Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Шаповалова Анастасия Юрьевна

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pr-ma.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Специфика курса «Развитие речи» состоит в том, что он подготавливает определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомит учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они пробрели, практически овладевая грамматическим строем языка. постепенно возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учитель не столько упражняет детей в понимании речи, сколько учит их строить собственную речь. На уроках развития речи детей обучают речевому общению. Естественнее и продуктивнее всего обучаться в ходе самого общения. Как известно, единицей общения является речевое высказывание или текст. Соответственно этому основной единицей учебного материала на уроках развития речи выступает текст, в отличие от уроков формирования грамматического строя речи, где исходной единицей обучения является словосочетание. На уроках развития речи работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена.

На изучение курса отводятся 102 часа: 3 часа в неделю.

Курс направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, усвоение лексико-грамматического материала и развитие связной речи.

Целью уроков развития речи являются формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.

В содержание обучения в 4 классе по разделу «Развитие речи» включаются разные формы (диалогическая, монологическая), виды (устная и письменная) и типы речи (повествовательная, описательная, с элементами рассуждения). Исходя из этого, изучение предмета «Развитие речи» способствует решению следующих задач:

1. Обогащение и накопление словарного запаса.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

5. Развитие монологической речи.

Принципы обучения

1.  Научность.

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Отбор учебного материала в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку.

4. Взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

7. Постепенное усложнение речевой деятельности.

Методические подходы.

1. Уроки развития речи организуются тематически.

2.  На уроках происходит комплексное обучение разным формам (устной и письменной) и видам (диалогической и монологической) речи.

3.   На уроке необходимо последовательно оперировать тематически обусловленным речевым материалом от его восприятия до момента использования в собственной речи.

4.   На уроке используются коммуникативные упражнения. Они ориентированы на связное речевое высказывание (текст) и строятся на ситуативно-тематической основе.

Методические особенности тем.

На протяжении всего курса тематика раздела «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер, и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит как бы на новом витке. Углубляется и расширяется ее содержание. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций.

В 4 классе постепенно возрастает доля слов с отвлеченным значением. Также предусматривается ознакомление учащихся с многозначными и обобщающими словами, с синонимами и антонимами, словами с переносным значением и эмоционально - экспрессивной окраской. Отбор слов непосредственно связывается с темой урока. С 4 класса широко используются сложные предложения со сложными синтаксическими конструкциями. Подразумевается употребление в речи предложений с прямой речью. Увеличивается объем устных и письменных высказываний за счет количества предложений.

Основными видами работ в 4 классе по развитию письменной речи являются изложение и сочинение. Предусматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждений. Кроме того, программа предусматривает практическое знакомство с некоторыми видами деловой речи и речевого этикета.

Содержание программы носит  коррекционный характер.

Виды занятий в 4 классе: беседы; описание сюжетных картинок, предмета; составление рассказа; составление плана рассказа; написание писем, изложений, сочинений; наблюдения; практикумы; работа с текстом; различные виды игр;  инсценировка;  демонстрация действия.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.

Итоговый контроль в 4 классе проводится в форме  контрольного изложения. Примерные тексты изложений представлены в приложении.

Требования к уровню подготовки

К концу IV класса учащиеся должны уметь:

писать изложения текста (50-60 слов) по плану;

составлять устные и письменные рассказы (сочинения) описательно – повествовательного характера.

Учебно-тематический план

I четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Изложения

Сочинения

1

«Попрощаться с теплым летом…»  Здравствуй, школа!

1

2

Составление диалога о летнем отдыхе.

1

3

Составление рассказа по серии рисунков о лете.

1

4

Описание картинки  «Труд людей летом».

1

5

Описание предметов по плану.

1

6

Описание картины «Гроза».

1

7

Работа с текстом «Дождик».

1

8

Составление рассказа из деформированного текста.

1

9

Изложение «Летняя гроза».

1

1

10

«Без труда ничего не дается». Как хлеб выращивают. Работа с картинкой.

1

11

Хлеб – наше богатство.

1

12

Работа над усвоением содержания рассказа.

1

13

Работа с текстом «Яблоня для гостей».

1

14

Мое любимое занятие.

1

15

О профессиях.

1

16

Работа с текстом «Мороз выручил».

