Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Хохлова Ольга Дмитриевна

                                                          

Урок – диалог русского языка во втором классе.

Новые стандарты образования нацеливают нас на формирование у обучающихся ключевых компетентностей: умения сотрудничать, способность к решению проблем, способность самостоятельно организовать свой труд и т.д.

Быть компетентностным – значит использовать свои знания и опыт  в новых жизненных обстоятельствах. Но без опыта деятельности формирование компетентностей невозможно. Чтобы научиться общаться – нужно общаться.

Поэтому на уроках мы используем диалоговые формы обучения, которые позволяют обучающимся получать опыт содержательного предметного общения, т.к. диалог – это и есть форма общения.

Предлагаем вашему вниманию разработку такого  урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок - диалог русского языка50 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок русского языка во 2 классе.

Тема:   Наблюдения над словами – признаками. Развитие умения ставить вопросы к                                словам- признакам.  

Цель: 1.Познакомить с частью речи имя прилагательное, развивать умение различать имена прилагательные по вопросам, определить роль имен прилагательных в речи.

           2. Формировать умение выстраивать культурное, содержательное общение с педагогом и со сверстниками, работать в парах, группах, вести дискуссию, умение видеть собственные трудности и преодолевать их через совместную деятельность,.

Ход урока:

I .Словарная  работа. Актуализация личного опыта ребенка.

      (Создание ситуации успеха.)

 На доске картинки с предметами:    лимон, яблоко, арбуз.

                                         -  Назвать эти предметы.  

                                         -  Что мы говорили, называя  предметы? (слова)

                                          -Записать слова, называющие предметы.

(в тетради записывают, указывают опасные места)

Лимон, яблоко, арбуз.  

- Какое слово лишнее    (лимон - начинается с согласного, арбуз – ягода, яблоко – звуков и букв больше, чем в других словах, лимон, т.к.яблоко и арбуз – зелёные, а лимон  желтый);             

- Назовите тематическую группу    (фрукты - ловушка, т.к. арбуз – ягода;

                                                              словарные слова;

                                                              слова, отвечающие  на вопрос что?).

II. Введение в тему урока. Подводящий диалог.

     ( Анализирующее коллективное наблюдение)

На доске расположены карточки со словами, порядок расположения нарушен. Слова напечатаны черным цветом, но наклеены на цветную основу.

- Ветер перепутал слова, разделите их на группы.

(Основания для деления слов предлагают сами дети).

ЯБЛОКО                                                                         

                    КРАСНЫЙ СОЧНАЯ  СПЕЛЫЙ  СЛАДКОЕ   МАЛИНА  КРАСНАЯ СОЧНОЕ   СПЕЛАЯ  СЛАДКАЯ   АРБУЗ

  КРАСНОЕ    СОЧНЫЙ     СПЕЛОЕ   СЛАДКИЙ

Ребята предлагают свои основания для деления слов на группы:

  1. 2 группы, т.к. в одной группе фрукты, а в другой – ягоды: 1- яблоко, 2- малина, арбуз.
  2. 1- малина, яблоко, арбуз – предметы; 2- остальные слова.
  3. По цвету.
  4. 1- яблоко красное, спелое, сочное, сладкое; 2- малина спелая, сочная, красная, сладкая; 3- арбуз спелый, сочный, красный, сладкий.
  5. Другие варианты.

(Выслушиваются все версии и аргументы. Во время такой работы ребенок не отвечает на  репродуктивные вопросы учителя, не механически воспроизводит полученные знания, а находится в поиске своих вариантов решения задачи на основе имеющихся знаний. Учится строить самостоятельные аргументы. Может соглашаться или не соглашаться со своими одноклассниками, отстаивать свою точку зрения).

На доске появляется упорядоченная запись:

        ЯБЛОКО                               МАЛИНА                                     АРБУЗ

        СЛАДКОЕ                             СЛАДКАЯ                                  СЛАДКИЙ

        СОЧНОЕ                               СОЧНАЯ                                     СОЧНЫЙ 

        СПЕЛОЕ                                СПЕЛАЯ                                     СПЕЛЫЙ

        КРАСНОЕ                             КРАСНАЯ                                   КРАСНЫЙ

- Отгадайте, какой предмет я загадала. ( Он спелый, сочный, красный, полосатый).

