разработка урока русского языка по теме "Общее значение однокоренных слов"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Скирденко Мария Николаевна

Урок русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_znachenie_odnokorennyh_slov.docx151.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева»

Учитель Скирденко М.Н.

П.Ракитное

2011г.


Урок русского языка в 1 классе

Тема:  Общее значение однокоренных слов.

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные слова, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативных: инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважения к своим товарищам.

Оборудование: компьютерная презентация,  проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске,

I.  Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая разминка. 2 слайд

  1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.
  2. Определение знаков препинания в конце предложения:

Что, Иванушка, невесел?

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

  1. Скандирование словарных слов:

ребята

язык

дорога

Москва

учитель

        

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Найдите слово, которое нельзя перенести?

Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски)

- Что мы с вами записали? (слова)

- Что имеют слова? (значение)

Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

III. Постановка учебной задачи.

- Послушайте, что произошло однажды на лугу:  3 слайд
 - Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.

-Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?   Почему?
- А кто такие родственники? (Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками)

- Назовите родственников среди действующих лиц сказки. 

- А нет ли родственников среди слов нашего языка? Как это можно установить?

(проведём исследование). Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1.Исследование.
- Назовите героев-родственников сказки :

-Запишите эти слова:  гусь, гусыня, гусята.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНО
Е) (ожно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
                                                                           СЛОВА

                                                                          значение

                                                 похожее                                            разное

                                             общая часть

- Как называются слова, обладающие этими признаками?

2.  Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

- Какие же значения имеют родственные слова? 4-5 слайд

- Предположите, зачем нам нужны знания о родственных словах?

3.Образование родственных слов.

 - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба  (учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми)

Назовите одним словом фразу: небольшая, мелкая рыба. (рыбка, рыбешка)

- Рыбная ловля. (рыбалка)

- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (рыбак)

- Ловить рыбу. (рыбачить)

- Прочитайте вслух написанные на доске слова.

(Рыба, рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить)

Физкультминутка. 6 слайд

-  На экране  написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес – лесник

Река – плот

Сад – садовый

Дом – домашний

Дом - дым

Стена – гвоздь

Кот – котик

Поле -  полюшко

Гриб – грибной

Обед - стол

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

3. Упражнение 3.

- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

4. Самостоятельная работа. Работа над упражнением  5 с.81 в Р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

V.  Первичное закрепление изученного.

1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» 7 слайд
- Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
Давайте поможем словам найти «свою семью».
- Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах (Приложение 1.) ребята первого ряда к слову ДОМ;  ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ).

2. Проверка.

3.Найдите лишнее слово.  8 слайд

кот

котёнок

котята

котофей

котел

кошка

котище

VI. Итоги урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?

- найдите схему помог

VII. Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран    9 слайд

- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…

Приложение 1.

дом

гриб

лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Цели:- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить...

Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова"

В работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе...