Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок развивающий и познавательный. Задания разнообразные и интересны для учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределённая форма глагола».

Цели урока:познакомить детей с неопределённой формой глагола как формой,которая не изменяется по ли

цам,числам и временам;учить выделять глаголы неопре-

делённой формы в контексте,образовывать и использо-

вать в речи глаголы неопределённой формы;развивать

внимание,наблюдательность,речь учащихся;воспитывать

любовь к родному языку.

Оборудование:компьютер,учебник «Русский язык»

(автор А.В.Полякова).

        

1.Организационный момент.

1).Повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2).На экране таблица.Повторим 5 «золотых» правил грамматики.

        

П к ч а г        1.Пиши красиво,чисто,аккуратно,грамотно.

__  __  __.        2.Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.В ко-

        це предложения ставится точка(! или?,или …).

       !        3.Помни о красной строке при записи заданий и текста.

__        4.Пользуйся правилами переноса.

        5.При письме проговаривай слова по слогам.

2.Чистописание и словарно-орфографическая работа.

1).На экране слова:

Пож…лтел,прил…скают,ст…мнет.

-Что общего у этих слов?(Это глаголы,все имеют приставку,все с безударной глас

ной в корне).

-Какие различия можете назвать?(Пожелтел-глагол прошедшего времени,ед.ч.,

приласкают-гл.будущего времени,мн.ч.,стемнеет-гл.буд.вр.,ед.ч.).

Образуйте новый глагол из начала каждого корня.Заканчивается слово на букву,которая не обозначает звука и показывает мягкость согласного.

Новое слово желать.

-Подберите синоним,назовите орфограмму.(Хотеть).

-Запишите слова в тетрадь,выделите орфограммы.

-Составьте предложение с новым словом.(Устно).

2).На экране пословицы.

Кто много желает,тот  мало имеет.

Много желать- добра не видать.

Беречь платье снову,а честь смолоду.

Своё добро теряешь,а чужого желаешь.

-Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла.

(О жадности и о чести).

-Назовите имеющиеся в пословицах глаголы.

(На экране слова: желает,имеет,желать,не видать,беречь,теряешь,желаешь.).

-Какая из названных форм глагола вам не знакома?

-На какие вопросы отвечают эти глаголы?

-О каких глаголах будет идти речь на уроке?

3.Изучение нового материала.

1).Вспомним всё,что уже знаем о глаголе.(На экране таблица).

                        Являюсь…        

                Обозначаю…

        Отвечаю на вопросы…

        Изменяюсь по…и (в прош.вр.)по…

        В предложении чаще всего бываю…

2).Определите у глаголов из 1-ой пословицы время и число.

-Задайте вопрос и определите время и число глаголов из 4-ой пословицы.

-Задайте вопрос к глаголам из 2-ой и 3-ей пословиц.

-Образуйте от них новые глаголы так,чтобы они отвечали на вопрос что сделать?.

-Определите время и число глаголов,отвечающих на вопросы что делать?и что сделать?.

Форма глагола,которая не указывает на время и число

называется неопределённой формой глагола(или началь-

ной формой).

-На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

-ть,-ти,-чь  это суффиксы глаголов неопределённой формы.

-Обобщите наше рассуждение по плану(на экране):

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

2.На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

3.Указывает ли на время и число неопределённая форма глагола?

(После обобщения на экране появляется схема).

        что делать?

Неопр.фор.гл.        -ть,-ти,-чь

        что сделать?

3)Прочитаем вывод в учебнике на стр.78.

-Запишите 3-ую пословицу,заменив неопределённую форму глагола формой

2-ого лица ед.числа.

4.Физминутка.

Если я называю глагол в неопределённой форме,то вы шагаете с поднятыми вверх руками,если другая форма глагола,то с опущенными руками.

Гудят,бежать,читаешь,сшить,шить,выучит,нарисовать,позвал,гореть,заберут,спи-

сать,стеречь,прячут,испечь.

5.Закрепление.

1).Заменить фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.(На экране).

Пускать пыль в глаза-…,дать слово-…,зарубить на носу-…,держать язык за зубами-…,мозолить глаза-….

2).Определить,как образовано слово в скобках верхней строки.Таким же образом составить слово в скобках нижней строки.Записать слова,группируя их по частям речи.

1.Хотеть   (гореть)   горизонт.

   Таять     (    …    )  секретный.

2.Находка   (найти)   зайти.

   Местность   (   …   )   пасти.

3.Испечь   (стеречь)   стерня.

   Зажечь   (   …   )    берлога.

Назовите все словарные слова,которые здесь втретились.

3)Творческая работа.

-Вы любите фантазировать?

Напишите мини-сочинение «Я через 20 лет»,использюя как можно больше глаголов в неопределённой форме.Например,работать,лечить,учить,радовать и тд.

6.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились?

-Что больше всего запомнилось?

Нам предстоит выполнить ещё много заданий.Но сегодня мы выполнили всё.

Спасибо всем за работу на уроке.

7.Домашнее задание.

Выучить правило на стр.78.

Выполнить упр.108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку

Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"

Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...

Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс.

Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс....

Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...