Рабочая программа. 2 класс. Русский язык
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Свистунова Наталья Петровна

Рабочая программа. 2 класс. Русский язык. (Пояснительная записка. Тематическое планирование.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx28.77 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание русского языка во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

 Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

 Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами изучения русского языка являются:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка являются:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (53 ч)

1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

2.Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

3. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

4. Состав слова (морфемика) (19 ч)  

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

5. Лексика (18 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (47ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 перенос слов;

 проверяемые безударные гласные в корнях слов;

 парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

 разделительные твердый и мягкий знаки;

 правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

 правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

 правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

 раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (26 ч)

1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (10 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

 парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

 изменяемые и неизменяемые слова;

 формы слова и однокоренные слова;

 однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

 предложения по цели высказывания;

 предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

 в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

 лексическое значение слова в толковом словаре;

 основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

 делить слова на слоги;

 использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

 подбирать однокоренные слова;

 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

 проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

 исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

 перенос слов;

 проверяемые безударные гласные в корнях слов;

 парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

 разделительные твердый и мягкий знаки;

 правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

 раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

 устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

 определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

 различать однозначные и многозначные слова;

 наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

 наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

 применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

 применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

 подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 определять по предложенным заголовкам содержание текста;

 составлять план текста;

 определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

 соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.  Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

2.  Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно»

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

4. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.

5. Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия  «Русский язык»



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Содержание

УУД

Оборудование

Звуки речи и буквы.

Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква». Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Различать звуки и буквы. Выделять  звуки речи; отличать произношение и написание слов.

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

- различать произношение и написание слов;

- соблюдать орфоэпические нормы, -  осознание языка как основного средства человеческого общения;

 - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Гласные и согласные звуки и их буквы.

Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются. Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков,

твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Различать звуки и буквы. Выделять звуки речи; отличать произношение и написание слов.

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

- различать произношение и написание слов; - соблюдать орфоэпические нормы

Обозначение звуков речи на письме.

Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Уметь различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове.

Различать безударные и ударные гласные. Приводить  примеры безударных и ударных гласных.

Согласные звуки.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв.

Уметь отличать согласные звуки от гласных. Владеть  способами  совместной деятельности в паре

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости.

Уметь различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Высказывает в устной форме  о звуковых моделях слов

Звонкие согласные в конце слова.

Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг.

Уметь различать парные по звонкости-глухости согласные. Аргументировать своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме.

Сочетания жи-ши.

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг.

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши. Владеть  способами  совместной деятельности в паре. Различать произношение и написание слов. Уметь различать произношение и написание слов.

Сочетания ча-ща.

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща; орфографии

ческий тренинг.

Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща. Владеть способами совместной деятельности в паре. Демонстрировать правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов.

Сочетания чу-щу.

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний чу-щу; орфографический тренинг; отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ.

Уметь писать слова с сочетаниями чу-щу. Владеть способами  совместной деятельности в паре. Демонстрировать  правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов.

Разделительный мягкий знак (ь).

Повторить две функции буквы «мягкий знак» :а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков.

Уметь писать слова с разделительным мягким знаком. Применять правила к ситуациям в практике.

Разделительный ь. Плакат

Слог. Перенос слова.

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ.

Уметь делить слова на слоги; определять количество слогов в слове.

Правило переноса слов.

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить

слова для переноса.

Уметь делить слова на слоги; знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике.

Перенос слов.

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

Уметь делить слова на слоги; знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике.

Слова, которые называют признаки и действия предметов.

Слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Слова, обозначающие действия — глаголы. Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

Знать понятие «имя прилагательное», «глагол». Уметь различать произношение и написание слов. Распознавать признаки имени прилагательного, глагола.

Части речи. Плакат

Слово и предложение.

Предложение. Отличие предложения от слова. Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения.

Уметь различать слово и предложения;

различать произношение и написание слов.

Знать виды предложений по цели высказывания.

Классифицировать слова и предложения.

Связь слов в предложении. Плакат

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Познакомить с интонацией предложений (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Знать виды предложений по эмоциональной окраске.

Уметь различать произношение и написание слова;

различать предложения по цели высказывания, интонации.

Слова в предложении.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова).

Уметь различать слова и предложения;

меть различать произношение и написание слов. Выделять слова в предложении.

Слова изменяемые и неизменяемые.

Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова.

Уметь: определять окончание как изменяемую часть слова;

различать произношение и написание слов.

Окончание.

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые.

Уметь: находить и выделяет окончание;

различать произношение и написание слов, цитировать правило.

Знать значимые части слова.

Неизменяемые слова.

Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.  Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов.

Знать слова, форма которых не изменяется.

Уметь различать произношение и написание слов,

 приводить примеры, выбирать нужное из предложенного.

Повторение правил написания большой буквы в именах собственных.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знать правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов, выбирать нужное из предложенного, демонстрировать правильное использование правила. Уметь:

 соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

 находить способ проверки написания слова;

 без ошибок списывать несложный текст

Повторение  правил написания большой буквы.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знать правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов,

демонстрировать правильное использование правила;

 соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

 находить способ проверки написания слова;

 без ошибок списывать несложный текст

Корень слова.

Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Знать понятие «корень слова»;

научиться выделять корень слова;

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Однокоренные слова и формы слов

Правописание гласных в корне слова.

Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова;

перечисляет этапы процесса.

Уметь:

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Безударные гласные в корне слова.

Правописание гласных в корне слова.

Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Уметь:

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Правила правописания гласных в корне слова.

Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Уметь:

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Корень слова.

Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)

Уметь находить и выделяет корень слова;

анализировать и кратко характеризовать состав слова;

работать со словарями.

Знать: значимые части слова.

Безударные гласные в корне слов.

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне.

Уметь:  различать произношение и написание слов;

Правила письма безударных гласных в корне.

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне.

Безударные гласные в корне.

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне.

Уметь находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Однокоренные слова

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Познакомить с новой орфограммой; закреплять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова).

Знать новую орфограмму.

Уметь:

находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

различать произношение и написание слов.

Согласные в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Учить применять два варианта подбора родственных слов; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.

Уметь находить и выделяет корень слова.

Знать: значимые части слова.

Правописание согласных в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.

Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости».

Уметь:  различать произношение и написание слов.

Правила правописания согласных в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.

Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости». Применять правило к ситуациям в практике.

Уметь различать произношение и написание слов.

Парные согласные в корне слова

Корень слова с чередованием согласных.

Чередование согласных в корнях. Организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.

Уметь выделять корень слова; наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня. Демонстрировать правильное использование правила; находить способ проверки написания слова;

соблюдать изученные нормы орфографии и орфоэпии.

Согласные в корне слова.

Чередование согласных в корнях.  Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне середины слова»

Уметь работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»;

приводить примеры способов проверки;

 различать произношение и написание слова;

Гласные и согласные в корне слова.

Чередование согласных в корнях. Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

 Уметь

различать произношение и написание слова;

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Чередование согласных в корнях.  Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

определять в корне слова изучаемые орфограммы;

приводить примеры способов проверки.

Суффикс – часть слова.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

Знать суффикс как часть слова и его основные признаки;

цитировать правило.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Однокоренные слова и формы слов.

Суффикс.

Значение суффиксов.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Разбор слов по составу. Плакат

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки». Приводить  свои примеры. Объяснять использование правила.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. 

Правило правописания слов с непроизносимыми согласными звуками.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки»;

приводить свои примеры.

Уметь:

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова.

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки»;

приводить свои примеры.

Уметь:

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова.

Суффикс.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Уметь выделять суффикс в слове,

различать существенное и несущественное. Уметь находить способ проверки написания слова. Разбор слов по составу. Плакат

Правописание слов с суффиксами –ёнок; -онок.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с правилом написания суффиксов –онок-, -ёнок-.  Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Уметь выделять суффикс в слове,

анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии.

объяснять применение правила.

Знать значимые части слова.

Правописание слов с суффиксами –ик, -ек.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Уметь:

анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии.

Значение суффиксов.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с двумя видами суффиксов: синонимичными и с многозначными, или омонимичными.

Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Разбор слов по составу. Плакат

Правописание слов с суффиксом –ость-

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с написанием слов с суффиксом –ость-.

Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов.

Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Однокоренные слова и формы слов. Плакат

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-.

Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Правила правописания суффиксов имен прилагательных

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-.

Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Суффикс. Образование слов.

