Главные вкладки

    План-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме:
    "Имя прилагательное как часть речи".

            Этот урок я проводила в прошлом учебном году в своем 2 Б классе. Работаем по учебнику А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова). Урок изучения нового материала прошел живо и интересно. Дети работали с удовольствием, усвоили новую тему, выполнили большой объем заданий. В своей практике придерживаюсь истины: "Импульсом к началу познания служит удивление". Буду рада, если мои идеи пригодятся Вам в Вашей работе или станут источником Вашего вдохновения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_rus.yaz_._erylkina_s.p..doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка,

    проведенного во 2 Б классе МБОУ Багаевской СОШ №3

    учителем Ерылкиной С.П.

    Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

    ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

    Задачи:

    1. Создать условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

    2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

    3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Ход урока

    I. Оргмомент

      Давайте улыбнемся друг другу.

      Пусть сегодняшний урок принесёт

      Всем радость общения друг с другом.

    Продолжите фразы:  (написаны на ватмане, вывешены на доске)

    Я хочу, чтобы этот урок…

    Желаю всем ребятам….

    Обещаю, что …

    1. Минутка чистописания.
    1. пальчиковая гимнастика
    2. письмо

    отгадайте загадку:

    Какой это мастер на стекла нанес

    И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

    - Мороз рисует узоры на стекле, а мы рисуем узоры скорописи в наших тетрадях

    На доске запись- образец    

    1. Словарно-орфографическая работа

     картинный диктант (с комментированием?) с передачей мяча друг другу

     ворона, заяц, медведь, лисица, собака, лошадь, корова.

    Самоконтроль по тетради «Знайка»

    Кто доволен своей работой?

    Кто нашел у себя ошибки? (дети работают с сигнальными карточками)

    На какие группы можно разделить этих животных? (домашних и диких) Где живут домашние? А дикие? (В лесу)

    Я приглашаю вас сегодня в зимний лес.

    Совершить эту заочную экскурсию поможет нам картина великого русского художника Ивана Шишкина «Зима». Давайте рассмотрим ее внимательно и попробуем описать красоту зимнего пейзажа. Представьте, что мы входим в этот лес…

    1. Какая погода нас встретит?
    2. Что можно сказать о воздухе, какой он?
    3. Как выглядят деревья? Расскажите о них.
    4. Заметили ли вы одинокую птичку? Опишите ее. Как мы можем помочь птицам перенести это тяжелое время?
    5. Давайте прислушаемся. А что можно услышать зимой в лесу? Включаю запись зимней стужи. Какие звуки вы слышите? Какой ветер? Какой муз.инструмент помог передать звук ветра? (скрипка)

    Итак, художник – красками, поэты – стихами, композитор -  музыкой изображают красоту и величие родной русской природы. А мы попробуем передать красоту леса словами.

    Запишите в тетрадь:

    Лес (какой?) …зимний

    Птичка (какая?) маленькая

    Небо (какое?) светлое

    Деревья (какие?) высокие

      Что обозначают слова, которые помогли описать эти предметы? (Признак предмета) Кто знает, какой частью речи они являются? (Прилагательные)

     Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.  

                                                                                                                                               Слайд

    IV. Создание проблемной ситуации.

    -  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)

            Слайд 6

    -  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

       Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

                     Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

         Слайд 7

    Продолжим нашу экскурсию ФИЗМИНУТКА «СЛЕДЫ» под музыку ИЗ М/Ф «МАША И МЕДВЕДЬ»

    V. Исследование данной проблемы.

    Сейчас мы поговорим о лесных обитателях. Откройте учебник на с. 24, упражнение 287.

    Прочитайте 1-е предложение.

    У нее зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

    - Как вы думаете, о каком животном идет речь в этом предложении?

    ( это сделать трудно)

    Посмотрите ребята, ваши мнения разошлись, почему? Нет признаков

    -Прочитайте второе предложение.

    У нее зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть пушистая, золотистая.

    Теперь можно догадаться о ком идет речь?

