…ректор, зап…ведник, кат…лог, к…нверт, к..нституция, ..течество, п..томник, пут..шествие, ра..н, с..крет, с..йчас, (с)права, (с)лева, х..зяйство, ш..фёр, ..кскурсия.

3.Тест  Выбери верный ответ.

1.Спряжение глаголов - это

а) изменение глаголов по лицам и числам;

б) изменение глаголов по падежам.

2.Как определить спряжение глагола?

а) надо посмотреть на окончание;

б) если личное окончание ударное, то определяем по нему,

если же безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс перед –ть.

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на – ить;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

Проверка. Работа  в электронной тетради или в разработанном электронном курсе.

Вывод: Что надо знать о I и II спряжении?

  1. Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают.
  2. В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
  3. Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

б) объяснение нового материала

Сообщение темы. Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Цель: познакомить с правописанием безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

 — Сегодня мы узнаем какие окончания имеют глаголы 2 лица единственного числа.

— Продолжим определять спряжение по местоимению и окончанию, а также по инфинитиву.; спрягать глаголы I и II спряжения.

1.Рассмотрим  таблицу

Местоимение

Лицо и число

окончания

I спряжение

окончания

II спряжение,

я

1 лицо ед. ч.

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. ч.

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. ч.

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. ч.

-ем

-им

вы

2 лицо мн. ч.

-ете

-ите

они

3 лицо мн. ч.

-ут, -ют

-ат, -ят

- Посмотри внимательно на таблицу и скажи

- В каком числе и лице окончания не зависят от спряжения (… лицо … ч.)

- Поставь  глагол пою, смотрю во 2 л. ед. числа.

- Какое у них окончание?

Запомни! Глаголы во 2-ом л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак.

 Таблица здесь: http://www.uchmarket.ru/n_6941_8.htm

Грамматическая сказка.

Мы сегодня говорим о глаголах 2 лица, поэтому предлагаю послушать вам сказку « Всегда твердая буква Ш и мягкий знак».

Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.

А  Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных  диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак Буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш- в глаголах 2 лица или в существительных женского рода III склонения.

У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге- от маленькой Запятой до самого Твердого Знака.

Почему букве Ш так не нравился Мягкий Знак? Почему иногда после шипящей Ш ставится Ь и что он обозначает?( Это орфограмма, указывает на то ,что это глагол 2 лица, ед. числа.категории)

2.Найти глагол во 2-ом л. ед. ч, выделить окончание, указать спряжение (Устно).

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Плещешь ты, куда захочешь

Ты морские камни точишь.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет

3.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: - проверить понимание изученной темы.

Поставить глагол во 2  л. ед. ч. (Устно под руководством учителя ):

меша__ (   спр.),

вытащ__ (    спр.),

пиш__ (      спр.),

напил__ (    спр.),

копа__  (    спр.),

наход__ (      спр.),

предлага__ (       спр.),

заговор__ (     спр.),

постро__ (     спр.),

покупа___ (        спр).

Алгоритм

1. Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение.

3. Вспомнить местоимения  и личные окончания.

в) закрепление нового материала

Цель: обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации, формирование умений определять спряжение и спрягать

Уровень А

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

 Задание 1.

Определи спряжение и проспрягай:

кинуть, молчать, грозить, вить

Задание 2.

Запиши глаголы во 2  л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

 

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит ,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит.

 Проверка . (Прочитать, назвать спряжение, окончание глаголов).

Уровень В

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

Задание 1.

Определи спряжение и проспрягай:

кинуть, молчать, грозить, вить

Задание 2.

1. Запиши глаголы во 2  л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит ,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит.

 2. С глаголом цветёшь составь предложение. Выполни  разбор по составу.

Проверка. Отправь файл с работой учителю на проверку.

Уровень С

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

Задание 1.

Определи спряжение и проспрягай:

кинуть, молчать, грозить, вить

Задание 2.

  1. Запиши глаголы во 2  л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит ,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит.

2.- К глаголу цветёшь подбери однокоренные слова, разбери их по составу.

- С глаголом цветёшь составь предложение.

- Сделай морфологический разбор имени прилагательного, которое будет в твоём предложении.

Проверка. Отправь файл с работой учителю на проверку.

г) Выходной контроль

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Тест 

 Выдели правильный  ответ

1. Какие окончания имеют глаголы во 2  л. ед. ч.?

а) - ешь, -ишь;

б) - ете, -ите;

2. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

а) -у (-ю), -ем, - ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят)

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на – ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4. Ко 2 спряжению относятся:

а) все глаголы на – ить+ 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4) Найдите  глагол  2  л. ед. ч..