Суффиксальный способы образования слов. Учить образовывать слова  суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выделять части слова: корень, суффикс и окончание.

Уметь применить все изученные правила;

 выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

Правописание корней и суффиксов в словах.

Повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов.

Уметь применить все изученные правила;

 выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

Приставка – часть слова.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.

Уметь выбирать нужное из предложенного.

Разбор слов по составу. Плакат

Значение приставок.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.

Уметь выбирать нужное из предложенного

Однокоренные слова и формы слов

Правописание слов с приставками.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Уметь  выделять приставку в корне;

определять значение приставок;

объяснять выбор способа.

Правописание приставок. Плакат.

Алгоритм правописания слов с приставками.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Уметь  выделять приставку в корне;

определять значение приставок;

объяснять выбор способа.

Правописание слов с приставками.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Уметь  выделять приставку в корне;

определять значение приставок;

объяснять выбор способа.

Приставки.

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с возможностями приставочного способа словообразования; учить образовывать слова приставочным  способом в соответствии с заданной моделью; отрабатывать умение находить слова с приставками.

Уметь  выделять приставку в корне;

определять значение приставок;

объяснять выбор способа;

выделять сходства и различия.

Правописание приставок. Плакат.

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Приставка как часть слова; значения приставок. Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ.

Знать с правило написания Ъ.  

Уметь приводить свои примеры.

Правописание слов с Ь и Ъ знаками.

Приставка как часть слова; значения приставок. Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ.

Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки; применять правило к ситуациям в практике.

Образование слов.

Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью.

Уметь выделять приставку и суффикс в слове;

приводить свои примеры.

Различение разделительных Ь и Ъ знаков.

Орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ.

Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки;различать существенное и несущественное.

Основа слова.

Основа слова. Познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам.

Уметь выделять значимые части слова; познакомились с понятием «основа слова». Действовать по алгоритму.

Различение предлогов и приставок.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить  с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок.  

Уметь обобщать факты.

Упражнения в различении предлогов и приставок.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить  с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок.  

Уметь обобщать факты.

Повторение: состав слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок.  

Уметь обобщать факты.

Однокоренные слова и формы слов. Плакат

Состав слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок.  

Уметь обобщать факты.

Повторение: правописание частей  слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг.

Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова.

Уметь применять правило к ситуациям в практике.

Правописание частей  слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг.

Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова.

Уметь применять правило к ситуациям в практике.

Слово и его лексическое значение.

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слово и его значение.

Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение.

Слово и его значение.

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.  Слово и его значение.

Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение.

Повторение по разделу «Правописание»

Повторить изученные в первом полугодии орфограммы; орфографический тренинг.

Знать все изученные орфограммы.

 Применять правило к ситуациям в практике.

Текст.

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.  Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст.

Уметь различать слова, словосочетания и предложения. Приводить свои примеры.

Текст. Заголовок.

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста

Уметь различить предложение и текст, овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Как сочетаются слова.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.  Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов.

Познакомить с понятием «лексическое значение слова». Определять значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания частей слова.

Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится.

Уметь выделять части слова; знают способы проверки написания слов. Действовать по алгоритму.

Заголовок и текст.

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту.

Уметь подбирать заголовок к тексу. Выделять существенное из текста для определения заголовка.

Озаглавливание текста.

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить по заглавию определять основное содержание текста.

Уметь читать и понимать текст озаглавливать, умение задавать вопросы. Выделять существенное из текста для определения заголовка.

Слово в словаре и тесте.

Определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приемами поиска нужного слова.

Уметь определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря.

Слова однозначные и многозначные

Различение однозначных и многозначных слов. Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря.

Сравнивать значения слова в словаре и тексте.

Повторение правописания.

Представление о прямом и переносном значении слова. Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов.

Уметь находить в слове орфограмму и определять их места в слове. Демонстрировать правильное использование правила.

Текст. Окончание текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам.

Выделять существенное из текста, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Использование многозначных  слов.

Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком.

Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Уметь приводить свои примеры.

Составление текста.

Работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста.

Уметь работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту. Выделять существенное из текста.

Синонимы.

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.

Познакомиться с синонимами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Использование слов-синонимов.

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Уметь наблюдать над использование слов-синонимов, демонстрировать знание пройденного материала.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами.

