Урок русского языка по теме "Слова, к которым нельзя поставить вопрос"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе

Урок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»

 (урок изучения нового материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе

Урок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»

 (урок изучения нового материала)

Цели:

Познакомить  учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся.
  2. воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
  3. обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи

Развивающие:

  1. развивать  умение самостоятельно добывать и использовать  необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
  2. развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
  3. развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  1.  формировать ценностно-ориентированного отношения к  воспитывать любовь к родному краю, мотивированное  стремление беречь и охранять природу родного края;
  2. формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Оборудование:

  1. плакаты.
  2. Разноуровневые  карточки.
  3. магнитофон; проектор, компьютер



Ход урока.

  1. Организационный момент

-Сегодня  у нас необычный урок. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а великие исследователи, ученые. И сегодня нам предстоит делать великие открытия.

-Как вы думаете, какие качества нужны ученому, чтобы открытие состоялось? (дети высказывают свои предположения - они отмечаются на доске(терпение, наблюдательность, усидчивость, внимание, ум))

-Все эти качества мы берем с собой на урок. Вы готовы к сотрудничеству?

  1. Разминка

-Давайте вспомним с какими группами слов мы с вами знакомы? (предметы, действия, признаки).

-Что вы знаете о каждой группе слов? (дети дают названия группам и называют их признаки).

На доске расположена ромашка. При названии каждой группы, лепесток переворачивается. На нем указаны группы. Один лепесток остается не перевернутым.

  1. Создание проблемной ситуации

На доске записаны слова.

-Распределите слова по группам (слон, большой, пенал, лечить, зеленый, ах, прыгать, тетя, болеть, нужный)

- Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)

-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)

- Все ли слова распределили по группам?

- Какие возникли трудности? (слово «ах»)

-Почему это слово не попало ни в одну из групп?

-А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (дети пытаются подобрать разные вопросы)

В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.

  1. Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий.

- А теперь самостоятельно сформулируйте тему урока. О чем мы будем сегодня говорить? (после ответов детей открывается тему урока на доске)

-Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между». (открываю последний лепесток ромашки, на котором записано название новой части речи)

-Сегодня на уроке мы выясним с какой целью в нашей речи употребляются междометия.

а) инсценировка сказки (выступают подготовленные дети)

-Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев.

«Ах и Ох»

«Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен.

Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:

-Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!

А Ох ноет с утра:

- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»

-Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох)

-Какие чувства выражает каждое из этих слов?

б) знакомство с междометиями

В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции. (варианты междометий записаны на таблице)

Ах – восхищение, радость

Ух – недовольство, удивление

Ох, Ну – огорчение

Ай, Ой – грусть

Ух, Ой – удивление

Фу, фи – злоба, недовольство

Эх – ликование, радость

Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции.

в) составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении.
-Составьте предложения по схемам.( междометия  выставляю перед составлением предложений)

-  Чего не хватает в предложениях? ( восклицательного знака, запятой)

(Ах!)   _____   _____  _____!

(Ох,)  ______  _____  _____!

(Ой,)  ______  _____!

(Эй,)  ______  _____  _____!

-Какие слова помогли вам правильно составить предложения?

-Какое чувство выражает каждое предложение?

-Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий?

  1. Физкультминутка
  2. Междометия в произведениях известных писателей

-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.

-Послушайте отрывки из известных вам произведений.

а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

-Узнали откуда?

-Найдите новое слово.

-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)

б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»)

-Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)

в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне»)

-Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)

VII.   Групповая работа

-А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие местоимения и записать)

а)   - Щиплет уши, щиплет нос.

      - …, на улице мороз!  (Ой)

б)   - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)

в)   -В пятнышках спинка.

     - …, как неловко.

     - И покраснела божья коровка. (Ох)

г)  - …, бескрылый человек, у тебя две ножки,

    -Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.  (Эх)

Варианты стихов появляются на слайдах. Каждая группа зачитывает свои варианты.

VIII. Восстановление деформированного текста. (Работа в парах. Дифференцированный подход )                                

На каждой парте лежат карточки.

-Выбери и составь только те предложения, в которых есть междометия.

Карточка

  1. Как, ах, снежком, лес, зимний, в, красив, уборе
  2. Пушистым, ветки, покрылись, инеем
  3. На, кружева, снежинок, из, осинках
  4. Здорово, как, эх, на, прокатиться, с, на, лыжах, горки

   

Проверка работ

IХ.     Выводы по уроку

-Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?

(1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия.

  2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее.

  3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая.)

- А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:

Мне, -сказало междометие, -

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово …! (Ах)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово … ! (Ох)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ! (Ой)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ! (Эй)

У кого захватит дух,

Произносит слово … ! (Ух)

Интересно жить на свете,

Если знаешь…. (междометия)

Х. Рефлексия

-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.

ХI.Домашнее задание

Литература:

  1. Н.В. Лободина, О.А. Юдина Открытый урок // Приглашаем на урок.-Волгоград.-2010
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.4stupeni.ru/
  4. http://pedsovet.org/
  5. http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Урок русского языка во 2 классе по УМК  «Школа 2100» по теме " Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" Цели и задачи:воспитывать интерес к русскому языку и потребност...

Презентация к уроку русского языка на тему"Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?" (УМК "Школа 2100")

Данная презентация была составлена к уроку русского языка во 2 классе (УМК "Школа 2100"), но она может применяться и учителями, работающими по другим программам....

Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы : кто? что?"

Урок русского языка по теме  "Слова, которые отвечают на вопросы : кто? что?" -  это урок «открытия» нового знания.Цель: развитие умений ставить к слову вопро...