1) грузишь        

2) успеете              

3) решаешь              

4) ходим

5) Найдите  глагол  2  л. ед. ч...

1) ноешь        

2) говорю

3) пойдёшь          

4) варить

Проверка. Прочти ответ..

д) Итог урока. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Над какой  же темой мы сегодня  работали? (спряжение глаголов)

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

е) Рефлексия.

- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

ж) Домашнее задание.  

А) Методический комментарий для учащихся. 

Поставь глаголы во 2-е лицо единственного числа. Определи спряжение. Выдели окончание глаголов.

Размышляю, пущу, учу, брожу, сушу, люблю, вырастаю, уроню, кружу, окрашу, подарю, спрашиваю, нападаю, посмотрю, порхаю, кормлю, умею.

Пользуйся алгоритмом.

Алгоритм

1. Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение.

3. Вспомнить местоимения  и личные окончания.

 Б) Методический комментарий для учащихся. 

Прочитай текст, озаглавь. Спиши, вставь пропущенные орфограммы.

    Х…р…шо  летом  в поле, на речке! Ты  бр…деш…   по  ш…рокому заречному лугу. На ярком  цв…точке не сразу заметиш… пеструю бабочку. Слушаеш… летнюю музыку.

Глоссарий

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Глаголом называется самостоятельная  часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают  на вопросы  что делает? что сделает?

Глаголы изменяются по числам и родам. 

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида.

Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать?

Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаго́л — часть речи, которые обозначают действие предмета  и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а и,о)?.

Спряже́ние — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение - это постояннный грамматический признак. Спряжение глагола определяется набором его личных окончаний.

Лицо́ — грамматическая категория, выражающая отношения участников описываемой ситуации и участников речевого акта (говорящего и слушающего).

Число́ (в грамматике) — грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета.

Инфинити́в— неопределённая форма глагола, одна из безличных форм глагола.

Вре́мя — грамматическая категория глагола, выражающая отношение времени описываемой в речи ситуации к моменту произнесения высказывания, который в языке обозначается словом «сейчас»

Настоя́щее — часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в настоящий момент.

Прошедшее время— одна из грамматической категории времени, используемая для описания ситуации, имевшей место до момента речи или до момента, описываемого в речи.

Будущее время — одна из грамматической категории времени, описывающая события и действия после момента речи.

В русском языке будущее время связано с использованием глагола быть в будущем времени (буду, будем; будешь, будете; будет, будут) в рамках составного глагола, вторая часть которого (несущий смысловую нагрузку глагол) может быть в совершенной или несовершенной форме.

Совершенное, совершённое глагольная форма, означающая актуальность для настоящего момента некоторого завершённого (или даже незавершённого, но начавшегося в прошлом) события или его последствий.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, которое имеет или будет иметь предел, результат: выучить, нарисовать, заиграть, запеть, толкнуть, прыгнуть.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие, не имеющее предела, ограничений во времени и результата: учить, рисовать, играть, кричать.

Литература: 

  1. «Русский язык. Учимся играя.», В.В.Волина,  Екатеринбург: «АРГО», 1996 г.
  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Справочное пособие по русскому языку для 4 класса” АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Полный курс русского языка .4 класс»; АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
  4. Н.М.Бетенькова «орфография, грамматика - в рифмовках занимательных», М.: Просвещение, 1994 г.
  5. А.Г.Нарушевич, Е.В.Попова «Тесты по русскому языку», М.: АСТ-ПРЕСС,1997г.

Интренет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/   Глагол в русском языке

http://www.varson.ru/ns_rus_serglagol.html  Таблицы по теме глагол

http://www.uchmarket.ru/n_6941_8.htm

http://www.uchmarket.ru/d_2635.htm

Е.Е.Кривилёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по теме "Органы чувств" для дистанционного обучения

Данный материал используется для дистанционного обучения. Материал включает в себя тест по данной теме....

Фрагмент урока для обучения учащихся грамматической конструкции "Present Simple" 3-е лицо, единственное число

Фрагмент урока для обучения учащихся грамматической конструкции  "Present Simple" 3-е лицо, единственное число, используя скороговорку....

Презентация и конспект урока по теме: Закрепление правописаний окончаний глаголов 2 лица единственного числа

На данном уроке активно применяется  исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по теме: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Тема: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа:Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего п...

Конспект урока. Род личных местоимений 3 лица единственного числа. (3 класс УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формировать умение определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений....

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...