Урок-игра "Счастливый случай".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

панкова татьяна васильевна

Игра помогает правильно распознавать части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ"

ЦЕЛЬ УРОКА: упражнения в распознавании частей речи, их правильном употреблении в устной и письменной речи, тренировка в употреблении синонимов и антонимов русской речи, воспитание любви к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационных момент

Учитель объявляет необычный урок, проводимый в виде игры "Счастливый случай", его цели - упражнения в распознавании разных частей речи.

Класс делится на две команды, которые располагаются друг против друга. Право начать игру первой предоставляется той команде, которая отгадает букву и соответствующий звук.

- Итак, буква, которую вы должны отгадать, обозначает только один звук. Он согласный, твёрдый, шипящий, парный, звонкий. Какая же буква обозначает этот звук? (Буква "ж".).

II. Минутка чистописания

Выявляется команда, начинающая игру первой. Но сначала эту букву записывают в тетрадь по чистописанию, обращается внимание на одинаковый интервал между элементами буквы.

- Какие изученные правила правописания слов с этой буквой вы знаете? Приведите пример, эти слова также запишите в тетрадь. (Животное, молодежь, багаж, дорожка.).

III. Работа по теме урока

- Начинаем нашу игру.

Первый гейм - "Разминка"

Правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы для первой команды                 Вопросы для второй команды

Что такое имя существительное?             Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?                      На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?                                            Что обозначает?                    

Как изменяется?                                            Как изменяется?

Как определить его род?                             Как определить его род?

Распределите слова по частям речи в три столбика:

ягода, ранний, осина, читает,                     летать, вкусная, налить, красного,

ученик, аллея, золотому, угощает,            Москва, мирным, ехал, колесо,

парад                                                                 сладкого

Угадайте по признакам времена года. Из этих стихотворений выпишите словосочетания существительных с прилагательными.

Небо голубое, синие ручьи,                         Зеленый лес, синяя река,

В синих лужах плещутся                                Белые, пушистые

В стайках воробьи.                                          В небе облака.

Запишите предложения, разберите их по членам и частям речи.

Засверкали яркие лучи солнца.                  Зазвенели радостные голоса птиц.

Подведение итогов первого гейма, объявление его результатов.

Второй гейм - "Заморочки из бочки".

Используются бочоночки от игры "Лото". Каждый игрок достает свой бочонок, на котором номер вопроса, и отвечает на этот вопрос.

Вопросы для первой команды                     Вопросы для второй команды

1) От слова "ночной" образовать                 1) От слова "морозный" образовать

группу родственных слов, выделив             группу родственных слов, выделив

корни.                                                                   корни.

2) Закончить пословицу, используя             2) Закончить пословицу, используя

прилагательные-антонимы.                           прилагательные-антонимы.

"Речь хороша короткая, а верёвка..."          "У кузнеца руки чёрные, да хлеб..."

3) К изображению на данной картин-         3) К изображению на данной кар-

ке подобрать слова-синонимы,                    тинке подобрать слова-синонимы,

определить части речи.                                   определить части речи.

"Собака грустная - ..."                                       "Рыцари сильные - ..."

Подведение итогов второго гейма.

Третий гейм - "Весёлые нотки"

Он не оценивается, проводится вместо физкультминутки. Дети исполняют частушки.

Четверть третья прошла,                                  Встретил признак я предмета:

Рады мы по ушки,                                              "Ох, какой!" - сказал я Свете,  

И теперь мы вам споём                                    Красный, синий, голубой

Школьные частушки.                                         Выбирай себе любой!

Чтобы выучить глагол                                        Существительное - школа,

Надобно терпение,                                             Просыпается - глагол,

Ведь такой он балабол,                                     С прилагательным весёлый

С ним одно мучение.                                          Школьный день пришёл!

Люблю тебя, грамматика,                                 Двойкам в наши дневники

Ты умная и строгая.                                             Не дадим пробраться.

Тебя, моя грамматика,                                       Обещает третий "А"

Осилю понемногу я!                                           Четверть всю стараться.

Четвертый гейм - "Тёмная лошадка"

Команды задают друг другу вопросы о частях речи.

1. Его корень в слове "вязать", приставка в слове "замолчать", суффикс в слове "сказка", окончание в слове "рыбка".  (Завязка)

2. Его корень в слове "писать", приставка в слове "рассказать", суффикс в слове "книжка", окончание в слове "вода".  (Расписка)

3. Найдите лишнюю пару слов.

скучный - весёлый; робкий - смелый; глубокий - мелкий; широкий - узкий; хорошим - красным; маленький - большой; тёмный - светлый.

4. Определите, какой частью речи выражены одинаковые слова:

                                          Посадила мама в печь

                                          Пироги с капустой печь...

                                          Снежное покрывало

                                          Все поле покрывало.

Пятый гейм - "Гонка за лидером"

- Назовите как можно больше признаков к словам: шкаф; школа.

- Определите род прилагательного: красивое платье, голубое озеро;

окончание глагола: сердце заболело море зашумело.

- Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?

- Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?

- Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными:

суп из рыбы                                      дом из кирпича

сок из яблок                                      платье из шерсти

- Подберите, что может быть: мягким? лёгким?

Подведение итогов:

Подведение итогов гейма, подведение итогов игры.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Игра Счастливый случай

Игра для 3-4 класса. Можно провести в математическую неделю....

Игра по чтению "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра по чтению "Счастливый случай" для 2-4 классов...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Цели игры: развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания. Разделы игры: математика, русский язык, литература, география (окружающий мир), вопросы на с...

Программа кружка "Права на всякий случай" (4 класс).

Программа кружка для 4 класса  о правах ребенка....

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Дети в восторге от интеллектуально-соревновательных игр. Это развивает и кругозор, и  познавательные процессы, и межличностные отношения, и самооценку учащихся....