План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Канькова Елена Александровна

 

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».

 Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.

 Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kankova_e.a._urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Авторы учебника: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».

 Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.

 Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.

                                                          Ход урока.

1.Организация урока. / Мотивация.

- Прозвенел и смолк звонок

  Начинается урок.

  А чтобы урок пошёл впрок

  Активно в работу включайся, дружок!

- Какой у нас урок? (слайд №1)

- Чему мы учимся на уроке русского языка? (ответы детей)

- От какого слова произошло слово «грамотно»? (грамматика)

- Что такое грамматика? (выслушиваются предположения детей)

- Где можно найти правильный ответ? (словари, интернет)

  (Один из учеников читает объяснение слова в словаре С. Ожегова.)

- Прочитайте, что об этой науке говорит детский поэт А.А. Шибаев (слайд №2)

Стихотворение

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

                                  А. Шибаев  

 (чтение одним из учеников)

 

2. Минутка чистописания.

- Найдите орфограммы в слове «грамматика» ( безударная гласная, удвоенная мм).

- Сегодня пропишем красиво соединение мм  (показ учителем).

- С красной строки запишите новое слово, выделите орфограммы.

3. Словарно – орфографическая работа.

Выборочный диктант.

- Слушайте предложение и выписывайте только словарное слово через запятую после слова «грамматика».

   Эта аллея ведёт нас от дома к озеру. Группа детей играла в мяч. Наш класс – это дружный коллектив.

(слайд №3, самопроверка)

- Какая общая орфограмма у этих слов? (правописание удвоенных согласных)

4. Проверка домашнего задания./ Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих   уроках через сопоставление, наблюдение, исследование имён существительных.

(слайд №4)

 Пословицы

Лень хуже болезни.

От лени – болезнь,  от работы - здоровье.

- Прочитайте пословицы и объясните их значение.

- Найдите среди слов пословиц имена существительные, которые не относятся к 3 склонению и назовите их. (от работы, здоровье)

- Что можете сказать об остальных именах существительных? (они 3 склонения)

- Назовите их.  ( лень, болезнь)

- Что общего между ними кроме принадлежности к 3 склонению? (мягкий знак на конце слова)

(слайд №5)

грамматические характеристики слов:

- имена сущ., нариц., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с твёрдой основой

- имена сущ., нариц., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с мягкой основой

- Какая из характеристик подходит для этих слов?

- Почему первая не подходит?

- Найдите среди картинок на доске слово, которое подойдёт к первой характеристике? (На доске картинки с изображением кошки, мыши, курицы).

- Выполним морфологический разбор слова «мышь» на доске и в тетрадях.

(Мышь – н.ф. мышь, имя сущ., нариц., одушевл., нариц., ж.р., ед.ч., 3 скл. с тв.осн.)

- Какую работу выполняет мягкий знак на конце слова? (указывает на женский род)

- На что нужно обратить внимание при определении типа склонения имён существительных? ( на род и окончание)

- Сравните своё предположение с выводом в учебнике на странице 103.

- Что можно сказать про окончание и род, если по ним мы узнаём тип склонения?

(На доске «подсказка»:

 Окончание и род имён существительных – это ------- склонения.)

- Прочитайте предложение и вставьте недостающее слово по смыслу. (признаки)

5. Тема урока./ Целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. (один ученик формулирует тему урока)

  (Слайд №6.) Признаки склонения имен существительных.

- Что сегодня постараемся запомнить прочно и надолго?

6. Обобщение знаний о признаках склонений имён существительных.

 (Слайд №7.) Сводная таблица « Признаки склонения имён существительных».

- Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл., 2 скл., 3 скл.

- В каком склонении нет ж. р.? М.р. может указывать на какие два склонения?

- Нулевое окончание может встретиться у существительных какого склонения?

7. Работа над пройденным материалом.

(слайд № 8) Предложение с пропущенным словом:

            Малыш ------------ мышь.

- Сравните слова малыш и мышь. Нужно писать букву -ь- на конце слова малыш  после шипящего или нет? Почему?

- Придумайте предложение с этими словами, соединив их глаголом по смыслу.

(Выслушиваются варианты детей.)

- Запишите предложение и разберите его по членам предложения. (Проверка разбора устно.)

8. Физминутка.  Упражнения для зрения по тренажёру В.Ф Базарного.

1) На офтальмотренажёре

На тренажёр мы поглядим

Глазами взад-вперёд скользим

Медленно двигаем за указкой слева направо (по 3 раза)

Медленно двигаем вверх-вниз (по 3 раза)

Вращаем плавно головой

Мы по восьмёрке круговой.

Остановились. В сторону другую

Вращаем головой по кругу.

2) Упражнение «Деревце»

Чтобы ваша осанка была хорошей, красивой, выполним упражнение «Деревце».

Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.

После лёгкого круженья

Замедляются движенья.

Замедляются движенья –

Исчезает напряженье.

И становится понятно:

Расслабление приятно.

9. Закрепление изученного материала.

1). Работа в парах.

 Самостоятельная работа по тетрадям для проверочных работ на печатной основе.

(Авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

Страница 41, задание 3.

- Чья пара первая закончит работу, поднимите руку. (3 первых пары зачитывают по порядку слова, относящиеся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.)

- Объясните свой выбор.

2). Работа с учебником.

Деформированный текст. Стихотворение И. Бунина «Ласточки» (Учебник: с. 104)

- Прочитайте текст.

- Как понимаете значение слова реять? 

(Выслушиваются ответы детей.)

(слайд №9) Знакомство со словарной статьёй программы Толкового Словаря Русского Языка

Словарная статья «Реять» компьютерной программы Толкового Словаря Русского Языка 

Один ученик вслух прочитывает толкование слова реять.

(слайд № 10) Деформированный текст.

- Как вы думаете, сколько предложений в тексте? (1) О чем говорится в предложении? Что заметили в нем? Чего не хватает в предложении?

(слайд №11) Текст с выделенными однородными членами.

- Назовите однородные члены предложения. Как они соединяются в предложении: интонационно или союзами? Прочитайте предложение, показывая паузами, где должны стоять запятые.

(слайд №12) Текст с расстановкой запятых.

- Спишите стихотворение. Укажите тип склонения имён существительных.

(Фронтальная проверка)

11. Домашнее задание.

Стр. 104, упр.71.

12. Итог урока.

- Отчего зависит тип склонения имён существительных?

 Рефлексия по облачкам настроения. Мнения детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России

Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном  процессе, развивает познавательный интерес  и воспитывает у детей бережное отношение к приро...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Открытый урок "Русские писатели" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Обобщение и закрепление знаний по разделу "Русские писатели"...

план-конспект по математике, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "дроби"

Цель урока: формирование представления об образовании дроби, её числителя и знаменателя; умения читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100 Планируемые результаты:Пр...

План- конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России", тема : «БЛИЦтурнир». «Умножение круглых чисел, сводящих к умножению на двузначное число"

Цели деятельности учителя: -формирование умений умножать круглые числа, сводящиеся к умножению на двузначное число-раскрытие умений учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собстве...