Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushch.rar619.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Склонение имен существительных»

Цели урока:

Развитие умения определять падеж имен существительных;

Формирование функциональной грамотности, развитие умения грамотно писать слова с изученными орфограммами;

развитие устной речи; развитие умения выражать эмоциональное состояние.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Оргмомент. Эмоциональный настрой.     СЛАЙД 1

-Какое у вас настроение?

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

 -Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.

-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.

-А теперь подарите свой шарик друг другу.

-Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать».

-А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться.  А я хочу, чтоб вы закрепили знания, полученные ранее. Хочу, чтоб вы приобрели новые умения и получили большое удовольствие от работы и общения. Я желаю вам успеха в работе на уроке.

Минутка чистописания. Целеполагание   СЛАЙД 2

Восемнадцатое октября.

Классная работа.

ткройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа и выполните задание.

1. Оо//Оо//

Одинокий  лист лежит на земле.

-Какое это предложение по цели высказывания? /повествовательное/

-Разберите предложение по членам. /с комментированием Матусевич/

 Аимяасуёщесатвиётеальноеё СЛАЙД 3

2. -Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?

3.- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/  (на доске)

- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня? (опережение - несклоняемые имена сущ.)

- Для чего мы исследуем имя существительное?

III. Словарная работа    СЛАЙД 4

- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.

П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро. /проверка на экране/ ( безуд. глас. а)

..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /для детей 1 уровня/ проверка на экране/ (помидор-овощ)

-Внимательно послушайте.  Это задание для ребят, которые уверены в своих силах. /выполнять всем не обязательно/

- Придумайте  в паре  ещё одну группу существительных  и запишите. Проверка. /для детей 2 и 3 уровня/

IV. Работа над новой темой.

1. Создание проблемной ситуации:    СЛАЙД 5

- Прочитайте слова. Что их объединяет?/это имена сущ./

-Докажите, что это имена  сущ-е!

- На какие две группы можно их разбить?

Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /Работа в парах, на карточках/

- Чем они отличаются? ( у них разные окончания)

- Почему у них разные окончания? /отвечают на  разные вопросы/

- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания.

- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е? /у сущ. изменяются окончания/

-А как называется  изменение окончаний сущ-х по вопросам? /склонением/

-Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься?   /упражняться в склонении имен сущ. или склонять имена сущ./

2.Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 61.

-Прочитайте первый вопрос Почемучки.

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Кто- нибудь готов поспорить с ….?

 а) Упр 109 по вариантам  /у доски 2 человека/

- Давайте сейчас просклоняем  имена сущ-е  ученик и звонок на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками,  которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать.  Запомните их.

И.п. – есть          кто?     ученик                 что?    звонок

Р.п. -   нет           кого?   ученика               чего?  звонка

Д.п. – дать         кому?  ученику               чему? звонку

В.п. – вижу         кого?    ученика               что?    звонок

Т.п. – доволен   кем?   учеником              чем?   звонком

П.п. – думаю     о ком?    об ученике       о чём? о звонке

-Что мы сделали? /просклоняли имена сущ-е/

-Что значит просклонять имена существительные? /изменить их по вопросам или по падежам/

-Что происходит  с именами сущ-ми при склонении? /изменяется окончание/

-Что нужно знать для того, чтобы правильно определить падеж имени сущ-го?/ответы уч-ся/

-Готов ли кто-нибудь поспорить с….?

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске записано слово ЗЕМЛЕ. СЛАЙД 6 

Определите падеж  существительного  земле.  / Точно определить нельзя/

- Почему? /Нет ни предложения, ни слова, ни союза. Сложно задать вопрос/

 - А теперь,  давайте вернемся к нашей минутке чистописания и прочитаем  предложение. (На доске)

Одинокий лист лежит на земле. СЛАЙД 6

- Итак, нам нужно определить падеж этого существительного.

3.Групповая работа.

-Как вы будете действовать? Сейчас вы обсудите этот вопрос  в группах и попробуете составить алгоритм ваших действий. /или группах на подготовленных листочках/

-Ученики предлагают варианты.

