Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кольцова Людмила Петровна

Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных»

Тип урока: открытие нового умения.

Цель: создать условия для открытия написания ь  у существительных  женского рода после шипящих.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: писать ь у существительных женского рода после шипящих.
  2. Метапредметные: уметь действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли.
  3. Личные: проявлять интерес к новому учебному материалу.

Оборудование:  карточки со словами, раздаточный материал (конверты с гласными буквами – а, о, е, и) у учеников на партах; учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык. 4 класс. II ч.». –М., 2005.

Ход  урока

  1. Организационный момент

  1. Чистописание

На доске:   ж  ш  щ  ч

Учитель: Посмотрите на доску и скажите, почему эти буквы мы пишем сегодня на минутках чистописания.

Ученики: Это шипящие. Они связаны с темой урока.

Учитель: Напишите эти буквы целую строку.

  1. Словарная работа

Учитель прикрепляет карточки с прописными буквами на магнитную доску. Дети записывают слова в столбик.

шоссе

пианино

пальто

метро

кенгуру

фламинго

широкое

чёрное

новое

красивое

молодой

розовый

Проверяем с помощью карточек

  1. Что общего у этих существительных?  Основа и корень – всё слово.
  2. А чем отличаются два последних существительных? Это несклоняемые существительные общего рода.
  3. Подберите к существительным прилагательные.

  1. Языковая разминка

На доске:

День (какой?)  короткий

Бросил (что?)  луч

Луч (чей?)  свой

Луч (какой?)  последний

  1. Рассыпалось предложение, составьте его из словосочетаний (варианты детей).
  2. А теперь запишем авторский вариант.

      прил.        сущ. им.п.    мест.  сущ. в.п.        прил.                Гл.

Короткий    день     свой    луч    последний    бросил.

  1. Выполняем синтаксический разбор предложения.

У доски:

1 ученик: разбор по членам предложения и частям речи.

2 ученик:

3 ученик: Морфологический разбор

Луч(что?) сущ., н.ф.  луч, неодуш., нариц., м.р., в.п., ед.ч., дополн.

4 ученик: Разбор по составу   последний (прил.);  бросил (гл.)

  1. Постановка учебной задачи

  Открыть  орфограммы

1)

ь

2)              и

Я

Ь           Е

ю

3)

чь

4)

?

показатель мягкости

Разделит. ь

у глаголов н.ф.

  1. Ещё 1 работа Ь, а какая, вы сегодня определите сами.
  2. Прочитаем алгоритм для выполнения коллективной работы.

Алгоритм

Это имя существительное?

                    Да                                                                    Нет

Есть ли шипящий на конце слова?

Этой орфограммы нет в слове

     

          да

   нет

Это ж.р.?

         да

В нач. форме?

     нет

         

         Да                                                  ь    

               ь

  1. Я буду читать загадки, а вы запишите отгадки в 2 столбика:      ж.р.          м.р.
  1. Завертелся, закружился

И столбом до неба  взвился.  (смерч)

  1. Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.  (ключ)

  1. Утка в море,

Хвост на заборе.  (ковш)

  1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.   (мышь)

  1. Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

А потом вдруг убежала.   (ёж)

  1. Стукнешь о стенку –

        А я подскачу.

Бросишь на землю –

А я отскачу.  (мяч)

  1. В небе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.  (печь)

  1. Мама речку в дом пустила.

       Речка весело журчала,

Мама в ней белье стирала,

А потом, а потом

Я купался под дождём.   (душ)

  1. Подходить к дому стала,

С неба солнце украла.   (ночь)

Проверка

ж.р.

мышь

печь

ночь

м.р.

смерч

ключ

ковш

ёж

мяч

душ

  1. Что вы написали у существительных женского рода после шипящих, работаю по алгоритму?  Ь
  2. Допишите ещё 4 слова женского рода с шипящим на конце.

Работа в парах.

  1. Поменяйтесь тетрадями.

Взаимопроверка.

  1. Работа по учебнику

II ч., стр.7, упр.179

Проверка коллективная.

  1. Итог
  1. Какую ещё одну работу выполняет ь? (возвращение к орфограммам)

Ответы детей.

  1. Домашнее задание

     II ч., стр.12, упр. 7.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"

Цель данного урока: подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак....

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных. Роль ь знака в словах.

 Предметные  результаты:  получить  представление  о  правописании  ь  после                 шипящих...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...