    -Почему? Какое из предложений дает точное описание предмета? Какая часть речи называет признаки предмета? (прилагательное)

    НАЗОВИТЕ ИХ. Работа у доски и в тетрадях.

    Запишите имена существительные в левый столбик, а имена прилагательные в правый.

    зубки                         острые

    рыльце                     тоненькое

     ушки                         чуткие

     шерсть                      пушистая, золотистая.

    Знакомимся с другим лесным жителем. Отгадайте загадку на с.25 учебника.

    Окраской сероватая,

    Походкой мешковатая,

    Повадкой вороватая,

    Крикунья хрипловатая. Кто это? (ВОРОНА) найдите и назовите признаки этого предмета.

    (сероватая, мешковатая, вороватая, хрипловатая). Какая часть речи обозначает эти признаки? (имя прилагательное)

    Смысл какого слова вам не совсем понятен? Кто может объяснить?

    Почему так быстро догадались, о ком идет речь? (дано подробное описание ее признаков с помощью имен прилагательных)

    Какой можно сделать вывод? Какую роль играют имена прилагательные в речи?

    Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

    Слайд

    Физминутка для глаз.

    Найдите глазами листочки с изображением вороны, развешанные по классу. Они пронумерованы. Прочитайте их по порядку вслух. Следите глазами, говорите каждый раз быстрее.

    ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА.

    Как называют такие фразы в устном народном творчестве? (Скороговорки)

    Работа по группам на закрепление изученного материала.

    Игра «Кто в мешке?»

    Каждая группа выбирает мешочек, в котором находится фигурка какого-либо животного, сказочного персонажа. Нужно сообща подобрать имена прилагательные, которые описывают его признаки. Другие группы отгадывают название животного.

    (лиса, медведь, волк, заяц) + слова

    Бурый, мохнатый, косолапый

    Серый, хищный, жадный, злой, голодный

    Белый, пушистый, трусливый

    Рыжая, хитрая, ловкая.

    Какая часть речи помогла вам точно описать предмет?

    Мы еще раз убедились в том, что если точно описать предмет с помощью прилагательных, можно узнать его, даже не видя.

    + РЕГ КОМПОНЕНТ. КАКИЕ ИЗ НАЗВАННЫХ ЖИВОТНЫХ ОБИТАЮТ В НАШЕЙ ОБЛАСТИ? ….А ЕЩЕ У НАС МОЖНО УВИДЕТЬ ….(ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛЛ.) ИХ ИЗОБРАЗИЛ ХУД-АНИМАЛИСТ КОМАРОВ.

    Индивидуальная работа по карточкам. Вставить в текст имена прилагательные, подходящие по смыслу.

    Игра «Украсим деревце.»

    На столе разложены листочки, на которых написаны слова разных частей речи. Деревце украшаем только прилагательными.

    Проверим работу по карточкам.

    Зачитать предложения вслух. Какими они были без прилагательных, потом какими их записали дети.

    Какое больше нравится, почему? Какая часть речи помогла сделать красивым это предложение?

    Сделайте вывод.

    Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.                                                                                                 Слайд.

    Запишем это предложение в тетрадь и на доске. Найдите главные члены предложения, определите какими частями речи они являются. Найдите прилагательное. Подчеркните волнистой линией. Укажите часть речи.

    На резерв времени:

    Игра – разминка.

    Если я назову сущ – стоите, если прилагат – приседаете, если глагол – прыгаем на месте.

    Прежде чем играть, повторим, что обозначает имя сущ? (название предмета)имя прилаг (признак предмета), глагол (действие предмета)

    Белый, ветер, идет, снег, холодная, заметает, сосулька, прозрачное, замерзают, снежный.

    Итог урока

    Оценки

    Дополни фразы (вывешены на доске)

    Урок был..

    Мне было интересно узнать, что…

    У меня получилось ..

    С какой частью речи познакомились?

    Что вы узнали об имени прилагательном?

    Какую роль выполняет имя прилагательное в речи?

    д/задание