Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe1.doc804 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Имя существительное».

                  Программа «Школа России»

Учитель начальных классов

Тюрбеева Наталья Авкановна

Республика Калмыкия

Черноземельский район

п.Комсомольский, ул.Ленина,54

МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

                             

                           

п.Комсомольский, 2011

                       Тема урока: «Имя существительное».

Цели: закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных; уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек».

Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).

                                               Ход  урока

Учитель. Во время занятий мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами души, а для этого приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш урок.

Дети просматривают слайды, зарисовки и этюды о природе. Звучит фонограмма звуков природы.

Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для описания природы.

Учащихся называет слова и записывают в тетради. Учитель записывает их на доске в графе «Природа»: цветы, деревья, солнце, животные, горы и пр.

Докажите, что это имена существительные. Какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов?

Учащиеся в индивидуальных ответах  называют и доказывают признаки имени существительного, написание орфограмм.

Учитель. Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире природы (вывешивает на доску предметно - сюжетные, картинки, изображающие грозу, снегопад, закат, восход, рассвет)

   Какие явления природы изображены на этих картинках? Запишите, сравните свои записи с моими.

Учащиеся называют и записывает явления природы. Учитель записывает на доске предлагаемые существительные: снегопад, гроза, закат, восход, рассвет.

Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки. Грамматические признаки какого слова отличают его от других?

Учащихся аргументируют свой ответ, исключают «лишнее» слово (определяют род, склонение).

Перечислите и запишите существительные, которые относятся к миру людей.

Учащиеся называют слова. Учитель записывает некоторые из них на доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта.

Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает человека от других живых объектов природы?

Учащиеся:

  1. Только человек может мыслить;
  2. Только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;
  3. Только у человека есть душа, а у животных инстинкты;
  4. Такое качество, как доброта, есть у человека.

Решите орфографические задачи, определите склонение имен существительных.

Учащиеся работают с орфограммами, определяют склонения существительных.

Прочитайте слова искусство, творчество, прогресс, наука, образование. К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов (природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.

Учащиеся доказывают, аргументируют, рассуждают, делают выводы: «Только человек может мыслить, создавать, творить».

(Создание проблемной ситуации). Прочитайте и запишите следующую группу слов: рождение, любовь, красота, жизнь, верность. К какой группе слов они относятся? Решите орфографические задачи. Докажите правильность своего решения.

Учащиеся записывают, решают орфографические задачи, объясняют свои умозаключения, делают вывод: «Эти слова относятся и к миру природы, и к миру человека». Доказывают свои ответы: «Человек – это часть природы, значит, человек и природа взаимосвязаны».

По каким признакам мы можем классифицировать существительные, с которыми работали сегодня на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.

Учащиеся.

1.Все эти слова – имена существительные обозначают  предмет.

2.Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления, события, абстрактные понятия, об этом мы и узнали сегодня на уроке.  

Учитель. Составьте и запишите предложение по его началу.

                         «Природа плачет, когда …» 

Примерные ответы учащихся:

  1. когда человек загрязняет водоемы;
  2. когда человек убивает животных;
  3. когда человек уничтожает леса.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Учитель. Как всё это можно записать одним предложением?

Учащиеся. «Природа плачет, когда человек нарушает гармонию в природе».

Учащиеся называют варианты предложений, доказывают на примере собственных наблюдений, научных знаний, приходят к общему выводу. Учитель уточняет, корректирует умозаключения учеников, делает обобщение, записывает новое предложение.  

Учитель. Составьте и запишите ещё одно предложение по его началу.

«Природа радуется, когда …»

Примерные ответы учащихся:

1) когда человек высаживает новые деревья;

2) когда человек создает заповедники;

3) когда человек слышит и понимает язык природы.

Природа радуется, когда человек её любит.

На уроках школьники видят реальный мир с разных сторон. Содержание каждого урока – новая страница из книги жизни и новая ступенька в овладении методами познания мира.

Познание мира тесно связано с внеклассной деятельностью.

Предлагаю один из фрагментов классного часа, который является продолжением данного урока.

В предварительной работе ученикам предлагалось нарисовать на сердцах – символах ответы на вопрос: «Что в природе их радует больше всего?».

Учащиеся показывают рисунки сердца, на которых изображены предметы природы.

1 ученик (показывает сердце, на котором изображена снежинка).

Мне очень нравится зима, особенно когда идет снег.

2 ученик (показывает сердце, на котором изображена птичка).

Я люблю пернатых, особенно слушать их пение.

3 ученик (показывает сердце, на котором изображены цветы).

Я просто обожаю полевые цветы.

4 ученик (показывает сердце, на котором изображена радуга).

Я влюблен в радугу.

5 ученик (показывает сердце, на котором изображены листья).

Я люблю наблюдать за появлением листьев и слушать шелест опадающих листьев.

Звучит запись звуков природы.

С помощью интерактивной доски демонстрирую кадры с изображением природы. На фоне этих зарисовок учитель читает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок , не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....

Открытый урок по русскому языку "Число имён существительных"

Знакомство с изменением имён существительных по числам; формирование умения изменять имена существительные по числам, развитие орфографической зоркости, обогащение  словарного запаса....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс

Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку "Род имён существительных" ( 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных" разработан для учащихся 2 класса по УМК "Перспектива" . Основная цель - способствовать воспитанию ...