РУССКИЙ ЯЗЫК - разработки уроков
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Ольга Тимофеевна

Уроки русского языка для 4 класса по программе "Начальная школа XXI века" построены в технологии деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Цель: формирование умения написания наречий с шипящими на конце.

Задачи урока ( для учителя ):

создать условия для  усвоения правила написания наречий с шипящими на конце.

Задачи урока ( для учащихся ):

-  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  выяснить, когда на конце наречия  после шипящих пишется ь.

-   научиться применять правило.

Оборудование:

·   текст  для исследования (записан на доске);

·   разноуровневые задания, записанные на доске;

·   таблица «Оценка работы в группе»;

·   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: С.В. Иванов и др.

презентация

Ход урока.

  1. Оргмомент. (Слайд 1)

Приветствие друг другу в парах:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если тебе будет трудно –

Я тебе помогу.

  1. Актуализация знаний.

На доске:

Снова, днём, засветло, широко, осенью, прямо.

- Что можете сказать об этих словах?

(Ответы детей.)

Я, думаю, вы хотите проверить ваши знания о наречии. Отвечаем коротко: «да» или «нет».

Ответ записываем в тетради.

  1. Наречия обозначают признак действия, признак признака, признак предмета.
  2. Наречия в предложении могут быть дополнением.
  3. Наречия в словосочетании связаны по смыслу.
  4. Наречия могут быть связаны с местоимением.
  5. Наречия в предложении могут быть определением.
  6. Наречие – это слова, которые изменяются.
  7. Наречия могут быть образованы с помощью суффиксов.
  8. Наречия отвечают на вопросы: куда? откуда? где? как? зачем? почему?

Взаимопроверка тетрадей. Ответы на доске. (слайд 2)

1.    да.        5. да

2.    нет       6. нет

3.    да         7. да

4.    нет       8. да

- Обобщим всё, что мы знаем о наречии по плану:    ( слайд 3)

Наречие – это …

                   обозначает    …

                   отвечает        …

                   в предложении может быть  …

                   может быть связано с  …

                   образовано  …

  1. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

На доске:   (  слайд 4    )                    

Настеж. , вскач. , ноч. , плащ . , береч . , съеш . , приедеш . , (много) луж . , напроч ., наотмаш . .

- Что можете сказать про эти слова?

- Можете ли назвать признак, который объединяет эти слова?

( Все слова с шипящими на конце.)

- Назовите ещё раз буквы шипящих звуков.

(Ш, Щ, Ж,Ч)

- Можете ли назвать тему сегодняшнего урока, исходя из этих слов?

(«Мягкий знак на конце наречий после шипящих»)

- Почему?

(Дети называют изученные орфограммы.)

      - Определите цель нашего урока . (Слайд 5)

      (Научиться правильно писать  наречия с шипящими на конце.)

       - На какие вопросы предстоит ответить?

       (Всегда ли в наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак?

        Есть ли исключения?)

                     III «Открытие детьми   нового знания»

- Какие есть пути решения всех этих задач?

( Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.)

- Прочитайте пословицы и объясните их значения. (Слайд 6)

(ответы  детей)

- Поработайте в группах.  Найдите наречия, назовите орфограмму. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Карточка.

Матушка – рожь кормит всех сплошь.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

Землю вскачь не пашут.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?) _____________________   _______________________ .

Самоконтроль (процессуальный)

- Итак, подведём небольшой итог. Что вы узнали о правописании наречий с шипящими на конце?

(Ответы детей)

-Какие есть предположения об исключениях?

-Где можно узнать?

Помните строчки из стихотворения А.С.Пушкина:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…»

- Как же пишется интересующее нас наречие? Может, помните зрительно или интуиция что-то подсказывает?

(Ответы детей)

- Откроем учебник на стр.49 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  Найдите правило и сделайте вывод.

Подсказки учителя

- Есть волшебная рифмовка, которая поможет запомнить наречия с  шипящими на конце.

 Навзничь, настежь, сплошь, невмочь,

 Вскачь, наотмашь, выйди прочь.

- Значения каких слов вам непонятны?

- И ещё одна рифмовка с наречиями-исключениями:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь,

Кроме трёх слов:

Уж, замуж, невтерпёж.

- А сейчас графически изобразим то, что узнали о наречии. Придумаем эталон, по которому в дальнейшем будем проверять правописание наречий с  шипящими на конце.

