Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах
методическая разработка по русскому языку по теме

Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_moy_drug.rar58.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 х. Киреевка

«ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ» 

(Речь и культура общения)

Провела учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 3 Х. Киреевка

Просандеева Е.В.

                       

 

Цели:                       

•    Показать богатство русского языка,    обогащать словар ный запас учащихся.

•    Развивать речь учеников.

•    Воспитывать интерес и любовь к русскому     языку.

Оборудование:

-   плакат со словами М. Горького;

-   сообщения учащихся;

-   пословицы на доске;

-   игры со словами;

-   плакат со словами К. Паустовского;

-   компьютер, медиапроектор.    

 

Ведущий:   

         Тема нашего мероприятия записана на стене,  прочтите ее (чи таем вслух).

             Цель нашего мероприятия хотелось бы выразить словами М. Горького:

 «Язык - инструмент, необходимо хорошо его знать, владеть им».

Сегодня мы будем учиться правильно и красиво говорить, будем учиться владеть русским языком.

- Ребята, задумывались ли вы о том, что означает слово ЯЗЫК? Приведите примеры.

Делаем вывод, что ЯЗЫК – многозначное слово.

Один человек говорит, другой слушает, понимает его. Вы читаете  книгу,  газету, журнал и понима ете, что там написано. С помощью слов человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря ЯЗЫКУ. А сейчас послушайте рассказ и подумайте над вопросом: Почему баснописец древней Греции Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ни чего нет на свете, а в другом утверждает, что язык - худшее, что есть на свете.

ЯЗЫК

     Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был ра бом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спро сил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил:

     «Ты велел купить самое лучшее на свете. А что может быть лучше на свете, чем язык?                         

     При помощи языка строятся города, развивается куль тура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать вопросы, просить, приветствовать, мириться и выполнять просьбы. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

     Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп при обрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил Ксанфу и гостям: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают друг дру га, посредством языка можно лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может в нашу жизнь принести горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Ведущий: 

     ?      Так почему же баснописец Эзоп в одном случае го ворит, что лучше языка ничего нет на свете, а в другом ут верждает, что язык - худшее на свете.

     ?    От чего это зависит?

     ?      От кого?

Физпауза.  Игра «Доскажи словечко»

 Ведущий:                                     Болельщики:

 Ра-ра-ра — начинается.............../игра/

 Ры-ры-ры — у мальчиков ............/шары/

 Ро-ро-ро — у нас новое.............../ведро/

 Ру-ру-ру — продолжаем мы........./ игру /

 Ре-ре-ре — стоит домик на........./ горе/

 Ри-ри-ри — на ветках................../ снегири /

 Ар-ар-ар — закипает.................../ самовар /

 Ор-ор-ор — созрел красный ......../ помидор /

 Ир-ир-ир — мой папа...................../командир/

 Арь-арь-арь — на стене висит....../ фонарь /

 Ра-ра-ра — у мышонка есть........./ нора /

 Ре-ре-ре — носим воду мы в......./ ведре/

Ведущий:

 Оказывается, язык есть не только у людей, но и у муравьев, обезьян.

Ученик 1:

ЯЗЫК МУРАВЬЕВ

     Муравьи слепы, но они хорошо ориентируются и обща ются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык - «язык» запахов. На теле муравьев есть специальные органы, которые выделяют пахучие вещества. Найдя пищу, например, мертвую гусеницу, муравей на обратном пути метит дорогу запахом. По нему другие муравьи находят гу сеницу и каждый из них, возвращаясь в муравейник, метит дорогу тем же запахом. Чем больше запас пищи, тем силь нее запах, тем сильнее пахнет след.                             

?    О каком языке муравьев вы услышали в рассказе?

Ученик 2:

ОБЕЗЬЯНИЙ ЯЗЫК

     В Нью-Йоркском зоопарке ученые записали «болтовню» обезьян. Но начался дождь и эксперименты пришлось пре кратить. Через день ученые воспроизвели магнитофонную запись. Обезьяны, услышав крики, которые они издавали при приближении дождя, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка.

?   Почему обезьяны, услышав крики, бросились бе жать под навес?

