Основные направления в повышении качества знаний по русскому языку.
статья по русскому языку по теме
В данной статье описаны формы работы по повышению качества знаний учащихся начальной школы в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_v_povyshenii_kachestva_znaniy.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления в повышении качества знаний
учащихся по русскому языку
План
- Вступление. Воспитание любви к родному языку.
- Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку.
а/ Три момента в моей работе.
б/ Система памяток и алгоритмов.
в/ Значение работы над ошибками.
- Вывод.
Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!
Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись»- писал С. Маршак.
Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.
Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того , возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.
Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:
- Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе. Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.
Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:
«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должша связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».
- В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше. Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни , воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и , конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.
Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.
алгор
- Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов, которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему. При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».
Обратимся к словам В.Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:
«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…
Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.
Школьные уроки- это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда ,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».
В.Шаталов
Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.
К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.
Я хочу поделиться своим опытом работы с системой памяток и алгоритмов. Прежде всего я проанализировала программы начальной школы по русскому языку, выделила основные темы, трудные вопросы по каждой теме и что должны усвоить дети в результате изучения данных тем.
К изучению любой темы я готовлю 3 момента:
а/ памятку
б/ алгоритм объяснения изучаемой орфографии
в/ как исправить ошибку
Например, в 1 классе при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:
- Оформляется памятка:
ЖИ и ШИ
Пиши с гласной И
Такие памятки пишутся четко и красочно /мне обычно в этом помогают родители/ , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.
- Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.
Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.
Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.
- Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»
ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:
ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА
Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.
С 1 класса приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:
-на какое правило ошибся
- как исправить ошибку.
Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой. Так, в 1 классе:
- Пропуск, замена, перестановка букв.
- Письмо предложений.
- Слова из словаря.
- Перенос слов.
- Правописание слов с Ь.
- Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Безударные гласные в корне.
- Парные звонкие и глухие согласные в корне.
После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде. К концу 2 класса дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток.
В течение двух лет на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.
Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.
И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:
- Удалось «снять» чувство страха с души ребенка, страха из-за незнания, из-за того, что что-то забыл
- Благодаря многократному зрительному восприятию памяток и систематическому практическому применению их, удалось достичь более прочного усвоения некоторых вопросов программного материала.
- Многие памятки и алгоритмы способствуют развитию мышления, речи учащихся; на уроках больше слышна речь учащихся, нежели учителя; многократные повторения алгоритмов позволяют и слабым учащимся активно включаться в работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества знаний по русскому языку
Материалы разработаны с целью установить соответсвие уровня освоения системы знаний, умений и навыков по курсу русского языка выпускников начальной школы и уровня обязательной подготовки, необходимой ...
Тест. Мониторинг качества знаний по русскому языку.
Учитель может быстро проверить знания учащихся, посмотреть результаты в конце теста. подготовка к мониторингу в 4 классе (апрель). Пройдя тест, сразу проверяются правильность ответов,можно посмотреть ...
Статья «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»
В статье говорится о том, как нужно строить обучение на уроках русского языка с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков....
Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы
Презентация и выступление по теме " Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы "...
Основные направления лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах
Овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса...
качество знаний по русскому языку
качество знаний по русскому языку...