 

                                                                   Наречие

                             Ж, Ч, Ш        Ж

                  _____________ Ь                                                  _______________   Ь

                                   

- Впереди самостоятельная работа, а мы давайте покажем, как нужно рассуждать при написании наречий с  шипящими на конце. Найдите словосочетания с наречиями.

Матушка – рожь кормит всех сплошь.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

Землю вскачь не пашут.

Письмо с комментированием 2 – 3 словосочетаний.

(не пашут (как?) вскачь – в наречии вскачь на конце буква шипящего звука [ч'], это слово не исключение, значит, пишется с мягким знаком на конце)

  1. Первичное закрепление. (Слайд 7)

- Обратите внимание на эти задания.

1)   мчались    …

уйти       …

выйти    …

…  усыпано

упасть  …

открыть ….

бить   …

забыть …  

(Слова для справок: наотмашь,  прочь, вскачь, замуж, настежь, сплошь, напрочь, навзничь)

2)   про[ч]                         спло[ш]

      насте[ш]                     невмо[ч]

      наотма[ш]                  навзни[ч]

      невтерпё[ш]               вска[ч]

      напро[ч]                     заму[ш]

3)  (Слайд 8)

 Решил  муравьишко отправиться  в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал     …  . Глядит,    …  мягкая трава. Пустились     …  зелёные кузнечики.     …    открыты ходы в норки землероек.   … лиса тут как тут.    … ей полакомиться  чем – нибудь вкусненьким!

  1. Снов. , изредк. ,  слев . , дочист . , вправ . , замертв . ,  издалек .  , засветл . .

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)  

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте.

Учащиеся:  1 уровень – 1 задание  - подобрать к данным словам наречия с шипящим на конце, чтобы получилось словосочетание

                                     

2 уровень – 2 задание  – подобрать к данным словам наречия с шипящим на конце, чтобы получилось словосочетание.

3 уровень – 3 задание  – подобрать    наречия с шипящим на конце .

  Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

 V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд 9)

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать наречия с шипящим на конце, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить наречия-исключения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование умения написания гласных  букв О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.

Задачи урока ( для учителя ):

создать условия для  усвоения правил написания букв О, А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.

Задачи урока ( для учащихся ):

-  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  выяснить, когда на конце наречия пишется О, когда А.

Оборудование:

·   текст для исследования (записан на доске);

·   карточки для исследовательской работы в группах;

·   разноуровневые задания, записанные на доске;

·   таблица «Оценка работы в группе»;

·   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: С.В. Иванов и др.

 Организация  класса                                                        

II. Целеполагание и мотивация.

1. Словарная работа. Работа с карточками.

- Из трёх слов выбрать слово, в котором имеется данная орфограмма.

В карточке закрасить квадрат, соответствующий выбранному слову.

Удвоенная согласная НН

Оди_адцать две_адцать три_адцать

Удвоенная согласная ЛЛ

Га_ерея э_ектричество ко_ектив

Непроверяемая безударная гласная Е в корне слова

Д_алог б_седа ин_ц_атива

Непроверяемая безударная гласная А в корне слова

_ттенок _ктивный _рнамент

Проверяемая парная согласная Ш в корне слова

Экипа_ пейза_ фини_

2. Самопроверка.

3. Формулирование учащимися темы, цели урока.

- используя ключ к коду, расшифруйте слово, (прямо)

Прямо

- определите, какой частью речи является это слово,

- выделите орфограмму в нём,

- можете ли назвать наречия с такой же орфограммой

- сформулируйте тему урока.

Тема: Правописание безударных гласных на конце наречий

Учитель: Определите цель нашего урока .

Учащиеся: научиться правильно писать  безударные гласные на конце наречий .

Учитель: Что для этого нужно знать?

Ответы учащихся:

-какие безударные гласные пишутся на конце наречий

-в какой части слова находятся

-как образованы эти наречия

-есть ли какая-то закономерность в написании безударных гласных

-есть ли исключения

IV  «Открытие детьми   нового знания»

Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся:  Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: можете  ли вы предположить, какие безударные гласные на конце наречий могут вызвать сомнение при письме?  

Ответы учащихся:

Учитель: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Что это за слова.  Объясните принцип их группировки

                        слева                                 влево

                        издавна                     налево

                        докрасна                     заново

                        изредка                      запросто

Записать слова, графически выделить орфограмму.

Самоконтроль (процессуальный)

Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о правописании наречий?

 В каких наречиях пишется суффикс О, а в каких А.

Учащиеся: В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Учитель: Откроем учебник на стр.41 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  Найдите правило и сделайте вывод.

 Подсказки учителя

- Есть два "волшебных" слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце суффикс О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется на конце суффикс  А.