Ведущий:

        Ребята, а вы знаете пословицы об языке?

Об языке написано много пословиц, поговорок. Как вы понимаете смысл этих выражений?

ЯЗЫК ГОЛОВУ КОРМИТ.

ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ.

БЕЗ ЯЗЫКА И КОЛОКОЛ НЕМ.

ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ.

?    Как можно объяснить значение этих пословиц?

Физпауза. Игра в «Эхо»

      Скажите, пожалуйста, как отвечает на вопро сы эхо?

     Вот, например, я спрошу в лесу или в горах, где есть эхо: «Сколько времени сейчас?» «Что оно мне ответит? (Дети: «Час, час, ас... «).  Правильно.

     А может ли, например, эхо ответить: «Сейчас одиннадцать часов пятнадцать минут»? Конечно, нет.

     Итак, правила игры в «Эхо» вам понятны. На чинаем играть.

Ведущий:                                  Болельщики:

Собирайся, детвора!             -ра-ра-ра!

Начинается игра!                    -ра-ра-ра!

Да ладошек не жалей!           -лей-лей-лей!

Бей в ладоши веселей!          -лей-лей-лей!

Сколько времени сейчас?     -час-час-час!

Сколько будет через час?     -час-час-час!

И неправда: будет два!          -два-два-два!

Думай, думай, голова!           -ва-ва-ва!

А теперь будьте внимательны:

Как поет в селе петух?           -ух-ух-ух!

Да не филин, а петух?!           -ух-ух-ух!

Вы уверены, что так?             -так-так-так!

А на самом деле как?             -как-как-как!

Сколько будет дважды два? -два-два-два!

Ходит кругом голова!...          -ва-ва-ва!

Это ухо или нос?                     -нос-нос-нос!       (ведущий держится за ухо)

Или, может, сена воз?           -воз-воз-воз!

Это локоть или глаз?              -глаз-глаз-глаз!   (Ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас?                -нас-нас-нас!    (Ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда?              -да-да-да!

Или только иногда?                -да-да-да!

Не устали отвечать?               -чать-чать-чать!

Разрешаю помолчать,            -чать-чать-чать!

Ведущий:

1. Называю слог «ба».

Составьте слова, начинающиеся с этого сло га. Называйте слова по очереди.

(ба-ня, ба-сня, ба-ян, ба-нан, ба-ран, ба-ра-бан, ба-зар, ба-гаж, ба-рак, ба-ба,   ба-тон, и т.д.)

 Выигрывает  тот, кто назовет больше слов.

  1. Подобрать рифму к слову зуб (дуб, куб, суп, пуп...)  Или: звено (зерно, давно, бревно...) 

(Сначала ведущий напоминает ребятам о том, что такое рифма — это созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, за вершающих стихотворные строки или части строк — от греч. rhithmos — согласованность)

тень (лень, пень, день, трень...) 

Выигрывает тот, кто называет последнее слово.

3. Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли (звук «г»)'

4. У нас на дачах растут разные овощи. Назовите те из них, в названии которых есть звук «р».

     (горох, петрушка, огурец, морковь, картофель, помидор, арбуз, репа, редька, редис, и т.д.)

     Выигрывает тот, кто назовет последний овощ.

Ведущий:

         Из уроков русского языка мы знаем, что одна буква мо жет творить чудеса, превращать одно слово в другое.

     Сейчас мы поиграем.

Игра «ФЛОТ ПОМОГ»

Образуйте новое слово, используя буквы слова Ф ЛОТ.

ПЕНА Л                      ШАР Ф

 БОР Т                          МЕТР О

(на карточке слова  написаны без последних букв,

 буквы дети брали из слова ФЛОТ)

Игра «ЗАМЕНИ ГЛАСНУЮ»

 БЕЛКА (булка)                        БАНТ (бинт)

САЛО (село)                            РЕКА (рука)

Игра «ЗАМЕНИ СОГЛАСНУЮ»

РОЗА (коза)                            ХАТА (вата)

ИГРА (игла)                            ЦВЕТ (свет)

Ведущий:

     Сегодня к нам на игру должны были прибыть гости из различных книг, но разные причины их задержали. Они прислали вам телеграммы, не забыли их подписать. Угадайте, кто прислал те леграммы?

