Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, развитие его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует речевые навыки, т.е. дополняет учебный предмет «Развитие речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_.uchus_govorit_pravilno.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа – интернат № 23  II, III, IV и VI видов г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23    Годин А.Е.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Учусь говорить правильно»

для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Мизернова И.Г.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Белгород, 2012 г.

«Учусь говорить правильно»

Пояснительная записка

В 1 классе слабослышащие дети имеют крайне суженный опыт устной речи и практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. Учитель формирует у них словарный запас, начиная с простейших частотных слов обиходно-разговорной речи. Кроме того, педагог учит пользоваться в речи практической грамматикой языка, его основными морфологическими и синтаксическими закономерностями. Большое внимание направлено и на формирование элементарных навыков связной устной речи.

На изучение учебного предмета «Развитие речи» в 1 классе отводится 82 часа в год (I полугодие - 3ч. в неделю, II полугодие - 2ч. в неделю). Центральную задачу предмета «Развитие речи» составляют формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно». Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, развитие его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует речевые навыки, т.е. дополняет учебный предмет «Развитие речи».

Рабочая программа  коррекционного курса «Учусь говорить правильно» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы по развитию речи для специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II).

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

Целью коррекционного курса является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи,  выявление индивидуальных особенностей первоклассников.

На занятиях используются специальные задания:

  1. на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  2. выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  3. выделение лишнего предмета;
  4. объединение различных предметов в группы;
  5. выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Задачи:

  1. формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
  2. формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
  3. формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;        
  4. развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;  
  5. формирование личности ребенка: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  6. развитие воображения и творческих способностей.
  7. адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

Специфика курса состоит в том, что занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

        Принципы работы с детьми  по развитию речи:

  1. Научность.
  2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.
  3. Учет  деятельности детей (игра, быт, занятие).
  4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.
  5. Доступность, конкретность.
  6. Концентричность.

Виды занятий:

1.Рассматривание картины.

2.Рассматривание предметов.

3.Загадывание загадок.

4.Дидактические игры:

- пальчиковые;

- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);

- артикуляционная гимнастика;

- звуковые игры;

- дыхательная гимнастика.

Приемы обучения:

1. Объяснение.

2. Повторение.

3. Пример правильной речи.

4. Прием сравнения.

5. Подсказка.

6. Исправление.

Содержание учебного курса

Содержание курса  «Учусь говорить правильно»  не дублирует программу первого класса по предмету «Развитие речи», а дополняет его. Все занятия коррекционного курса строятся в игровой форме,  что имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной  мотивации.

Словарная работа

Работа над усвоением следующих групп слов:

  1. Слова, выражающие поручения, приказания.
  2. Слова, обозначающие предметы, действия, местоположения, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира.
  3. Многозначные и обобщающие слова.

Работа с картинами

        Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов; воспитывать чувства детей.

Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?

2. Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.

3.  Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.

4.  Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?

Работа с загадками

Решающую роль в поддержании интереса к загадке играют:

- конкретность;

- доступность;

- красочность образов;

- звучность рифм.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не разгадана, это вызывает у ребенка жажду познания.

Дидактические игры

        Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей, так и задачами воспитания.  В начале игры необходимо создать  игровое настроение.  Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.

Воспитание звуковой культуры речи:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Изучаемый звук соотносить со звуками окружающего мира.
  3. Произношение  звука отрабатывать в словах, слоге, слове, предложении.
  4. Проводить работу над развитием интонационных средств

Формирование диалогической речи:

        Данному виду работы на уроке  должна  предшествовать  большая  коллективная и индивидуальная работа с учащимися на определенную тему.

 Обучение детей рассказыванию

        1. Можно предложить всем детям составить рассказ описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка Мишка.

        2. Лучше дети составляют рассказы через дидактические или сюжетные игры. Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон.

Пути формирования правильного звукопроизношения:

  1. 1.Развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гигиена).
  2. Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка.

Обучение детей связной речи

  1. Применение и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный  процесс; повествовательных простых нераспространенных и распространенных предложений, предложений с отрицанием, предложений с обращением.
  2. Краткие и полные ответы на вопросы.
  3. Составление вопросов устно и письменно.    
  4. Речевой этикет.

Перечень тем:

  1. Мы идем учиться.
  2. В классе.
  3. Мы играем.
  4. Осенью.
  5. Моя семья.
  6. В нашем доме.
  7. Зимой.
  8. Про животных и птиц.
  9. В саду, в лесу, в огороде.
  10. Весной.
  11. На улице.
  12. Летом.

Тематический план

1 четверть

Тема

Количество часов

Учебные вещи.

1

Мой класс.

1

Школьные занятия

1

Мои любимые игрушки.

1

Овощи.

1

Фрукты и ягоды.

1

Деревья

1

Наступила осень.

1

Итого

8

2 четверть

Тема

Количество часов

Осенние каникулы.

1

Мой режим дня.

1

Дикие животные.

1

Домашние животные.

1

Домашние и дикие животные.

1

Поздняя осень.

1

Зима.

1

Скоро Новый год.

1

Итого

8

3 четверть

Тема

Количество часов

Зимние каникулы.

1

Зимующие птицы.

1

Зимой в лесу.

1

Животные зимой.

1

Зимние забавы детей.

1

Мой дом.

1

Наши мамы.

1

Растения весной.

1

Птицы весной.

1

Животные весной.

1

Итого

10

4 четверть

Тема

Количество часов

Весенние каникулы.

1

Весной на реке.

1

Весна в саду и в огороде.

1

Весной в поле.

1

Насекомые весной.

1

В парке весной.

1

Улица города.

1

Итого

7

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения данного курса школьники смогут:

-  проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;

-  ориентироваться в пространстве;

-  правильно пользоваться письменными принадлежностями;

-  обогатить, закрепить, уточнить свой словарный запас;

-  уметь составлять рассказ из 3-5 предложений устно;

-  определять основных героев рассказа;

-  подбирать некоторые определения (прилагательные), называть действия (глаголы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих логопедических уроков «Учимся говорить правильно»

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, нап...

Классный час «Курение. Учусь говорить «Нет!»» (Для учащихся 3-4 классов)

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить. Данный классный час направлен на формирование здоров...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Учимся говорить правильно»Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и пис...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ &la...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим правильно"

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, методологические и теоретические основы программы., основные требования к уровню подготовки обучающегося, содержание прог...