Русский язык 1 класс Русская азбука или алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кочкина Светлана Николаевна

Ознакомление с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей обобщение знаний в написании слов с мягкими согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_azbuka.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема:      «Русская азбука или алфавит»

                                         1 класс

                                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                     МОУ СОШ № 24 г. Краснодара

                                                                                                     Кочкина Светлана Николаевна


                                                                    Русский язык

     

     Тема: Русская азбука или алфавит

     Цель: Ознакомление с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей обобщение знаний в написании слов с мягкими согласными.

                                              Ход урока:

      1. Объявление темы урока.

                                                 - Отгадайте загадку:

                                                                                        На странице букваря

                                                                                        Тридцать три богатыря

                                                                                         Мудрецов богатырей

                                                                                         Знает каждый грамотей.

                                                                                                                                   (буквы)  

                                                                                                                                               Г.Вдовин  

     а) Назовите отгадку.

     б) Почему в загадке говорится о тридцати трех богатырях?

     - Правильно ребята, речь идет о буквах. Я даже знаю как называется страна в которой они живут – страна Азбуковедение. Последними в ней поселились два брата «Ъ» и «Ь», жителей стало тридцать три. Каждый имел своё жилище и не мог менять его на другое. Такие там строгие были законы. Правил этой страной король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА. Они пришли к нам в гости.

     Как то раз король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА решили устроить праздник. Все звуки надели нарядные платья, превратились в буквы, и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место по номеру жилища. Королеве АЗБУКЕ очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы АЗБУКА.

     Сегодня мы познакомимся с ролью русского алфавита в жизни людей.

 

     2. АЛФАВИТ и АЗБУКА останутся у нас до конца урока и посмотрят как вы усвоили учебный материал по теме «Мягкий знак показатель мягкости согласного».

 

     3. Первое испытание.

Минутка чистописания.

-  король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА хотят посмотреть, как вы научились писать букву, с которой начинаются их имена.

- Какую букву мы сегодня будем писать? (Правильно букву «А»)

  1.             А    а

 - Из каких элементов состоит заглавная буква «А» (сильно наклонная длинная линия с закруглением внизу)

- Из каких элементов состоит строчная буква «а» (из овала и короткой наклонной линии с закруглением внизу)

- Почему я нарисовала арбузную дольку между этими буквами? (потому, что слово арбуз начинается с буквы «А»)

- С какой буквы (заглавной или строчной) вы напишите имена короля и королевы? Почему?

- Давайте напишем предложение об АЗБУКЕ, я думаю, что это будет очень приятно королеве. АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

- Что означает это предложение? (это пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (запишите)

     4. Второе испытание: «Словарь»

     Король АЛФАВИТ, когда шел к нам на урок нес таблицу с волшебными шарами. Вначале каждый шар был на своем месте, но вдруг подул ветер и некоторые шары улетели. Помогите возвратить их на места. (Все записывают в тетрадь, а один ученик работает у доски)

 Ь

 Д

 Е

 В

 Д

М

 О

 Е

 З

 Ц

 А

 Я

 Й

  Е

 Б

 О

 Р

 В

 Е

 Х

 У

 Т

 П

- Молодцы ребята! Король АЛФАВИТ очень доволен вами, ведь это были названия его любимых животных, которые живут у него во дворце в стране Азбуковедения.

     5. Третье испытание.

     - Наши гости хотят проверить, прочны ли у вас знания по теме «Ь – как показатель мягкости согласных», и можно ли вас взять в путешествие по стране Азбуковедения. Ими приготовлены следующие задания: «Кто самый догадливый»

     а) Догадайтесь, как превратить

         ХОР – в хищного зверька (запишите)

         МЕЛ – в мелкое место

         КОН – в домашнее животное

         ШЕСТ – в число

Проверка – хорь, мель, конь, шесть.

     б) Нужное слово (Замените предложение одним нужным словом. Во всех словах должен быть                «Ь» ). Один человек у доски.

- Кусок ткани, которым покрывают стол.

- Первый месяц года.

- Число, больше шести, но меньше восьми.

- Урок физических упражнений.

     в) Запиши слова (у доски)

- Давайте разгадаем кроссворд, составленный коронованными особами. т. е. АЗБУКОЙ и АЛФАВИТОМ. Выпишите слова, которые означают названия

и

ю

н

ь

п

о

л

ь

к

а

о

с

е

н

Ь

п

а

л

ь

Т

о

о

л

е

н

Ь

п

а

л

ь

ц

Ы

д

е

н

ь

 - летнего месяца                                                                                                          

- танца                                                                                                                                                      

- времена года                                                                                              

- одежды                                                                                                                                          

- дикого животного                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- части руки                                                                                                                    

- части суток                                                                                                                    

     

     г) На этой таблице нарисованы отгадки. Послушайте загадки и найдите к ним картинки – отгадки (Напишите ответы в тетрадь, подчеркните «Ь»)

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса УМК "Школа 21 века"

Программа дополнительного образования по  русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана ...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...

Урок русского языка. "Великий русский язык". 1 класс

В презентации собраны игры со словами, способствующие повышению интереса к русскому языку, обогащению словарного запаса и орфографической зоркости у учащихся....

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...