2

1

17

«Снова осень стоит у двора». Составление рассказа по опорному словарю.

1

18

Сравнение рассказов описательного характера.

1

19

Иллюстрирование рассказа. Описание картины «Осень пришла».

2

1

20

«Наши добрые дела». Правила поведения для учащихся.

1

21

Написание письма по плану.

1

1

22

«Помощники». Работа с текстом.

1

Итого:

24

3

1

II четверть

1

Осенние каникулы.

1

2

Наши добрые дела.

Работа с текстом «Пичугин мост».

2

3

Составление рассказа по серии картинок.

1

4

О дружбе.

Мой друг. Описание друга, подруги.

4

1

5

Белый снег, пушистый…

Зима. Составление предложений.

1

6

Работа с текстом «Кто хозяин?»

2

1

7

Описание зимнего леса.

1

8

«Снежные слова».

1

9

«Зима в лесу».

1

10

«Зима злится».

1

11

Жизнь зверей и птиц зимой.

5

1

12

Скоро Новый год.

1

13

Описание хвойных деревьев.

1

14

Написание поздравительной открытки.

1

1

15

Скоро зимние каникулы.

1

Итого :

24

2

2

III четверть

1

Весёлые каникулы.

Работа с  текстом

« Каникулы».

2

2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

3

«Зимняя сказка». Работа с текстом.

2

4

Работа с текстом «Новогодняя история».

2

1

5

Наши добрые дела. 

3

1

6

Твой выходной день.

2

7

«Моя комната».

2

1

8

Защитники Отчества.

2

9

Подарок маме.

4

1

10

Семейный альбом.

Родственные отношения.

2

11

Весна идёт.

4

1

12

Берегите птиц.

4

1

Итого:

30

3

3

IVчетверть

1

Мы любим сказки.

Беседа, ответы на вопросы.

4

1

2

Всё ярче светит солнце.

5

1

3

Наши развлечения. Театр.

2

1

4

Хочу все знать. Музей.

2

5

Хочу все знать. Выставки.

1

6

Выполняй правила дорожного движения.

2

7

Книги- наши друзья.

1

8

Мы занимаемся спортом.

2

9

Скоро летние каникулы.

5

1

Итого:

24

1

3

Всего – 102 часа

Содержание тем

Обогащение словаря. Слова, характеризующие предмет по материалу, веществу, по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц, выражающие отношение к происходящему.

Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи предложений с прямой речью, сложных предложений с придаточными времени, места и определительными.

Составление устных и письменных рассказов (сочинений) по картинке или серии картинок на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий и т. п. с предварительной коллективной подготовкой.

Составление плана сюжетного рассказа (сочинения) в форме вопросов и в форме повествовательных предложений (под руководством учителя).

Определение темы составляемого рассказа, его озаглавливание. Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану.

Написание короткого письма о своих делах.

Примерный перечень тем:

Попрощаемся с теплым летом.

Снова осень стоит у двора.

Наши добрые дела.

О чем рассказывают нам картины?

О профессиях.

Хочу все знать.

Белый снег, пушистый...

Мы любим сказки.

Весна идет.

Подарок маме.

Мы занимаемся спортом.

Наши развлечения.

Скоро летние каникулы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся

  1. Е.Е.Вишневская, Л. Л. Краснопёрова. Развитие речи. Учебник для 4 класса  школ слабослышащих (2-е отделение).- М.: Просвещение, 1994.

Пособия для учителя

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Мультимедийные презентации по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалы, речевые игры, различные  дидактические пособия.

Приложение

Изложение «Летняя гроза».

Был ясный день. Вдруг все небо затянулось огромными, темными, страшными тучами. Подул сильный, порывистый ветер. Он закачал вершины деревьев. Раздался страшный треск. Это заскрипели старые деревья. Над лесом прокатился первый гром. Вспыхнула яркая, ослепительная молния. Замолчали птицы и лягушки. За первыми каплями дождя хлынул ливень. Началась сильная гроза.

После дождя опять выглянуло яркое солнце, и появилась разноцветная радуга.

Мороз выручил.

        В Москве строили метро. Проходчики вели тоннель. Мягкая почва ползет. Вода ручьями бежит. Работа остановилась.

        Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Работать стало легко. Стены тоннеля сделали очень прочными. Земля оттаяла, но вода через стены не прошла. Так мороз помог строить Московское метро.