На доске появляется алгоритм. СЛАЙД 6

ЧТОБЫ   ОПРЕДЕЛИТЬ   ПАДЕЖ   ИМЕНИ   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО   НАДО:

1. Надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;

2.По вопросу  и предлогу определить падеж.

САМОПРОВЕРКА

-А теперь откройте учебники на стр. 63 и сверьте составленный алгоритм, с памяткой , которая находится у нас в учебнике.

- Пользуясь алгоритмом определите падеж существительного  (на ) земле. /отвечает ученик/

-Находим слово, от которого зависит слово (на) земле. Это слово лежит. Ставим от него вопрос. Лежит (где? на чем?) на земле.

Определяем падеж.

Существительное (на) земле стоит в П. п.

- Какие ещё есть существительные в этом предложении?

-- Существительное лист.

- Определите его падеж.

- В.п., И.п.

- Каким членом предложения является это существительное?

- Подлежащим.

- Запомните, подлежащее всегда стоит в именительном падеже.

V. Физминутка  АМ «Воздух, земля, огонь, вода» слайд 7

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учащиеся  по  команде изображают  одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

VI. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику.

1.Упр 113.

-Выпишите только выделенные имена сущ..  Определите падеж с помощью нашего алгоритма. /у доски/

По болоту-Д.п., с кочки-Р.п., на кочку-В.п., под ногами-Т.п., в лес-В.п., в снегу-П.п., по болоту-Д.п.

-Ребята, так что нужно знать, для того, чтобы правильно определить падеж имен сущ-х.?

2.Упр. 115 самостоятельная работа с послед. проверкой по слайду /по вариантам/           СЛАЙД 8 

- Кто справился с заданием без ошибок?

-У кого ошибки? Что затруднило?

-Что нужно знать, чтобы определять падеж имени сущ-го без ошибок?

2. Словарная работа. СЛАЙД 9

 -Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом. Это шоссе.

 - Что такое шоссе? (Это дорога.)  

 - Послушайте, что о нем написано в толковом словаре. Читает ученик.

 - Это словарное слово. Спишите его, поставьте ударение и подчеркните буквы, которые  надо запомнить.

 - Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете?

   Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 - Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом. /с ускорением 3 раза/

3.Работа над новым материалом. /опережение, проблема/

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.

- /устно, проверка на слайде/

 -  Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова – помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.

И. п. что?    шоссе   отремонтировали что?

Р. п. чего?    шоссе  стояли у чего?

Д. п. чему?   шоссе ехали по чему?

В. п. что?      шоссе  выехали на что?

Т. п. чем?     шоссе   пролетел над чем?

П. п. о чём? о шоссе    рассказал о чем?

-  Что вы заметили? Изменилось окончание?

-Так какая  же особенность  у    слова шоссе? ( Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

 - Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

  -Да. Такие слова есть.

- Эти слова, в основном, пришли к нам из других языков. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

 - Давайте познакомимся с этими словами  поближе.

 Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске, про себя и стараются запомнить как можно больше слов.  СЛАЙД 10

 Колибри, кенгуру, шоссе,

 Фламинго, пони, шимпанзе,

  Какао, кофе, домино,

  Алоэ, радио, кино,

 Такси, метро, купе, пальто,

 Кашне, кафе, трюмо, манто,

 И какаду, драже, пари,

 И интервью, рагу, жюри,

 И пианино, и фойе,

 Пюре, бюро и ателье –

 Ты все слова запоминай,

 Но никогда их не склоняй!

-А теперь вернемся к нашему кластеру.

-Можем сказать, что мы сегодня для себя открыли что-то новое в русском языке? /да/

-Дополните наш кластер. /несклоняемые имена сущ./

-Более подробно о несклоняемых именах существительных  мы поговорим с вами завтра.

VII.Рефлексия. СЛАЙД 11

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

-Что затруднило в новой теме?

СЛАЙД 12

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Домашнее задание: СЛАЙД 13

с. 62  упр. 111 или 112 по выбору.

Найти, записать и объяснить значения  фразеологизмов  со словом НОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....