Задания на уроках русского языка
материал по русскому языку на тему

Представленные задания можно применять как при изучении темы, так и при повторении материала, а также на внеклассных занятиях по предмету. Задания сгруппированы по отдельным правилам:

1. Безударные гласные в корне слова.

2. Звонкие и глухие согласные.

3. Непроизносимые согласные в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.doc.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слов опасные!

Им на слух не доверяй, удареньем проверяй.

Задание 1.

Пропала буква, вот беда!

Начнем ее мы поиски, друзья.

На помощь позовем искателей,

МЧС спасателей!

Но чтобы букву отыскать,

Проверочное слово нужно подобрать.

Поиск звука (буквы) начинаем!

Рка — реки Бжать —

Грза — грозы Всна —

Рга — рог Свстит —

Пщать — Слны —

Цвсти — Пля —

Тшина — Кря —

Стда — Длёкий —

Трпа — Дмашний —

Лсок — Трвинка —

Свча — Слёный —

Вы, ребята, молодцы!

Гласных букв приятели.

Вас теперь они зовут

«МЧС спасатели!».

Задание 2.

А сейчас наоборот —

Проверочное слово

Поставим мы вперед.

Стены — стена. Почта —

Звон — позвонил Тишь —

Тяжесть — тяжёлый Вёсны —

Воздух — воздушный

Задание 3.

Только что для вас

Получила я заказ.

Ученица читает с карточки:

«Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне».

Ученики пишут в тетради:

Сторожить — сторож — сторожка.

Деревцо — дерево — деревья.

Веселиться — ... — ...

Голодать — ... — ...

Холодает — ... — ...

Молодой — ... — ...

Задание 4.

Работа по карточкам с различными наборами слов.

Мы сыщики словесные,

Слова нам все известные.

Заданье тайное у нас!

Проверочное слово

Мы ищем в этот раз.

Укажите проверочное слово для пропущенной безударной гласной.

Рассмотрите три версии: А, Б, В.

Задание 5.

Предлагаю поиграть,

Букву в слове отгадать.

С вами, дружные ребятки,

А и О играют в прятки.

Играем!

К?сить, ж?ра, дв?ровый, под?рил,

гр?за, с?довник, с?лить, п?стух, г?лубка, ш?гать.

Учащиеся объясняют написания безударной гласной в корне слова.

Попробуйте из данных слов составить предложение в рифме. Например:

Не косится трава.

Когда стоит жара!

Садовник обрезку деревьев ведет,

Пастух по дороге за стадом бредет.

Задание 6.

Работа по карточкам.

Орфограмму проверяем,

Контролера засылаем.

Контролер всегда готов

Для проверки корня слов!

Укажите проверочное слово для безударных гласных в корне слова. Какое слово является контролером?

Карточка 1 Карточка 2

Совет:

Чтобы правильно писать,

Букву нужно проверять.

Помощник в деле — ударенье,

Укажет букву без сомненья.

Контролерами являются слова цвет, травник.

Задание 7.

Названье птицы запишем мы в тетрадь,

Но прежде нужно птицу на картинке разгадать.

Заданье будет лишь тогда готово,

Когда отыщем мы проверочное слово.

Учитель читает четверостишие и показывает рисунок с изображением птицы. Ученики записывают в тетрадь слова парами.

Грудка словно огонек,

Это птица... (снегирек).

Снегирь — снег.

Звонкие и глухие согласные

Задание 1.

А теперь мы вновь играем,

Звук и букву отгадаем!

На звукобуквенной машинке

Печатаем мы без запинки.

Учитель диктует слова: шаг, гриб, флаг, чиж, сугроб и т.д.

Работа в тетрадях: [шак] — шаги — шаг, [грип] — грибы — гриб, [флак] — флаги — флаг, [чиш] — чижи — чиж, [сугроп] — сугробы — сугроб.

Хороша новинка

Пишущая машинка!

Вывод:

Слово смело изменяем,

Парный гласным проверяем.

Каждый звук этот услышим.

Слово правильно напишем.

Задание 2.

Предлагаю вам новинку:

Словарную разминку!

Слова из словаря возьмем,

И проверять мы их начнем.

Подберите из словаря слова, оканчивающиеся на согласный звук, который нужно проверять.

Например: город, тетрадь, колхоз, завод, мороз.

Ученики называют проверочные слова и записывают в тетрадь, объясняют, почему слова нужно проверять.

Городок — города — город

Тетрадочка — тетради — тетрадь

Задание 3.

За работу, детвора!

Называть будем слова.

Победитель будет тот,

Кто больше всех слов назовет.

Учитель показывает карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный в конце слова. Ученики подбирают слово, оканчивающееся на эту букву, и записывают его.

Карточки:

Ответы детей: зуб, гриб, столб, ястреб, герб...

Учитель говорит победителю:

Ты победитель!

Много слов назвал,

Тебе в награду этот балл.

Учитель показывает карточку с оценкой 5.

Задание 4.

Я предложу тебе, дружок,

Сходить со мною на каток.

Мы будем резать лед коньками,

Как будто острыми ножами.

Затем зайдем в уснувший сад,

Чтоб отдохнуть и подышать,

Здесь можно классно поиграть.

Чтоб время даром не терять.

Я задаю вопрос, ты отвечаешь,

За правильный ответ награду получаешь!

Ученики называют ответ и устно подбирают проверочное слово.

Замерзшая вода. (Лед.)

Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток.)

Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад.)

Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. (Нож.)

Задание 5.

Труднейшая ситуация —

Буквенная провокация!

Буква Д всех уверяет

И упорно утверждает:

«Всем давно известно,

В корне мое место!»

Т кричит: «Я не пущу!

Случай свой не упущу!»

Ж и Ш ведут бои!