Учитель: Исключения составляют наречия дословно, исправно.

V. Первичное закрепление.

Учитель: Обратите внимание на эти задания.

На доске 4 вида заданий.

1) Сначал-, изредк-, вправ-, слев-, насух-, дочист-, занов-

2) Сново, изредка, направа, слева, досухо, начиста, заново.

3) Еще … мы отправились на рыбалку. … в деревне покрикивали петухи. Вот мы и на лесной тропинке. …   и      … от нее  высокие деревья. Интересно  … наблюдать за лесной живностью. Между кустами мелькает синяя гладь. Скорей бы речка!

Слова для справок: сначал-, засветл-, издавн-, слев-, изредк-.

4) Пахн. т медом, зацвета . т

    Белая гречиха.

   Звон к вечерне из деревни

   Долета  .т тихо.

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)  

         

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы  по таблице (см. в конце сценария).

 Учащиеся:  1 уровень – 1задание  -  списать, записать суффиксы наречий.

                                     

2 уровень – 2 задание  – исправить ошибки, записать и отметить суффиксы

наречий.

3 уровень – 3 задание  – подобрать    наречия.

  Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Творческая работа

- Прочитать отрывок из стихотворения "Точный адрес".

Мы живем недалеко.

 Нас найти совсем легко.

 Сперва направо вы пойдете,

 Потом налево повернете,

 И прямо тут же за углом

 Семиэтажный будет дом.

 Но только мы живем не в нем:

(И. Иртеньев)

- Выписать наречия, объяснить орфограммы.

Творческая работа

- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-.

Итог. Рефлексия                        

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

                           

Защита групповых работ



Предварительный просмотр:

0Урок русского языка 4 класс "Наречие"

Тема урока: Наречие – неизменяемая часть  речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи урока ( для учителя ):

-    создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

-  выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.    

Оборудование:

·   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

·   оборудование для игры «Лото»;

·   текст для исследования (записан на доске);

·   карточки для исследовательской работы в группах;

·   разноуровневые задания, записанные на доске;

·   таблица «Оценка работы в группе»;

·   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: С.В. Иванов и др.

 Организация  класса                                                        

Учитель читает стихотворение И. Бунина:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Весна, весна! И все ей радо!

Как  в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.
Учитель :  Я, думаю, стихотворение И.Бунина вас взбодрило и настроило на работу.

Формирование положительной мотивации.

 На доске запись:     Грачей пролетные стада

                                   Кричат и весело, и важно.

Учитель:  Ребята, на доске одно предложение из стихотворения И.Бунина . Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся:  Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слова весело, важно являются обстоятельствами, а часть речи учащимся неизвестна.

Учащиеся:   Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то  неизвестную нам часть речи.

 На доске появляется карточка (?)

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним.  

            (ответы детей)

Учитель:  Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». ( Организация работы в группах:  распределение ролей; после выполнения задания - оценка работы каждого участника игры по таблице (см. в конце сценария).

Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками                                                                           и дать как можно более полную информацию о данной  части речи.

Описание игры «Лото»

  Группам предлагается игровое поле и набор разрезных карточек.  Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено  верно, на поле  «выложено» слово  НАРЕЧИЕ.

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

                       Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся:  Тема урока:  Наречие.

 

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся:  Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:

·               с каким словом сочетается?                         (связь)

·               что обозначает?                                             (значение)

·               на какие вопросы отвечает?                         (вопросы)

·               как изменяется?                                       (как изменяется)

·               каким является членом предложения?                      

                                                                         (член предложения)

·               в чём особенности  состава слова?              (состав)

·              правописание?                                     (правописание)      

На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)  

 

«Открытие детьми   нового знания»

 Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся:  Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

 

На доске:                                        

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

 

Учитель:  Читаем текст.  (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель:  Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся:   К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся:   Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель:  Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся:   С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетания:

                                                      чувствуется (где?) повсюду,

                                                      встречают (как?) по-разному,

                                                      появятся (когда) скоро,

                                                      подрастает (как?) быстро,

                                                      слышим (где?) везде,

                                                      прилетели (когда?) вчера,

                                                      возвещают (как?) радостно,

                                                      посмотришь (куда?) вверх.

 

Учитель: Что заметили?

Учащиеся:   Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на   вопросы: где? когда? как?  куда?

 

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

 

 Учитель: Что же обозначают наши слова?

 Учащиеся:   Время, признак, место действия.

 

На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)      

 

Самоконтроль (процессуальный)

Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о новой части речи?

Учащиеся:   С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что  обозначает?

Учитель: Откроем учебник на стр.36 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  Найдите правило и сделайте вывод.

Учащиеся:   Да, всё верно.

Учитель: Что увидели, о чём не сказали?

Учащиеся:   В правиле даются дополнительные вопросы.

Учитель: А я вот не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами.

Учащиеся:   Об этой связи говорится, т. к. наречие обозначает признак, место, время действия.

 

Справка:  Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

 

Решение учебных задач (продолжение)            

Учитель: Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия

по _________________.

Карточка 2.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера по ___________________.

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия

по ______________.

 

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод,

изменяется ли форма наречия по _____________.

 

Карточка 4.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия радостно, если оно сочетается с глаголами

разного _____________ или разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________.

 

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

 

Первичное закрепление (применение знаний)              

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся:  Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.

 

На доске открываются 4 текста

 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

 

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 

            (Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

 

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

                                           

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)            

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы  по таблице (см. в конце сценария).                                          

Учащиеся:  1 уровень – 1 текст – найти наречия,

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать                                        

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

 

Итог. Рефлексия                        

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

                           

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся:   Нет.

Учитель:  Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы    ответим на все вопросы.

СПАСИБО!  

                                         



Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глаголов"  Урок-практикум

«Правописание безударных личных

окончаний глаголов».

 

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тип урока: урок рефлексии.

 

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

 

 Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

                     

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

 

Задачи урока (для учащихся):

 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи;

 - учиться организации работы в парах и в группах;

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

 - научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

     

Ход урока

Организационный момент.

           - настрой на продуктивную работу,

           - запись числа и слов Классная работа.

 

Мотивация (самоопределение) к  учебной  деятельности.

 

На доске записаны строки из стихотворения  И.Сурикова:

                   Ярко солнце свет…т,

                   В воздухе тепло,

                   И куда ни глян...шь,

                   Все кругом светло.

- Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.  

(Правописание безударных личных окончаний глаголов).

- Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме?  

(Мы этому уже учились).

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?

 (Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов –  время, число, лицо, спряжение).

¬

 

- Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?

 (Нет, достаточно определить спряжение).  

- Устраивает ли вас эта схема-алгоритм?

 (Не совсем. Данную схему можно дополнить).

- Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение.

- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение.

 

 

 Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

- Какова цель сегодняшнего урока?

 (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов).

- Сформулируйте учебные задачи.

- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.

- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.

- Запомнить все личные окончания глаголов.

- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

      - Попробовать как-то дополнить схему-алгоритм, чтобы было легче писать окончания    глаголов.

         

 Работа над решением поставленных задач.

 

1.      Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

 

 - Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного  окончания? (Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании).

- У вас на партах карточка со словами:

        Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т,  исчеза...шь, чувству...м,  лета...м,  сине…т,

        та…т,  дыш…т,  ожива…т,  люб...м,  смотр...м,  пробега...шь,  свет...т,  гон...м.

 - Организуем работу в парах:

Первый участник называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После    выполнения   задания    «первый»  делает   проверку  и   оценивает  «второго»   по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму, - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение, - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу  отводится 5 минут.

 

2.      Упражнения в написании окончаний глаголов.

 

   Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На доске записаны 4 текста. Уровень сложности у них не обозначен. Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты. После обсуждения учитель обозначает уровни текстов фишкой определенного цвета. Каждый ученик выполняет задание по своему выбору. Учитель наблюдает за  тем, кто какое задание выбрал, и перед каждым учеником кладет фишку, соответствующую уровню. Это делается для того, чтобы после выполнения задания ребята могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

             

I уровень-

самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

 

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

 

II уровень-

сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

 

   Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

 

III уровень-

еще более сложный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения.

 

   Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

 

IV уровень-

самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

 

   ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

 

После взаимопроверки по группам, анализа и исправления  возможных ошибок:

- Чем можно дополнить нашу схему-алгоритм?

(Глаголы  I спряжения могут заканчиваться на -ыть, -уть, -ять, -ать; к глаголам II спряжения относятся еще и глаголы-исключения).

 

3.      Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.

 

На доске – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы. Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.

- Как смогли выполнить это задание?

(По буквам  И  и  Е в окончаниях).

- Можно ли этими окончаниями дополнить схему-алгоритм?

 (Да).

Окончательно алгоритм выглядит так:

- Какие признаки глагола можно назвать по окончанию?

 (Спряжение, число, лицо).  

 

Проводится игра «Укажи признаки глагола по его окончанию».

