Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся с именем числительным, с обычаями празднования Масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk.yaz.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Терёхина Ирина Владимировна, учитель начальных классов,
МОУ гимназия №17, г. Королёв
Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)
Цели:
- Познакомить с именем числительным как частью речи.
- Дать понятие о порядковых и количественных числительных.
- Познакомить с обычаями празднования Масленицы.
- Орг. момент
- Повторение изученного. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с новой частью речи и поговорим об одном замечательном событии, происходящем в эти дни по всей нашей стране.
- - Найди 4 имени существительных (блин, весна, радость, солнце)
к | у | г | р | б | о | у |
о | в | к | ы | л | м | ф |
а | е | м | с | и | и | х |
н | с | о | л | н | ц | е |
у | н | ж | з | ы | к | ч |
р | а | д | о | с | т | ь |
б | о | в | у | к | я | ю |
- Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)
- Масленица – один из самых любимых, весёлых и озорных народных праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда радость. Люди забывали про холода, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины. Они радовались от души скромному приходу весны и в последний день зимы сжигали чучело Масленицы.
- Что такое имя существительное? (на доску вывешиваю карточки)
Имя существительное |
- – Прочитайте стихотворение.
Здр…ствуй, Масленица г…довая,
Наша гостьюшка д…рогая!
Приезжай на к…нях вороных,
На сан…чках расп…сных.
- Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные.
- Что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное |
- Выпишите те прилагательные, в которых количество звуков и букв не совпадает (годовая, дорогая).
- Объясните значения следующих слов:
синонимы |
антонимы |
омонимы |
- Напишите слова, противоположные по значению:
весёлый |
сытый |
мокрый |
солнечный |
- – Ребята, а что на Масленицу делают? Напишите глаголы.
- Что такое глагол?
Глагол |
- Прочитайте поговорку:
Ох, Масленица – белошейка, тебя встретим хорошенько!
- Как понимаете эту поговорку? Что значит «встретим хорошенько»?
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
- Назовите известные вам части речи, которые встретились в этой поговорке.
- Что такое местоимение? (Часть речи, указывающая на предметы или признаки предметов, не называя их, и замещающая в речи имя существительное, имя прилагательное или имя числительное.)
Местоимение |
- Что такое наречие? (неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, другого признака или признак предмета)
Наречие |
- Работа над новой темой.
Работа с учебником (с. 55). Рубрика «Давай подумаем».
- Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Работаем в тетрадях и у доски (5 человек выписывают слова под соответствующую карточку)
- Какие слова не выписали? (девять, второй, шесть) Почему?
Имя числительное |
- Прочитайте правило в рубрике «Тайны языка».
- Что такое имя числительное?
- Что называет имя числительное? (количество предметов или порядок предметов при счёте)
- На какие 2 группы делятся числительные? (количественные и порядковые)
- Что называем количественными числительными? (называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)
- Какие числительные называем порядковыми? (называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Какие это числительные? (количественные)
- Почему?
- Работа в тетради.
Упр. 1.
- Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.
Упр.2.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопросы. Какие это числительные?
Неделя
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(В. Степанов)
- Рубрика «Путешествие в прошлое»
- Мы сегодня много говорили о Масленице. Каждый день масленичной недели имеет своё название.
Понедельник «Встреча Масленицы» | Вторник «Заигрыши» | |||
Среда «Лакомка» | Четверг «Разгуляй – четверг» | Пятница «Тёщины вечёрки» | ||
Суббота «Золовкины посиделки» | Воскресенье «Прощёный день» |
- Объясните значение слова «тёща» (мать жены)
- «Золовка» (сестра мужа)
- Как вы думаете, почему так называются дни недели?
Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…
Третий день Масленицы, среда — лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
Пятый день Масленицы называется выразительно — тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает.
Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день — прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры — лёд растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». — «И ты меня прости». — «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Прощёное воскресенье — это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
- Назовите числительные, которые мы использовали, когда считали дни масленичной недели (первый, второй, третий…)
- Какие это числительные?
- Итог урока.
- Итак, с какой частью речи познакомились?
- Какие бывают числительные?
- Как отличить порядковые числительные от количественных?
- Понравился урок?
- Что особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
Конспект урока русского языка составлен к УМК "Начальная школа XXI века " под редакцией Н.Ф.Виноградовой.К конспекту прилагается презентация. Данный материал может быть полезным при ...
урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
урок русского языка в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" по теме "Имя числительное" изучение нового материала Технология проблемное обучение....
Урок русского языка в 4 классе по теме « Имя числительное»
Цель: познакомить с частью речи «Имя числительное» и значением....
Урок русского языка для 3 класса по теме "Имя числительное" с презентацией для интерактивной доски Мимио.
Методическая разработка урока для 3 класса по теме "Имя числительное" с презентацией для интерактивной доски Мимио....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное - часть речи".
Целостная картина урока оформлена с помощью технологической карты. Урок несёт проблемный и развивающий характер, что способствует формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. В данном ур...
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Имя числительное"
Наш век – это век информации, которую можно найти в разных источниках: книгах, журналах, интернете и т.д. и эти источники стали доступны для разных категорий людей и для любых возрастов. Но, на ...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
Урок разработан в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова...