Подготовительная работа к изучению орфограмм корня слова в 1 классе.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

В статье привожу примеры словообразовательной работы в букварный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   «Дыхание свободно в каждой гласной,

                                                                     В согласных прерывается на миг,

                                                                     И только тот гармонии достиг,

                                                                     Кому чередованье их подвластно».

                                                                                                                С.Я.Маршак

            Родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом, настоящем, приобщается к культурному наследию. Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно не обязательно, как учёному, знать в деталях основы языковедческих наук. Но есть ряд элементарных навыков и понятий, которыми необходимо владеть образованному, культурному человеку.

            В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, построении фраз и т.п.), а так же умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи, это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

             В течение многих лет работы я стала задумываться над тем, что дети, приходящие в 1 класс, с трудом составляют распространённые предложения, на вопросы отвечают однозначно, боятся высказать личное мнение. А ведь каждый человек в процессе использования языка проявляет уровень своего развития, своей культуры. Поняла, что связь общего развития с характером и содержанием речевой деятельности человека выдвигает в качестве общей цели курса русского языка – освоение учащимися основной, коммуникативной функции, в качестве его основной задачи – развитие речи школьников. Решается эта задача в процессе всей жизнедеятельности ребёнка на всех учебных предметах, а предметы русский язык и чтение задают направление этой работе и систематизируют результаты. Для решения этой задачи необходимо в классе создать творческую атмосферу. А это возможно, если я увлечена своим делом, душой переживаю за ребёнка. Тогда и ученик не боится допустить оплошность, высказать и отстоять своё мнение. В такой атмосфере важно научить ребёнка трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда. Всегда пытаюсь влюбить ученика в русское слово, строю уроки так, чтобы за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» не потерялся наш великий русский язык. А дети не только почувствовали красоту русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких.»  (Н.В. Гоголь)

              Предлагаю приёмы, которые использую для осуществления этой задачи на уроках русского языка.

Словообразовательная работа

              Умение выделять в словах корень, образовывать однокоренные слова, объяснять смысл слов, даёт толчок для обогащающего речевого запаса детей и является основой, фундаментом грамотного письма.

              В букварный период предлагаю следующие задания, с постоянным усложнением.

1. Прочитай слова, найди одинаковую часть в этих словах и объясни их смысл:  

                         нора                           лес

                         норка                         лесник

                         норушка                    лесной

                                                            перелесок

2. Найди лишнее слово, объясни смысл:

                         жара

                         жарил

                         ужалил

                         жарко

3. В каком столбике формы слова, а в каком даны слова с разным значением. Докажи.

                         дуб                               дуб

                         у дуба                          дубок

                         под дубом                   дубовый

                         к дубу                          дубрава

4. Выдели общую часть слова, объясни смысл.

                   

                        город

                        городок

                        пригород

                        городской

На этом этапе можно провести следующую аналогию.

              Родня, родственники – это люди, которые часто собираются вместе. У них общие интересы, они похожи внешне. Бабушки, дедушки – это уважаемые люди, к которым приходят чаще всего, с их мнением считаются. Они – корень всего родства. Тоже самое происходит среди слов. Есть слова самые первые. От них образуются другие слова, но корень в них одинаковый, лишь меняется смысл слов. Эти слова называются родственными или однокоренными.

5. Сравни слова, будут ли они являться родственными. Какую гласную буду писать в общей части слов ?

                                лов

                                л…вил

                                нал…вил

                                ул…в

6. Какую согласную будем писать ?

    грибок                           столбик                               зубик

    грибник                         столбовой                           зубной

    гри…                             стол…                                 зу…

7. Найди лишнее слово.

                 шум

                 шумок

                 шумный       признак предмета

                 шутка

                 шут

                 шутник

                 шутил         действие предмета

8. Сколько предметов означает слово?

                 дом

                 снег

                 лес

Образуй такие родственные слова, чтобы они обозначали несколько предметов.

9. Выдели общую часть. Поставь ударение. Назови безударную гласную.

           зима                     зимний                    зимовал

10. К словам, обозначающим признаки предметов, подбери слова, обозначающие предмет.

                                               морозный – мороз

                                               снеговой

                                               арбузный

                                               садовый

В послебукварный период продолжаю работу над словообразованием.

         Запоминание написания корней слов помогает учащимся  осознанно подходить к изучению основных орфограмм начальной школы, подбору проверочных слов.

В ходе изучения темы «Корень»  на стене класса появляется передвижной стенд или «дерево», (рисунок дерева или ствол дерева с большим количеством веток) на котором вывешиваю таблички с изученными  корнями (гласная в корне выделяется другим цветом). На уроках изучаем  основные корни слов:

Бел- ,бол- ,больш- ,брос- ,близ- ,брод-, бег-,

Вал-,вар-,волос-,вод-,воз-,волн-,врач-,вра,-,верн-,весен-,верх-,весел-,ветв-,вид,взгляд-,вис-,встреч-

Глаз-,глот-,говор-,голос-,город-,гор-,говор-,гроз-,грач-,гнезд-,гриб-,гряд-

Да-,дар-,давн-,дал-,двор-,дет-,дерев-,длин-,добр-,дом-,дорог-,дров-,дожд-,держ-

Жал-, жар-, желт-

Звон- ,здоров- ,золот-, звёзд-, звен-, звер-, зелен-, земл-, зим-

Каз-,кат-,клад-,кач-,ковр-,кол-,коз-,класс-,колос-,корм-,кот-,кон-,кор-,кос-,крас-крик-,клев-,крив-

Лов-, ласк- ,лед-, лес- легк- ,леж-, лен- ,лин- ,лист-, лис-

Мал-, мел- ,молод- ,мог-, мор-, мост-, мед-

Нор-, нос-, ноч-, ног-

Окн- ,он-, озер- ,осен-, ответ-

Пар-,пас-,плод-,плот-,полос-,пол-,помог-,пад-,песн-,плеч-,песн-,пятн-

Рог- ,род-, рев-, рек-, ряб-, ряд-

Сад-, сказ-, слов-, скольз-,слон-, смотр-,слов-, сов-,сосн-, стол-, сторон-, сторож-, стран-, стен-,стекл-,сил-, свет-, свист-, сестр-, Сид-, след-, скрип-, син-, спин-, спеш-, стрел-

Трав-, тащ-, троп-, трав-, тек-, тен-, темн-, тепл-, тиш-, трещ-, тряс-, тяж-, тян-

Хвал-, хвост-, холм-, хром- ,холод-, хлеб-, хрип-, хитр-, хот-

Шаг-, шар-, шал-, шкаф-, шир-, шип-, шерст-

Час-,числ-,чист-, чит-, черн-

Цен-,цвет-, цеп-

Яв-, явл-, яд-, ясн-

Обращаю особое внимание на изучение таких корней, как:

 Ш (шить), п (пить), л (лить), б (бить), в (вить). Знание именно этих корней помогает избежать ошибки при изучении темы «Разделительный мягкий и разделительный твёрдый знаки». Привожу примеры слов, вызывающих особую трудность при написании:   шью,   пьёт, льёт,   бьёт,  вьёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"

В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...

Технологическая карта урока русского языка - "Проверочная работа по изученным темам" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: Проверочная работа по изученным темамТип урока: урок развивающего контроля.Цель урока: создание условий для закрепления знаний об имени прилагател...

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...