Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гаврилова Александра Юрьевна Миронова Елена Николаевна

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.

Цель: изучить йотированные гласные буквы е,е,ю,я, которые обозначают 2 звука и обозначают один звук, который служит показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока обучение грамоте

в развивающей системе обучения

Гавриловой Александры Юрьевны

г.Санкт - Петербург.

2011г.

Тема урока: « Йотированные гласные буквы Е,Е,Ю,Я.»

Цель: изучить йотированные гласные буквы е,е,ю,я, которые обозначают 2 звука и обозначают один звук, который служит показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Знать: буквы е, е, ю, я, что они особенные.

Понимать: в каких случаях пишется 1 звук, а в каких случаях2 звука.

 Применять: уметь слышать изученные звуки в словах

                     уметь читать слова горки не отрывая взгляда.

Анализ: букв е,е,ю,я; деление слов на группы.

 

 Синтез: выделение в буквах е е ю я звука (й); составление рассказа по буквам; составление звуковых схем слов и рассказ о слове по схеме.

Оценка: знаний об изученных буквах и их особенностях для правильного чтения.

Аффективная область:

- выполнения самостоятельных заданий, данные учителем

- принимать активное участие в обсуждении вопросов возникающие в классе.

-внимательно слушать учителя и своих товарищей;

-активно участвовать в группе при обсуждении вопросов.

-работа в парах.

План урока.

  1. Орг.момент…………………………………………………………………………1 мин
  2. Введение ……………………………………………………………………………5мин
  3. Введение новых букв и звуков…………………………………………………….5мин
  4. сообщение целей урока, разбор слов……………………………………………..7мин
  5. вывод…………………………………………………………………………………3мин
  6. изучение свойств букв е е ю я………………………………………………………7мин
  7. мини – эссе  о изученных буквах…………………………………………………..5мин
  8. работа с горками…………………………………………………………………….5мин
  9. самостоятельная проверку на проверку усвоения знаний……………………….5мин
  10. итог урока……………………………………………………………………………3мин
  11. орг. момент…………………………………………………………………………..1мин

        

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сейчас у вас будет урок обучения грамоте. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Вам понадобится- пенал, тетрадь, азбука.

  1. Введение.

Ребята посмотрите на доску. Что за текст написан на ней?(загадка.

А кто же догадался какая отгадка.

Зимой и летом

Одним цветом. ( елка)

А как вы догадались? По каким признакам? (ответы детей). А сейчас, закроем глаза. Вспомним один из самых любимых праздников детей- новый год. Представим красивую, пышную, украшенную ель. Представим как на ней блестят игрушки, сверкают разноцветные лампочки, а под ней множество разных подарков. А теперь откроем глаза- посмотрите, и у нас на доске появилась ель. А что за  подарки спрятаны под ней вы должны угадать. Слушайте внимательно загадки.

1. Берегись, когда берешь

Весь в иголках острый…….(Еж)

2.Моет все, что тащит в рот

   Он чистюля – наш…..(енот)

  1. Накружусь, наверчусь

Устану на бок повалюсь. (Юла)

Докажи свой ответ.

Подсказка ИГРУШКА

  1. Если он на дне лежит

Судно в даль не побежит. (Якорь)

Докажи свой ответ.

Подсказка НА ДНЕ ЛЕЖИТ; СУДНО.

ПО ХОДУ ОТГАДЫВАНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОТВЕТОВ.

Вот мы и открыли все коробки с подарками  и знаем, что в них лежит.

3. Введение новых букв и звуков.

Ребята, посмотрите на правую иллюстрацию. На ней изображен…

Произнесем хором, медленно это слово.

Какие первые 2 звука мы слышим?

На письме эти 2 звука обозначаются одной буквой-Ё

Составим схему этого слова(вызывается желающий ученик + устный комментарий (ученик- учитель))

А теперь проделайте аналогичную работу с остальными отгаданными словами. ( таким образом проводится проверка, появляются схемы слов на доске.)

4.

ребята, посмотрите внимательно на слова- отгадки. Как вы думаете какие буквы мы сегодня с вами будем изучать на уроке? (Ё,Е,Ю,Я) молодцы.

А сейчас самостоятельно, в своих группах попробуйте составить схемы слов записанных на доске: МЕЛ, МЕД, ХРЮША, МЯЧ. Затем  один из представителей группы запишет свой вариант на доску.  Представители групп записывают схему только одного слова.

А теперь проверим. У какой группы получился такой же вариант, поднимите руки.

У какой не так, а иначе.

(напишите свой вариант.)

 внимательно посмотрим на схемы.

