Урок по русскому языку 4 класс
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Марина Викторовна Андреева

Урок по русскому языку  по теме"  Правописание окончаний имен существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

Тема: «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

Используемые технологии:

- игровая

-  проблемно-развивающая                                                       

                                                       

                   Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №139

                                                 Андреева М.В.

Санкт-Петербург

Тема «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.
  2. Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.
  3. Развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
  4. Воспитывать умение работать в коллективе, группе, паре; умение прислушиваться к мнению своих товарищей; умение объективно оценивать других и себя.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 4 класс Рамзаева Т. Г.
  2. Рабочая тетрадь
  3. Карточки с заданиями для работы в группе, паре

Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку
  2. Словарно-орфографическая работа

-Ребята! Сейчас мы вспомним написание некоторых словарных слов. Вы будете разгадывать кроссворд, работая в четверках.(Приложение1)

-Какое слово в выделенном столбце у вас получилось? (Инженер)

-Каково значение этого слова?

-В Толковом словаре русского языка Ожегова написано: Инженер-специалист с высшим техническим образованием. Запишем слово и его транскрипцию. Инженер[инжын' эр ] ,[инжэн' эр].Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.

3. Создание проблемной ситуации.

Продолжаем работать в четверках. Возьмите карточку №2. Выполните задание по плану.

План работы:

  1. Прочитайте слова. Выделите общий признак.
  2. Определите по каким признакам слова можно разбить на группы.
  3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
  4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
  5. Сделайте устно вывод.

На карточках даны слова: письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

-Кто же может назвать тему урока?

Верно. Тема нашего урока- Дательный,творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.

- На какие вопросы отвечают имена  существительные в Д.,Т.,П. падежах?

-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п.,Т.п., П.п.?

На доске появляется запись:

Д.п.-    -ам, -ям

Т.п.-    - ами, -ями

П.п.-    - ах, -ях

4. Игра на закрепление полученного знания.

А сейчас мы немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч. Тот ряд, который справится без ошибок- выиграл.  

Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, сарай, колесо, зеркало, дерево, мышь, лошадь.

Проверка. Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, сараям, колёсам, зеркалам, деревьям, мышам, лошадям.

Т.п. мн.ч.-  лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, сараями, колёсами, зеркалами, деревьями, мышами, лошадьми.                      

П.п.мн.ч. -  (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях,  сараях, колёсах, зеркалах, деревьях,  мышах, лошадях

-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

5. Физкультминутка.

-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.

Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, тигр, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце, душа, дни, ночи.

  1. Работа по учебнику (упр261)

На доске запись:

Д.п. кому?чему? город…  голуб…   крыль…

Т.п.кем?чем?       город…  голуб…   крыль…

П.п.о ком? о чём? город…  голуб…   крыль…

 Учащиеся с каждого ряда выходят к доске и вписывают нужные окончания.

  1. Самостоятельная работа учащихся в тетради.

 Просклоняйте существительные: дороги, огурцы, облака.

Взаимопроверка тетрадей.

  1. Игра «Крылатые слова»

Возьмите карточку №3. Работаем в группах.

-Как вы понимаете выражение «крылатые слова»?

1. Блуждать в потемках.(Плохо разбираться в чём-либо)

2.Кто в лес, кто по дрова.(Нестройно,вразброд)

3.В ежовых рукавицах.(В большой строгости)

4. Брать быка за рога.(начинать действовать решительно и сразу с самого главного)

5. Игра не стоит свеч.(о не оправдавшем себя деле, занятии)

-Подчеркните имена существительные во множественном числе. Определите падеж этих существительных. Постройте график. Затем графики вывешиваются на доску и сравниваются с правильным вариантом.

-Какие трудности возникли при выполнении? Как с ними справились?

9. Подведение итога урока

-Чему на уроке учились?

-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?

Оцените свою работу на уроке.

                         

Приложение1.

Кроссворд «Словарные слова»

1

2

3

4

5

6

7

  1. Его используют для проезда на разных видах городского транспорта.
  2. Противоположное значение слова налево.
  3. «Дама сдавала в корзину, картину, картонку».
  4. О каком месяце говорят: «Год кончает, зиму начинает?»
  5. Пятый день недели.
  6. Местонахождение, местожительство.
  7. Изображение человека на картине, фотографии

Карточка№2

письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

План работы:

1. Прочитайте слова. Выделите общий признак.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.

  1. Сделайте устно вывод.

Карточка№3

«Крылатые слова»

1.  Блуждать в потемках.

2.  Кто в лес, кто по дрова.

3.  В ежовых рукавицах.

4.  Брать быка за рога.

5.  Игра не стоит свеч.

План работы:

1.Прочитайте «крылатые слова». Объясните значение этих фраз.

2.Найдите и подчеркните имена существительные во множественном числе.

3. Определите падеж этих существительных.

4. Постройте график.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...