- Как вы  угадали, что это арбуз?  ( Назвали его признак).

- Какие слова- признаки  я назвала?   (Спелый, сочный, красный, полосатый).

-Кто сможет задать вопрос к этим словам?   (Какой?- спелый, красный, сочный, полосатый).

-Что называют эти слова?  (Признаки предмета).

-Кто догадался, какая тема нашего урока?   (Слова, называющие признаки предмета).

Называют      признаки предметов

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Находить слова, называющие признаки предмета и задавать к ним вопросы).Появляется карточка, фиксирующая первый вывод

III. Первичное закрепление материала.

1.  -Загадайте свой предмет, опишите его (назовите  его признаки), а мы попробуем отгадать.

(загадывают предметы, задаем вопросы к словам- признакам)

2.  - Введение слов, отвечающих на вопросы: какая? какое? какие?

           Маленькая, серенькая, пушистая – мышь.

          Зеленый, продолговатый, сочный – огурец.

         Ветвистая, зеленая, колючая – ель.

        Птица длиннохвостая, говорливая, хвастливая – сорока.

        Старательный, послушный, вежливый – ученик.

Вывод: слова, отвечающие на вопросы,   какой? какая? какое? какие?,

Отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

называют признаки предметов.                   Карточка номер 2.                                

IV. Наблюдение над ролью слов – признаков в тексте.

- Запись на доске:  Прошел  дождь. Выглянуло солнышко. Заблестели капли. Запели птицы. Природа ожила.

- Представьте картину, которая нарисована словами этого текста.

- Что особенного в этом тексте? (Он « бесцветный»).

 - Почему?   (Нет слов, которые «раскрашивают»  текст).

- Попробуем добавить  такие  слова в текст. Теплый, ласковое, хрустальные, веселые.

( слова придумывают ребята)

   (Задают вопросы, записывают текст,).

-Что изменилось? (текст стал красочным, понятнее, веселее и т. д. )

     (выслушиваются версии детей).

Вывод: слова, называющие признаки предметов, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

«раскр   «Раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

                                         

                                         Зовусь я имя прилагательное.

                                        Ко мне, дружок, ты будь внимательным.

                                       Определяю я приметы

                                      Они со мной весьма приметны.

                                    Сладкий, кислый и большой,

                                  Модный, узкий  и цветной.

                                 Я украшаю вашу речь,

                               Меня Вам надо знать, беречь.

  1. Упражнения в постановке вопросов. Сравнение частей речи.

- На доске запись слов. Ученый, дежурный, часовой.

 -  Задайте вопрос к данным словам.    (Задают вопрос какой?).

  - Учитель провоцирует детей. Задает вопрос кто?

(Создается проблемная ситуация, кто прав: дети или учитель)?

Заслушиваются варианты ответов, выбирается способ доказательства.

Составляются предложения. Лучшие записываются.

 Ученый провел эксперимент. Ученый  пес выполняет  команды тренера.

 Дежурный проветрил класс. Дежурный ученик раздал тетради.

Часовой провел ночь на боевом посту. Часовой механизм сломался. Часовой мастер ремонтирует сложное устройство.

Вывод: эти слова могут быть разными частями речи, все зависти от роли в предложении. 

«раскр   Могут переходить их одной части речи в другую

  1. Составление словосочетаний ( сущ. +прил.)

Яблоко – пирог.

Лимон – сок.

Фрукты – мороженое.

Вывод: слова – признаки могут быть образованы от слов – названий предметов.

«раскр   Могут быть образованы от слов – названий предметов.

VII.  Итог урока.  На доске, дети проговаривают вывода, опираясь на карточки – помощники.

 VIII.     Игра. (если осталось время на уроке), Можно предложить дома придумать игру.

                       Дом большой, а домик – маленький.

                       Река широкая, а ручей – узкий.

                       Сахар сладкий, а лимон – кислый.

        Дровосек (какой?) железный, добрый, сильный, мужественный.

                        Королева (какая?) Снежная, холодная, бессердечная.

                        Волк (какой?) серый, глупый, злой, голодный.

 Деревня, тетеря, старушка -  глухая.

 Клен, малыш, парик – кудрявый.

 Дорога, воля, дисциплина – железная.

Трудный – сложный, внезапный – неожиданный, молодой – юный, крепкий – прочный.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...