 8

4.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

 

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

 

     День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся   река. Прилет…т первый вестник весны: грач.

     Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь                 песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

 

- Какие глаголы не подходят к теме урока?

 (С ударным окончанием).

- Запишите текст, укажите грамматические признаки глаголов.

 

Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

     

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).

- В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы?

(В единственном).

- Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице  во множественном числе.

-  Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕМА: «КАК ОБРАЗУЮТСЯ НАРЕЧИЯ»

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии

Задачи урока ( для учителя ):

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения образования наречия как неизменяемой части речи.

Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

- выяснить, как образуются наречия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы не просто посидим,

Друг на друга поглядим:

 Мы заметим главное, новое, забавное!

 Нужное, бесценное! Узнаете? Наверное!

  1. Актуализация знаний.

 Тест .

1. наречие чаще всего отвечает на вопросы: как? Когда? где, зачем? почему? куда? откуда?

  1. Наречие в предложении чаще всего является сказуемым?

 Наречие в предложении чаще всего является обстоятельством.

 Наречие – изменяемая часть речи.

 Наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, существительным.

 Наречие в словосочетаниях связано с главным словом по смыслу.

Наречие не склоняется?

Наречие не имеет окончания?

Продолжи предложение: Наречие образуется …

Взаимопроверка тетрадей.

  1. Да                      
  2. Нет
  3. Да
  4. Нет
  5. Да
  6. Да
  7. Да
  8. Нет
  1. ?

Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака,  признак предмета. В словосочетании связано с главным словом только по смыслу, оно не склоняется, не спрягается, не имеет окончания; в предложении – определение.

 Формулировка цели урока и постановка учебных задач                                

- Наречие образуется …

- Можем ли мы продолжить предложение?  (ответы детей)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Как образуются наречия)

- Какую цель ставите перед собой?

«Открытие детьми   нового знания»  

       

  - Какие есть пути решения всех этих задач?

 -Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

     

На доске:

- Для исследования предлагаю пары слов.

хороший – хорошо

быстрый – быстро

лёгкий – легко

высокий – высоко

капустный –

берёзовый -

липовый

- Что можете сказать по этим записям?

(в левом столбике – качественные прилагательные, в правом – наречия.

Наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса о)

- Можно ли от следующих прилагательных образовать наречия?

(Нет. Это не – качественные прилагательные.)

капустный –

берёзовый -

липовый –

Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали об образовании наречий?

                                                                      ^

Вывод: качественные прилагательные + О

Откроем учебник на стр. 45 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  Найдите правило и сделайте вывод.

Решение учебных задач (продолжение)            

Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Есть ли другие способы образования наречий.

Работа в группе на карточках.

Карточка 1.

Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.

Весело и душевно мы поздравили папу с днем строителя.

Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?

Слово      ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________

Карточка 2.

Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.

С теплой весной прилетают к нам перелётные птицы.

Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.

Слово      ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________

Карточка 3

Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.

С дождливой  осенью улетают на юг утки, гуси, журавли.

Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.

Слово      ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________

Каждая группа делает вывод: наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.

- Откроем учебник на стр. 46 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  

Первичное закрепление (применение знаний)  

           

- А для чего мы изучаем наречие? (Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.)

- Тогда я предлагаю вам следующие задания.

На доске открываются 4 задания.

Сильный, красивый, высокий, интересный, хороший, стройный, холодный, отважный,

чудесный, волшебный.

Смешно, каменно, высоко, глубоко, клубнично, больно, морозно, метро, (от: метровый, забавно, лягушкино, светло, просто, колбасно.

 Про кого эти стихи?          

Холодно и голодно бедняжке!

Вот он робко вышел из норы.

В голубом заснеженном овражке

Поглодал осиновой коры.               (заяц)

- Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы  по таблице (см. в конце сценария).  

1 уровень – 1задание – образовать наречия, выделить суффикс.

 2 уровень – 2 задание – исправить ошибки. Выписать наречия, образованные от                                      

качественных прилагательных.

3 уровень – 3 задание – выписать словосочетания с наречиями. Продолжить стихи про зайчика, используя, по возможности, наречия.

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

 

Итог. Рефлексия                        

. В каждом слове зачеркни по одной последней букве  и прочитай, что у тебя получилось.

Нож, вол, год, дар, луг, паж, мел, рай, астра, ров, гол, нет, зал, быт, вал, ай.

(Нового друга желай, а старого не забывай.)

Назовите слова, от которых можно образовать наречия.

Спасибо, друзья мои. Мне с вами было очень интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...