        Этот способ часто помогал строителям метро в Санкт-Петербурге. Там почва сырая, много подземной воды.

Осень пришла.

        Мне пришлось видеть чудную картину. Был ясный осенний день. Со старшим братом и младшей сестрой пошли мы в лес. На фоне тёмной зелени елей виднелись белые стволы берёзок. Краснели осинки и кусты калины. Все это освещало яркое солнце. Вдруг подул сильный ветер. Деревья затряслись, задрожали. Полетели желтые, розовые, оранжевые, красные листья. Они падали золотым дождем. Они кружились как мотыльки. Было красиво, как в сказке.        

Кто хозяин?

        Большую черную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним. Жук поправился. Каждому из мальчиков захотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин. Спор всегда кончался ссорой.

        Однажды они ли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики сильно спорили, чья собака.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня быстро вскарабкался на дерево и крикнул Коле, чтобы он спасался.

        Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок. Лесник спросил: «Чья собака?». «Моя», - сказал Коля. Ваня молчал.

Что за зверь?

        Выпал снег. И все кругом стало белое. Девочка Катя вышла на крыльцо. И вдруг увидела на снегу следы. Она захотела узнать, что за зверек тут ходил. Положила девочка на крыльцо кусочек котлетки. На следующее утро увидела, что котлетка цела. А следы свежие. Значит, зверек снова ходил по снегу.

        Положила Катя на крыльцо косточку из супа. На следующее утро увидела она, что и косточку зверек не тронул.

        Тогда положила Катя красную морковку. А утром глядит – морковки нет. Догадалась Катя. Это был заяц. Теперь каждый вечер Катя клала морковку на крыльцо для зайчика.

Новогодняя история.

        Жили –были веселые человечки. Решили они порадовать Деда Мороза подарками. Погрузили подарки на санки и поехали Деда Мороза искать.

        Едут-едут и видят: сидят на пеньках печальные бременские музыканты. Сломались у них старые инструменты. Отдали человечки музыкантам гармошку, дудку, барабан и балалайку, а сами дальше поехали.

        Видят: у дороги сиди задумчивая Баба Яга. Ступа у нее развалилась. Отдали веселые человечки Бабе Яге санки – самоходки, а сами пешком пошли.

Идут и видят: стоят невеселые снеговички. Вместо елки у них на праздник метла. Отдали человечки снеговикам елку – самобранку, а сами загрустили, потому что Деду Морозу теперь подарить нечего. Как идти к нему с пустыми руками.

        Вдруг навстречу Дед Мороз: «Не  с пустыми руками вы ко мне идете, а с добрыми делами. Доброе дело – лучший подарок!»

 

В автобусе.

        Оля и Лена шли по улице и громко болтали. Оля не заметила, как толкнула пожилую женщину с тяжелой сумкой. Из сумки посыпались пакеты, и женщина с трудом стала их поднимать, но девочки прошли мимо. На автобусной остановке Оля и Лена, расталкивая локтями людей, первыми влезли  в автобус и заняли  свободные места. Около них стояли пожилые люди, но девочки продолжали весело болтать, не обращая на них внимания.

Надо с уважением относиться к пожилым людям и уступать им место в транспорте!

Как я увидел грачей.

        Увидел я грачей утром. Посмотрел в окно и удивился: в саду важно расхаживали большие черные птицы. Носы у них были белые. «Грачи прилетели!» - с радостью воскликнула мама.

После уроков мы с друзьями побежали в парк смотреть их гнезда. Птицы спокойно сидели на деревьях. Грачей называют вестниками весны, потому что они прилетают первыми. Говорят, что грачи несут на крыльях весну.

На реке.

        Наступил жаркий, тихий, летний день. По голубому небу плывут белые облачка. За городом течет широкая, извилистая река. Левый берег реки крутой, а правый – пологий. Вода в реке спокойная, прозрачная, теплая.

        Дети пошли на пляж. Мальчишки сняли одежду и побежали купаться в реке. Варвара и Константин начали играть в мяч. А Иван пошел на левый берег реки с удочкой. Он любит рыбалку.

        Весело летом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи в 5 классе.

Данная программа ориентирована на работу в школе II вида....

рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....

рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса  на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...