Сравните, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. В словах ЁЖ, ЕНОТ, ЮЛА, ЯКОРЬ? (2)

А в словах МЕЛ, МЁД, ХРЮША, МЯЧ? (1)

 Где находятся изучаемые буквы в первом случае? ( в начале слова)

А во втором? ( после согласного).

Ребята, посмотрите, как интересно получается  одна и таже буква в разных случаях обозначает разное количество звуков. Почему же такэ7 кто догадался?( ответы детей)

Если одна из изучаемых гласных находится в начале  слова или после гласной буквы, то она обозначает 2 звука, а если после согласного, то …,?

Предлагаю рассмотреть еще одно слово: ГРЮЕТ

В какой   части слова находится? ( в середине и в конце слова) составим схему слова.

Сколько звуков обозначает в этом слове гласная буква Ю?

Обоснуйте свое решение.

А сколько же звуков обозначает гласная буква Е?

 Почему?

 Прочтем слова написанные на доске:

МАЯК, ПОЕЗД, ПРОЁМ, ПОЮТ. Определите, сколько звуков обозначают изученные нами буквы.  

  1. Вывод.

 А СЕЙЧАС САМОСТОЯТЕЛЬНО  попробуем сделать вывод по изученному.

И так мы узнали, что гласные буквы Е,Е,Ю,Я обозначают …..звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после…..буквы.

А после согласной буквы Е,Е,Ю,Я обозначают…звук(а).

После вывод озвучивается(чтением вслух) и проверяется другими группами.

  1. Изучение свойств букв Е,Е,Ю,Я.

Ребята прочитайте слово мил-какой звук обозначает первая буква?

Мы уже знаем, что буква и является показателем мягкости предшествующего согласного.

Давайте, ребята, посмотрим,  на буквенную ленту, в каком ряду стоят изученные нами сегодня буквы? во втором, какая буква находится тоже в этом ряду? Буква и.

И так какой мы можем сделать вывод?( Что буквы е, е, ю, я тоже являются показателем мягкости предшествующего согласного.)

7. Мини - Эссе о изученной букве.

Сегодня мы многое изучили о новых буквах е,е,ю,я и их звуках,  а сейчас представитель от каждой группы выйдет и вытянет карточку с буквой и вместе с группой составит  УСТНО маленький рассказ о изученной букве. Постарайтесь не упустить все известные нам факты, чтобы буква не обиделась.

КАЖДАЯ БУКВА СОСТАВЛЯЕТ МИНИ ЭССЕ , ПОСЛЕ ПРИЗЕНТУЮТСЯ.

8. Работа с карточками -  горками.

Написаны буквы.

Е       Е       Ю       Я

Ел     Еж    Юг     Ля

Ель   Ёрш  Юла   Яма

Если  Ёлка Юбка Ясли

9. Самостоятельная работа на проверку усвоения знаний.

 На доске записаны слова в которых встречаются изученные буквы, разделите их на 2 группы, где встречаются изученные буквы с 1 звуком, а где с 2 звуками.

10. итог урока.

И так ребята с какими  буквами мы сегодня с вами познакомились? (Е,Ё,Ю,Я)

Что нового мы узнали о них? ( что они являются показателем мягкости предшествующего согласного звука.)

А еще? ( что эти буквы имеют то один звук , то 2 звука.

В каком случае буквы Е,Ё,Ю,Я, образуют 2 звука? А когда один?

Молодцы.  

11. орг. момент.

 Урок окончен, можете готовиться к следующему уроку.

        

        

        

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).

Итак мы узнали, что гласные буквы Е.Ё,Ю,Я обозначают …….. звук(а), когда находятся в ………. слова, либо после ……….  буквы.

После согласной буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ……звук(а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте по традиционной системе образования "Школа России" по теме:"Повторение и обобщение изученного".

Данный урок и презентация по программе "Школа России":-способствует развитию литературно-грамотной речи;-помогает обобщить знания о твёрдых и мягких согласных;-развивает мышление, память, прививает ин...

Проект урока обучение грамоте в 1 класса

Тема:  Согласные глухие звуки [к], [к]. Согласная строчная буква к.Программа: традиционная программа Образовательная система «Школа 2100».(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).  ...

Урок обучения грамоте по Образовательной системе "Школа 2100"

Урок обучения грамоте разработан на основе технологии деятельностного метода. По теме "Звук и буква Дд"...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Проект урока обучения грамоте (чтение) по системе Давыдова - Эльконина

Проект урока обучения грамоте, тема «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши». Система развивающего обучения Давыдова - Эльконина. Проект содержит поэтапное описание урока...