Словарно-орфографическая работа в младших классах
материал по русскому языку по теме

Методика проведения словарно-орфографической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno-orfograficheskaya_rabota.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методика словарно-орфографической работы младших классах

массовой школ.

С целью развития речи учащихся, расширения и уточнения их активного словарного запаса, повышения их грамотности необходимо систематически проводить словарно-орфоргафическую работу. Особенно важен выбор способа первоначального знакомства со словом, т.к. если при первом знакомстве словарные слова записаны в тетрадь неверно, то вся последующая работа не только не имеет смысла, но и становится вредной. Поэтому важно использовать более эффективные приемы и методы работы со словарными словами, которые максимально исключили бы их неверное написание. Существуют определенные методики изучения словарных слов. Обобщив накопленный опыт,  мы предлагаем следующую последовательность работы по изучению словарных слов.

I. Введение нового слова.

При введении нового слова необходимо использовать показ иллюстраций или   натуральных   объектов,   чтение   загадок,   стихотворений,   коротких рассказов.

 П. Выяснение лексического значения слова.

Основным приемом раскрытия значения новых слов или уточнения уже известных' в коррекционной школе является показ соответствующего предмета или действия. Организуемые наблюдения учащихся в процессе демонстраций наглядных пособий должны быть активными. Учитель предлагает самостоятельно найти признаки, части предмета или явления. При этом детям оказывается различная помощь: направляющие вопросы, показ другого, резко отличного предмета при сравнении двух сходных.

Еще один способ объяснения значения слов - использование контекста. Очень часто слова, непонятные детям, оказываются вполне понятными в предложении.

Основным способом раскрытия значения слов в массовой школе - это семантические определения.

1.        Синонимический способ определения.

Он заключается в том, что значение неизвестного слова раскрывается близким по значению словом-синонимом. В качестве поясняющих слов используются     обычно     общеупотребительная,      хорошо     известная школьникам лексика. Например, зодчий - архитектор.

2.        Определение через указание более широкого класса отличительных
признаков. Определение, составленное по данному способу, состоит из
двух основных частей:

а)        более   широкого   по   значению   слова,   указывающего   на  родовую
отнесенность поясняемого слова,

б)        сочетание или слово, указывающее на видовой отличительный признак
предмета. Напр., помидор - овощ округлой формы, красного цвета.


3.        Перечислительный способ определения.

Суть этого способа заключается в том, что значение слов раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом. Напр., овощи - это картофель, морковь, огурец.

4.        Описательный способ определения.

Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами. Этот способ используется обычно в тех случаях, когда трудно или по какой-либо причине нецелесообразно строить определение путем указания более широкого класса отличительных признаков. Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значения слов. Напр., источник - то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чему-либо.

5.        Отрицательные определения.

Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен иной способ толкований значений слов -путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств тоже является существенной характеристикой. Напр., суша - часть земли, не покрытая водой; азот - газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения.

III.     Зрительное восприятие слова.

Учитель читает слово, показывая табличку с четко написанным словом. Обращает внимание учащихся на ударение и выделенные орфограммы. На этом этапе лучше запомнить слово помогает метод ассоциаций. Он заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, материалом, действием, звучанием, местом расположения и т.д. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения ту букву, которая является сомнительной в словарном слове. Словарное слово объединяется со словом, обозначающий ассоциативным путем пересечение данных слов через сомнительную орфограмму.

Можно использовать и метод графических ассоциаций. Для сознательного усвоения словарных слов надо сделать рисунки, обозначающие само слово и обыграть в нем букву, которую нужно запомнить. Она может быть большая и маленькая, печатная или письменная.


IV.        Краткая этимологическая справка.

Этимология - один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке—поможет учителю добиться лучшего усвоения учащимися значения слов, а так же сознательного овладения навыками правописания трудных слов. Этимологический анализ часто становится незаменимым средством предупреждения и исправления различных орфографических ошибок.

Исторические справки, посильные для учащихся, помогают школьникам осознать, что в написании слова отражено его значение; вырабатывают привычку отыскивать в слове исторический корень и другие словообразовательные компоненты. Краткие этимологические справки вызывают повышенный интерес к словарному составу русского языка, развивают наблюдательность и логическое мышление учащихся.

Как и для школьников с нормальным интеллектом, при применении этого метода в корректирующей школе следует соблюдать принцип доступности.

V.        Чтение слова, напечатанного на табличке.

Используется чтение по слогам, орфографическое. Отыскивается данное слово в учебнике или словарике, и еще раз уточняют его написание.

VI.        Запись слова в тетрадь.

Учащиеся записывают слово в тетрадь, выделяя орфограммы и ставя ударение. Записывают слово по слогам и для переноса.

VII.        Подбор и запись родственных слов.

В родственных словах выделяются орфограммы.

VIII.        Составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом.

С целью развития речи и для закрепления правописания слов важно упражняться в составлении словосочетаний и предложений. Эта работа позволяет выявить уровень усвоения лексического значения изучаемого слова. Лучшее словосочетание и предложение записываются в тетрадь.

Чтобы лучше овладеть грамотным написанием словарных слов обязательно нужно включать данные слова в различного рода упражнения. Овладению написанием слов способствует также «орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написанию. Вот некоторые виды заданий для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами.

1. Выделение слов с непроверяемыми орфограммами и запоминание их правописания. Это задание развивает орфографическую зоркость, учит быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов. Если эта работа проводится систематически, то дети вырабатывают привычку обращать   внимание   на   слова   непроверяемым   написанием   при


чтении учебников по всем школьным предметам и научно-популярной и художественной литературы. Такая привычка имеет большую практическую ценность.

2.        Выписывание слов с различными орфограммами .

а)        выписывание слов в алфавитном порядке;

б)        выписывание слов с безударной гласной А;

в)        выписывание слов с удвоенной согласной и т.д.

  1. Выбрать из словарных слов слова, объединенные одной темой. Этот    вид   работы    способствует   расширению    и    обогащению словарного запаса учащихся, способствует усвоению лексического значения слов, помогает заполнить непроверяемые орфограммы в слове.
  2. Запись слов, в которых надо вставить пропущенную букву.
  3. Словарные диктанты.

а)        Выборочный диктант.

Учитель читает текст, из которого учащиеся должны выбрать и записать слова с непроверяемыми орфограммами. В ходе такой работы учащиеся повторяют написание слов, учатся различать слова с непроверяемой безударной гласной и слова с проверяемой безударной гласной.

б)        Словарный диктант с элементами занимательности. Элементы
занимательности, игровые моменты, которые учитель использует
при проведении диктантов, помогает привить детям интерес, развить
их познавательные способности, облегчить, где это возможно,
выполнение трудных заданий. Этот вид диктантов особенно
целесообразен в коррекционной школе. Он помогает привлечь детей
к заданию, активизирует их внимание, мыслительную деятельность.
Напр., " Найти четвертый лишний", "Две колонки", т.д.

в)        Картинный диктант.

Учитель показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета или явления. Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят в нем ударение, выделяют орфограммы. Эту работу можно проводить дифференцированно - каждому учащемуся раздаются карточки со своими словарными словами.

6.        Дидактические игры.

Можно использовать загадки, ребусы, использовать лексическое значение слова.

Напр., "Собери слово", "Кто больше запомнит?", "Убежали гласные", "Узнай и запиши". Дети отгадывают и записывают словарное слово в тетрадь.

7.        Кроссворды, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате

Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....

Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате

Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....

Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Deja...

Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному повед...

Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных зада...

Статья. Возможные пути развития способностей обучающихся в воспитательной работе в младших классах.

Возможные пути развития способностей обучающихся в младших классах...