РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

 

ЦЕЛЬ: отработка алгоритма действия при написании безударных личных окончаний глаголов; формирование умения распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 45___4_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 КЛАСС

УМК «Гармония»

ТЕМА «Правильные действия – правильная буква»

(формирование и совершенствование умений и навыков)

ЦЕЛЬ: отработка алгоритма действия при написании безударных личных окончаний глаголов; формирование умения распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания.

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.

На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.

- Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из:

1)  буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном;

2) суффикса имени прилагательного;

3) окончания глагола.

- Какие буквы войдут в цепочку?

Знит

- Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять).

- Во второй строке запишите слова (по памяти), которые помогли нам разобраться с буквами на минутке чистописания.

(Самопроверка)

- Какое слово лишнее?

(Дорога – словарное; бежит – не изменяется по падежам)

- Как изменяются глаголы? (По временам, числам, в прошедшем времени – по родам, в настоящем и будущем по лицам)

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

- Какого спряжения глагол бежит? (II)

- Как определили? (по ударному окончанию)

III. Словарная работа.

- Для чего проводим словарную работу?

- Зачем нужно запоминать слова из словаря?

- Запишите цепочку из словарных слов. Первое слово – глагол в неопределенной форме. (2 минуты) (Работа с учебником)

- Какое первое слово записали?

- Определите спряжение глагола?

-Как это сделать? (Посмотреть на что оканчивается и не является ли глагол исключением)

- Взаимопроверка.

- Есть ли ошибки?

- Какие?

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: «Правильные действия – правильная буква»

- Чем будем заниматься на уроке?

(Отрабатывать алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.)

V. Формирование умения распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания.

- Вместе с нами грамотно писать по-русски учится мальчик-иностранец. Он выучил 11 глаголов, но только не понял, почему их называют исключениями. Объясните.

(с.35 учебника)

- Мальчик-иностранец попробовал по памяти записать глаголы-исключения. Проверим его запись. (Задачник стр. 41, упр. 425). Над нужными поставим +, другие – зачеркнем, недостающие – допишем на приготовленных сточках). (Объяснение с места)

- А вы можете написать глаголы-исключения не потеряв их и не спутав?

- Запишите их в тетрадях столбиком.

(Самопроверка)

- Глаголы на –ать запишите в форме 1-го лица, множественного числа

- Глаголы на –еть запишите в форме 3-го лица, множественного числа

(Работа у доски)

VI.Физминутка.

- Отдохнем и потренируемся определять спряжение глаголов.

- Я говорю глаголы.

Если глагол I спряжения – поднять вверх одну руку, II спряжения – две руки.

        I                 II

        петь                гнать

        плясать                ответить

        хлопать                слышать

        играть                переносить

                        

VII. Сообщение новых сведений.

- Как рассуждали, определяя спряжение глаголов?

- Какие трудности встретились?

- А если бы я назвала слова удержать и смотреться (написаны на доске), сколько бы рук подняли?

- Слова удержать и смотреться – это глаголы-исключения?

(Сообщение в учебнике на стр. 37)

VIII. Отработка алгоритма действия при написании безударных личных окончаний глаголов.

- Для отработки алгоритма действий при написании безударных личных окончаний глаголов воспользуемся таблицей в задачнике на странице 37.

- Из пословиц, которые я продиктую, выписать глаголы с «окошками», выполнить все действия и вставить букву в окончании. (Работа у доски)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

(в глаголах второй пословицы окончания ударные)

- Теперь попробуйте самостоятельно определить окончание глаголов. Глаголы, записанные в первом столбике – обязательно, во втором – дополнительно.

        (мы)        верт.м        держ.мся

        (ты)        дума.ш.        слыш.ш.

        (вы)        дыш.т.        слож.т.

        (он)        точ.т        посмотр.т

        (они)        плач.т        стро.т

- Правильность выполнения задания проверю я.

IX. Подведение итогов урока.

- Над чем работали на уроке?

- Для чего необходимы эти знания? Где пригодятся?

- Что было трудным?

- Что удалось? Что не удалось?

- Какие задания вам показались особенно интересными?

X. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам продолжить работу с пословицами (смысл),  потренироваться писать безударные окончания глаголов и вспомнить изученные орфограммы. Упражнение 431. Учить глаголы-исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....