     а) Уж вы извините, что я не приехал к вам на игру. У меня было столько забот да хлопот, пока устраивал дело своего хозяина, пришлось даже людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Но у меня все кончилось удач но. Желаю и вам успехов и удач.

(Кот в сапогах)

     б) Дорогие друзья! Я, конечно, постараюсь в другой раз прибыть на вашу игру. А сегодня мы только что расклеили на всех деревьях такие объявления:

«Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться туда поскорей». Дом, наверное, уже по лон больными. А вам я желаю крепкого здо ровья».

(Доктор Айболит)

     в) Прибыть на праздник не могу: от меня сбе жали брюки.

(Грязнуля, Мойдодыр»)

     г) Я не могу приехать на вашу игру, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудные цветы. Я уже привя зала себя поясом к ее самому большому перыш ку. И мы летим... Шлю вам привет!

(Дюймовочка)

     д) Привет! Мне бы, конечно, ничего не стойле к вам прилететь, потому что я самый лучший в мире летун.

Но я обещал побывать на дне рождения одно го знакомого мальчика. У него, конечно, буде! самый лучший в мире именинный пирог. А я луч ший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как-нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами и ждите.

(Карлсон)

     е) Прибыть на игру не могу, так как отправля юсь на гастроли с музыкальным шоу «Я от ба бушки ушел». (Колобок)

 Ведущий: 

У меня в руках шкатулка, а в ней спрятались разные предметы.

Чтобы узнать, какие, нужно разгадать загадки.

(По мере разгадывания загадок из шкатулки достаются отгадки.)

 а) В этой шкатулке лежит не куст, а с листочка ми, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказы вает. Что это? (книга)

 б) Грамоты не знаю, а весь век пишу, (ручка)

 в) Черные, кривые, от рожденья все немые. Встанут в ряд — заговорят. (Буквы)

г) В черном поле заяц бел

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним — тоже бел.

Кто же этот заяц? (Мел)

д) Хоть я и не прачка, друзья, стираю стара тельно я.  (Резинка)

 е)  Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры)

 ж)  Шея длинная такая, хвост крючком... и не секрет:

Любит всех она лентяев, а ее лентяи — нет! (Двойка)

 з) Есть, друзья, такая птица:

     Если сядет на страницу,

     Очень рад бываю я,

     А со мною вся семья. (Пятерка)

Ведущий:

   Заключительное слово: На этом наше мероприятие заканчивается.

   Надеюсь, оно убедило вас в том, что зани маться таким предметом, как русский язык, вов се не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

   Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и прав дой на протяжении всей вашей жизни.

   Закончить наш праздник мне хотелось бы словами К. Паус товского:

 

…КАЖДЫЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН

ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ СВОЙ ЯЗЫК!

Литература:

  1. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я . Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992г.
  2. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физической культуры “Подвижные игры (русская лапта)”4 класс

Задачи: 1) Разучить технику ловли, передачи и бросков мяча. 2)Развивать координацию, быстроту, ловкость, внимание. 3)Воспитать: целеустремленность, коммуникативные качества Необходимый инвентарь: с...

«Интегрированный урок физической культуры и окружающего мира в 1 классе»

Урок  разработан с учётом физического развития учащихся начальной школы, возрастных особенностей. Подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм в...

Презентация к уроку окружающего мира "Будь природе другом!" во 2 классе

Презентация к уроку окружающего мира "Будь природе другом!" во 2 классе...

тематическое планирование уроков физической культуры для ученика с ОВЗ , 2 класс

Планирование составлено согласно учебному плану для учеников , находящихся на домашнем обучении....

Внеклассное мероприятие по физической культуре и спорту для учащихся начальных классов «Весёлые старты»

Эстафеты и конкурсы являются одним из любимых видов деятельности для детей начальных классов из-за соревновательной направленности и двигательной активности. Интересные эстафеты для детей подготовить ...

Внеклассное мероприятие по физической культуре и спорту для учащихся начальных классов «Весёлые старты»

Укрепление здоровья детей и формирование у учащихся навыков здорового образа жизни...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...