Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Черничкина Галина Валентиновна

Планируемые результаты:

 

Личностные УУД:

- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

- развивать навыки сотрудничества в группах.

Регулятивные:

- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

- развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

- использовать предметные знания в модельной ситуации;

- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

 

Предметные УУД:

- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

 

Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века».

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

МБОУ «СОШ №1» город Верхний Уфалей

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

- развивать навыки сотрудничества в группах.

Регулятивные:

- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

- развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

- использовать предметные знания в модельной ситуации;

- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные УУД:

- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

-Глубоко вдохнем. Выдохнем.

Здравствуйте, уважаемые ребята!

Поприветствуем гостей. Садитесь.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Желаю вам удачи на уроке!

Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в группе.

Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе!

Создание позитивного настроя на урок.





Слайд № 2

Настрой на успешную работу.





Повторяют правила работы в группе.

Личностные УУД:

Формирование интереса (мотивации) к учению.

 Определение детьми темы урока

- Прочитайте внимательно группу слов, найдите «лишнее» слово и докажите, почему вы так считаете.

рожь

замуж

сберечь

настежь

ночь

хорош

прилечь

вскачь

- Что общего у оставшихся слов?

Сформулируйте тему урока.

А на какие бы группы вы могли разделить данные слова? Обоснуйте свой выбор.

Слайд № 3

Создание проблемной ситуации «Найди лишнее слово».

Предлагают варианты ответов.

Доказывают свой выбор.









Формулируют тему урока.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Постановка учебной задачи

- Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих?

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило.

- Какова же наша задача?

1. Составить таблицу «Мягкий знак после шипящих».

Приступаем к выполнению нашей задачи.

Создание проблемной ситуации.





Подводит к определению учебной задачи.

Предлагают свои варианты, доказывают.




Определяют учебную задачу.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной речи.

Решение учебной задачи.

Составление таблицы.

- Каждая группа работает со своей таблицей.

(6 групп по 5 человек)

Если вы выполнили задание, то приступаете к дополнительному заданию.

Доп-но: (Учебник) стр. 73, из упр. 1 выписать свою часть речи и  графически доказать правописание мягкого знака.

- Возьмите конверт синего цвета.

Приступаем к выполнению задания.

Карточка №1.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена существительные, оканчивающиеся на шипящий.

дочь

(нет) туч

луч

ночь

рожь

плащ

(нет) сокровищ

жилищ

Заполните таблицу.

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется


1.

1.

2.

3.

Карточка №2.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена прилагательные,  оканчивающиеся на шипящий.

хороший

хорош

пахуч

свеж

пригож

могучий

Заполните таблицу.

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется



1.



Карточка №3.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся глаголы,  оканчивающиеся на шипящий.

беречь

приедешь

стричь

вспомнишь

назначь

съешь

Заполните таблицу.

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется


1.

2.

3.

 


Карточка №4.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся наречия,  оканчивающиеся на шипящий.

вскачь

уж

навзничь

настежь

прочь

замуж

невтерпёж


Заполните таблицу.

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется


1.



 



- Проверим, как же группы справились с заданием. (Каждая группа прикрепляет свою таблицу на доску).

- Возьмите конверт белого цвета. Во время проверки мы заполним общую таблицу «Мягкий знак после шипящих».


Контролирует работу групп.

Предлагает задания.







Наблюдает за выполнением

































































Подведение к составлению общей таблицы.

Выслушивает, подводит итоги на данном этапе.

Слайды  № 4 – 8.








Работа в группах.

(6групп по 5 человек)







Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.
































































Представитель от каждой группы защищает согласованное решение.

Заполняют общую таблицу «Мягкий знак после шипящих».

Личностные УУД:

Знание основных моральных норм.

Коммуникативные УУД:

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.


Познавательные УУД: 

сопоставлять и отбирать информацию.

Представлять информацию в виде таблицы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.


Регулятивные УУД:

Определять цель выполнения заданий














































Коммуникативные УУД:

Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.

Физминутка для глаз.

Презентация.

Организует физминутку.

Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни.

Решение учебной задачи.

- Ну, а сейчас выполним следующую задачу.

- Один представитель от каждой группы вытягивает слово.

1.ЛИНЮЧ

2. ДАЧ

3. НАЗНАЧЬ

4. СТРИЧЬ

5. МУЖ

6. МЕЛОЧЬ

7. РЕШАЕШЬ

- Возьмите конверты желтого цвета.

- Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму.

Слова:

линюч..., дач…, назнач…, стрич…, муж…, мелоч…, решаеш…, горяч…, свеж…, задач…, умнож…, печ…, пейзаж…, тиш…, думаеш…, пахуч…, туч…, намаж…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч…


- Проверим, как же вы справились с данной задачей.




- Выполняя данное задание, вы должны были видеть орфограммы.

- Что для этого вам было необходимо?

      1. Знание правил.

       2. Внимание.

- Сейчас и проверим ваше внимание.

Выдает слова.

Предлагает задание.








Контролирует работу групп.










Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи.

Слайд № 9.



Создание проблемной ситуации.

Представитель от каждой группы вытягивает слово.







Подбирают слова на выбранную орфограмму.









Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.




Высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.













Решение учебной задачи.

- Откройте учебники на стр.74, упражнение 3.

- Найдите в тексте четыре орфографические ошибки.



- О чем говорилось в тексте? (о жестах)

- Что такое жест?

- Что такое мимика?

Дает задание по учебнику.




Проводит словарную работу.

Слайд № 10.

Работа в группах.

Находят орфографические ошибки.

Доказывают.

Объясняют.

Дают толкование слов.

Коммуникативные УУД:

Читать про себя текст учебника, понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

Находить необходимую информацию в учебнике.

Физминутка «Поздороваться с помощью жестов»

- Как мы здороваемся с помощью жестов?

(пожимаем друг другу руки)

- Как здоровались в старые времена китайцы?

(пожимали руки сами себе)

- Как здороваются лапландцы?

 (трутся носами)

- Как приветствуют друг друга египтяне?

(ладонь прикладывают ко лбу)

- Как приветствуют африканцы?

(передают тыкву)

Организует физминутку.

Слайд № 11.

Показывают жестами приветствия.

Личностные УУД:

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Решение учебной задачи.

- Что такое пословица?

- Прочитайте пословицу.

- Объясните смысл данной пословицы.

- Назовите слова, которые вы бы могли поместить в нашу таблицу.


- Откройте учебники на стр.73, упражнение 2.

- Каждая группа выпишет одну пословицу, соответственно номеру группы, объяснит смысл.

- Проверим, как вы справились с данной задачей.

Слайд № 12.

Создание проблемной ситуации.

Обобщает ответы детей.


Организует работу с учебником.

Дает задание.


Слушает ответы детей, корректирует их.

Дают формулировку.

Объясняют смысл пословицы.

Доказывают свой выбор.

Работа в группах.




Представитель от каждой группы объясняет смысл пословицы.

Коммуникативные УУД:

понимать точку зрения другого.

Отвечать на вопросы учителя.

- Возьмите зеленый конверт.

- Каждый из вас приступает к работе с карточкой самоконтроля.

Карточка самоконтроля.

Прочь, полночь, молодежь, лучь, карандаш, спряч, вскачь, замуж, сберечь, отрежь, свитер, мелочь, лещ, свеж, съеш, навзничь, невтерпёж, прилечь, речь, клещ, загадаешь.

- Назовите слова, в которых были допущены ошибки.

Наблюдает за работой.







Организует самопроверку.

Индивидуальная работа по карточкам.






Самопроверка.

Личностные УУД:

Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль.

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания.

- Сейчас мы с вами выполним тест.

- Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус.

Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж.

- Обменялись тетрадями, проверим работу.

( +, -, -, +, +, +, -, +, - )

Проводит тест.







Организует взаимопроверку.

Слайд № 13.

Подводит итог тестирования.

Выполняют тест.







Выполняют взаимопроверку.

Делают выводы для себя.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Рефлексия урока.

Каждая группа отвечает на вопросы:

Какие задачи ставили  на уроке?

Выполнили ли их?

Для чего нам нужна данная таблица?

Кто активно участвовал в работе группы?

- Благодарю вас за урок! Молодцы!

Подводит итог.








Благодарит детей за работу!

Слайд № 14.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Регулятивные УУД:

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Домашнее задание

-  В рабочей тетради «Пишем грамотно №2», на стр. 19, упражнение 1.       

 

Объясняет домашнее задание.

Слушают и смотрят задание.

Задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Конспект урока по русскому языку  для 4 класса по программе "школа 21век"...

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Мягкий знак на конце слов после шипящих".

Урок по русскому языку проводится в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. К конспекту урока прилагаются презентация, самоанализ....

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...