Уметь находить в слове орфограммы, применять правило к ситуациям в практике.

Начало текста.

Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Уметь восстанавливать начало текста;

исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Составление начала текста.

Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Уметь восстанавливать начало текста;

исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Использование слов-синонимов.

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Слова-синонимы в тексте .

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания.

Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов)

Демонстрировать правильное использование способов проверки

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.

Уметь наблюдали за последовательностью предложений в тексте, выбирает существенное.

Антонимы.

Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».

Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.

Познакомиться со словами, имеющими противоположное значение. Уметь определяет значение слова с помощью словаря.

Антонимы в речи.

Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».

Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.

Уметь определяет значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания.

Повторить написания ь и ъ; тренинг в обозначении буквами безударных гласных в приставках и корнях.

Демонстрировать правильное использование способов проверки.

Омонимы.

Наблюдение за использованием в речи омонимов. Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов.

Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Слова исконные и заимствованные.

Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся.

Уметь определять значение слова с помощью словаря..

Повторение правописания.

Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками.

Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

Абзац.

Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев.

Уметь выделять абзацы в тексте;

демонстрировать правильное использование способов проверки.

Роль абзаца в тексте.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев.

Уметь выделять абзацы в тексте;

демонстрировать правильное использование способов проверки.

Заимствованные слова.

Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за исконными и заимствованными  частями слов; работать с толковым словариком.

Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания.

Комплексное повторение изученных правил правописания; орфографический тренинг.

Уметь применить все изученные правила;

демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Составление текста из абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.  Учить корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев; составлять текст по заданным параметрам.

Уметь составлять текст по заданным абзацам;

демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Устаревшие слова.

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления.

Уметь определять значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания.

Развивать орфографическую зоркость и функции самоконтроля.

Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

Составление текста на свободную тему.

Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.

Учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста.

Уметь составлять текст по заданной структуре, модифицировать тексты.

Повторение лексики и состава слова.

Организовать комплексное повторение пройденного материала.

Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Знать значимые части слова.

Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

Повторяем орфографические правила.

Организовать комплексное повторение пройденного материала.

Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Знать значимые части слова.

Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

План текста.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план.

Уметь читать и понимать текст.

Учимся составлять план текста.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план.

Уметь читать и понимать текст.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Уметь определять значение слова по словарю, определять значение слова с помощью словаря.

Повторение правописания.

Провести комплексное повторение изученных правил правописания.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Учимся писать письма по плану.

Создание собственных текстов по предложенным планам. Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

Уметь делить текст на смысловые части,

составлять его простой план, воспроизводит текст по плану.

Повторение правописания.

Провести комплексное повторение изученных правил правописания; развивать умения контроля и самоконтроля.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Текст-описание.

Текст-описание. Познакомить с текстом-описанием; наблюдать за тестами-описаниями.

Познакомиться с текстом-описанием, приводить свои примеры.

Повторение правописания.

Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Особенности текста-описания.

Текст-описание. Познакомить с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте.

Познакомиться с особенностями текста-описания. Уметь выбирает существенное.

Повторение правописания.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Текст-описание.

Текст-описание. Учить создавать свой текст-описание; выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания.

Знать особенностями текста-описания.

Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Текст-повествование.

Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Роль текста-повествования в речи.

Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Повторение правописания.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Повторение правописания.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Текст-повествование.

Текст-повествование. Учить создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста.

Уметь читать и понимать текст. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Описание и повествование в тексте.

Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

Уметь наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

Повторение правописания.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Повторение. Орфограммы корня слова.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Повторение. Орфограммы корня слова.

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Повторение. Орфограммы корня слова.

Провести комплексное повторение.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

Повторение. Состав слова.»

Проверить полученные учащимися знания.

Уметь применить все изученные правила, демонстрировать правильное использование способов проверки. Уметь действовать по инструкции.

Повторение. Состав слова.

Соотнести ошибки по темам. Сравнить с мониторингом.

Уметь соотносить (распределять) ошибки по темам, различать ошибки.

Повторение. Развитие речи.

Повторить все темы курса.

Уметь делить текст на смысловые части,

составлять его простой план. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.  

Повторение. Развитие речи.

Повторить все темы курса.

Уметь делить текст на смысловые части,

составлять его простой план;

демонстрировать правильное использование полученных знаний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...