Правила у них свои.

Ж жужжит: «Всё впереди!»

Ш шипит: «Ну, погоди!»

Чтобы буквам не ругаться,

Поможем им мы разобраться.

Из двух слов выберите проверочное, напишите его. Припишите к нему проверяемое, вставьте буквы.

Сторожить, сторожка — сторо*.

Площади, площадки — площа*ь.

Дубы, дубки — ду*.

Кровати, кроватки — крова*ь.

Морозы, морозный — моро*.

Ястребы, ястребок — ястре*.

Голуби, голубок — голу*ь.

Задание 6.

Сделай словооборот,

Прочти слова наоборот.

Вспомни правило к словам,

Написанье объясни всем нам!

Пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, дзеоп, долох, дярто, дебо, дог, шрё, жиртс, шыднал.

(Ответ: тулуп— тулупчик, труд — труды, глаз — глазик, зов — зову, снег — снеговик, овраг - овраги, поезд — поезда, холод — холода, отряд — отряды, обед — обеды, год — годы, ерш — ершик, стриж — стрижи, ландыш — ландыши)

Займемся стихосложением с одним из данных слов. Например:

Белый, нежный и душистый

Майский ландыш серебристый!

На крючочек ерш попал

И подумал: «Я пропал!»

Задание 7.

Я приглашаю вас в чудесную страну.

В стране живет жираф и кенгуру,

Хищный лев крадется по пятам,

Где ест бананы стая обезьян.

К водопаду леопард бежит,

Видно, захотел он очень пить.

К солнышку подняв свой рог,

Дремлет толстый, неуклюжий носорог.

В этой сказочной стране

Захотелось даже мне

Покачаться на лиане,

Подобно дикой обезьяне,

Посидеть у зебры на спине,

Если повезет, конечно, мне!

Найдите «в мире животных» согласные в слабой позиции и подчеркните буквы, их обозначающие.

(Ответ: жираф, лев, леопард, носорог)

Задание 8.

Во всю мощь заревел носорог:

«Куда подевался мой рог?

Немедленно рог верните!

Злой рок от меня уберите!»

Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

На опушке — гриб,

А у Аленки — грипп.

По речке — плот,

А на груше — плод.

На грядке — лук,

За деревней — луг.

В доске — паз,

В футболе — пас.

Для рыбы — пруд,

Тонкая ветка — прут.

Злой рок,

У носорога — рог.

Задание 9.

У слов большой переполох!

Буквы потеряли слог.

Получилось чтоб словечко,

Найдем для буквы мы местечко.

ДУ Г

СУ Т

ША Б

РА П

ГО К

ПО Т

РО Д

Назовите слова, которые у вас получились. Какое правило можно к ним применить?

(Ответ: дуб, суп, шаг, рак, год, пот, рот.)

Задание 10.

Числовые ребусы покажу я вам,

А вы покажите своим друзьям!

100г 3умф

3котаж 100лб

па3от 100рож

Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к ним проверочные слова. (Ответ: стог, трикотаж, патриот, триумф, столб, сторож).

Непроизносимые согласные

Задание 1.

Сегодня ждет нас звездолет,

Мы отправляемся в полет!

На всех планетах во Вселенной

Мы побываем непременно.

Соберем букет из звезд,

Подарим мамам вместо роз.

Подарок сделал не простой

Нам лучик солнца золотой,

Он в небе записал слова,

Прочтем все вместе их, друзья!

Опорные слова:

Звёздный, солнце, неизвестный, сердце, счастливый, здравствуй, вестник, грустно, поверхностный, ненастный, радостно.

Помечтаем! Запишем предложения с помощью опорных слов, которые написал лучик, но так, чтобы у вас получился мини - рассказ о полете.

Задание 2.

Есть интересное заданье:

Берем мы словосочетанье,

Два слова превратим в одно.

Затем запишем мы его.

Подчеркните непроизносимые согласные, если они окажутся в слове. Вот так:

Издать свист — свистнуть.

Оказывать честь, принимать участие,

оказывать шефскую помощь, испытывать

чувства, осуществлять власть, издать

хруст.

Задание 3.

Вот это да! Вот это да!

В вальсе кружатся слова.

Пары в танце не простые:

Части речи однокоренные.

Подберите к существительным однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными, запишите их парами. Например: ярость — яростный.

Крепость, страсть, ненастье, прелесть, гигант, бескорыстие, опасение, доблесть, счастье, радость, ужас, известие, горесть, поверхность, скорость, ясность, интерес.

Всё у нас теперь в порядке,

Пары кружатся в тетрадке!

Становитесь, детвора,

Танцевать и вам пора!

Задание 4.

Я — вопрос,

Ты — ответ.

Игру я знаю много лет!

Поиграем вместе, дети,

Отыщем букву мы в ответе.

Большая морская птица — ...

Небесное светило — ...

Люди одинакового возраста — ...

Водяное растение — ...

Приветствие при встрече — ...

Белая бабочка — ...

Всадник на коне — ...

Центральный орган кровообращения — ...

Человек, принесший весть — ...

Ряд ступенек, идущих вверх — ...

Ученики называют ответы, устно проверяют непроизносимые согласные в корне слова.

Ответы: буревестник, солнце, сверстники, тростник, здравствуй, капустница, наездник, сердце, вестник, лестница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках русского языка

Презентация к выступлению на семинаре учителей...

Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.

Методическая разработка "Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий"....

Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся.

Теоретический и практический (из опыта работы) материалы по использованию дифференцированных заданий на уроках русского языка....

Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе

Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Задания к уроку русского языка по теме "Глагол". 4 класс

Данные задания подобраны для отработки навыков изучения темы " Глагол". Можно использовать на разных этапах урока учащиеся расширяют и углубляют знания...

развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе

система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности...