Урок-путешествие "Антонимы"
материал по русскому языку по теме

Панькина Ирина Витальевна

Урок - путешествие "Антонимы", русский язык 2 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_2.pptx1.68 МБ
Файл k_uroku_antonim.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну слов

Слайд 2

Страна слов

Слайд 3

Словарная работа г.рой за.тра м.чта р.бята клас . герой завтра мечта ребята класс

Слайд 4

Озеро Многозначных слов

Слайд 5

Равнина

Слайд 6

слова бежать лететь мчаться мрак, тьма сумерки потёмки ребята дети малыши скорый быстрый торопливый 2 1 3 4

Слайд 7

Равнина Синонимов

Слайд 8

Лес Антонимов



Предварительный просмотр:

Учитель: Панькина Ирина Витальевна

Класс: 2 класс

Предмет: Русский язык

Цели урока

Образовательные:

  1. повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова,
  2. познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
  3. научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  4. расширить лексический запас учащихся;
  5. познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

  1. развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
  2. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  3. развивать умение работать в парах; самопроверка, сваимопроверка;
  4. развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные:

  1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  3. воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  4. воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:  УМК «Начальная школа XXIвека»

Используемое оборудование:  Наглядные пособия: карта Страны Слов. ПК, презентация.

Краткое описание: 

Урок-путешествие по теме «Антонимы» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»).

Ход урока:

  1. Организационный  момент

Сегодня мы с вами отправимся в Страну Слов. У меня есть карта этой страны, но на ней нет всех  названий станций. Поэтому нам самим придётся их дописывать. И это, ребята, замечательно, потому что мы сможем почувствовать себя не только путешественниками, но и исследователями. А поедем мы в Страну Слов на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания.

  1. Словарная работа

Для того, чтобы поезд тронулся, вам нужно правильно вставить буквы в слова, написанные на его вагонах. Слова: г.рой, за.тра, м.чта, р.бята, кла..

  1. Актуализация прежних знаний.

 - Молодцы, ребята, вы правильно вставили буквы и мы отправляемся в путь.

1 станция. Озеро  (Многозначных слов)

- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это озеро. А как оно называется, вы сможете узнать, выполнив задания. Я буду читать вам лексическое значение слов, а вы отгадывать их.

1. Кушанье из сваренной крупы.(манная, гречневая, овсяная)

2. Приспособление для запирания и отпирания замка.

3. Что-то беспорядочное, путаница, часто говорят, что это в голове.

4. Знак в начале нотной строки.

- Какие слова у нас получились? (каша, ключ)

-Почему лексических значений я прочитала вам четыре, а слов получилось два? Как называются такие слова? (это многозначные слова).

- Правильно, ребята. Это многозначные слова. И озеро носит такое же название – озеро Многозначных слов.

Поехали дальше

2 станция. Равнина (Синонимов)

- Миновали мы с вами озеро Многозначных Слов и выехали на равнину. Посмотрите, Слова здесь живут в домиках. Подумайте, почему Слова заселились в домики именно так? Что это за слова, как они называются?

1 дом: бежать, лететь, мчаться

2 дом: мрак, тьма, темнота, сумерки, потёмки

3 дом: скорый, быстрый, торопливый

4 дом: дети, ребята, детвора, малыши

- Какие слова мы называем синонимами? (близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос). Для чего нам нужны синонимы?

- Нам нужно заправить наш волшебный поезд, потребуются ваши знания. Какие ещё слова мы можем поселить в 4 домик? Подберите синонимы к слову «дети».

Физминутка.

  1. Знакомство с новым материалом.

3 станция. Лес (Антонимов)

- Перед нами лес. Жители этого леса очень интересные – они живут парами.

- Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать о них?

(На доске изображения весёлого и грустного лица, большого и маленького человека,  бегущего и стоящего человечка, день-ночь).

- Запишите в тетрадь получившиеся пары слов.

 

Весёлый – грустный, бежит - стоит, большой - маленький, день-ночь.

- Определите, на какие вопросы отвечают слова в первой паре. Надпишите части речи. Одинаковые ли они?

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)

(Та же работа проводится с остальными парами слов)

- Ребята, слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие противоположное значение, называются антонимами. И лес, который находится в Стране Слов, носит такое же название.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

- На какое слово похоже слово «антоним»? (синоним)

- Чем? (конец слова «оним»)

- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный), то и получится антоним.

При выборе антонимов  необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

А теперь мы поработаем с учебником. Открывайте с. 60. Рассмотрите картинки, сравни их. Начни слева направо. Запиши слова парами. Что объединяет эти слова? (Они противоположные по значению). Каждая группа получает задание.

Выполняются задания в тетради.

1 группа - уч. с. 61, упр.2

2 группа – уч. с. 61, упр. 3

После выполнения задания поменяйтесь тетрадями, сделайте проверку выполненной работы.

Объяснение дом. задания: уч. с. 61, упр. 4

- Итак, ребята, наше путешествие по Стране Слов подходит к концу. Мы сегодня с вами дали название безымянному лесу, озеру, равнине.

 5. Итог урока. Рефлексия.

Продолжите предложения
 Я узнал: 
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились.
 "Скажу я слово ВЫСОКО,
 А ты ответишь:…. (низко)
 Скажу я слово ДАЛЕКО,
 А ты ответишь:… .(близко)
 Скажу я слово ПОТОЛОК,
 А ты ответишь:… .(пол)
 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
 И скажешь ты:… .(нашел)
 Скажу тебе я слово ТРУС,
 Ответишь ты:… .(храбрец)
 Теперь НАЧАЛО я скажу,
 Ну, отвечай:… .(конец)
Думай медленно, работай быстро.
Не дорого начало, похвален конец. 

 
6. Домашнее задание. Страница 61 №4

- Урок окончен. Все свободны!

Дополнительное задание.

Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на  картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.

(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа, весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)