урок русского языка во 2 классе "Изменение имён существительных по вопросам""
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Большакова Ирина Николаевна

 

Урок русского языка "Изменение имён существительных по вопросам", 2 класс адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В.Занкова», содержит подробный план-конспект урока с элементами здоровьесберегающих технологий по методу В.Базарного, УУД формирующиеся на каждом этапе  уроке. Учитель: Большакова И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk._yaz_-_otkrytyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени В.Г.Шухова»

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО  2«А» КЛАССЕ

Тема: «Изменение имен существительных по вопросам»

                                                                                  Подготовила:

                                                                               учитель начальных классов

                                                             Большакова И.Н.

г. Грайворон, 2012г.

Тема урока: Изменение имен существительных по вопросам.

Цели:

1. Научить изменять имена существительные по вопросам.

2. К концу урока я научусь самостоятельно изменять имена существительные по вопросам и, возможно, смогу научить этому других. (Цель сформулирована через результат учебной деятельности)

Задачи для учителя:

создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как изменяются имена существительные по вопросам;

учить изменять окончания имён существительных в зависимости от связи с другим словом и от заданного к нему вопроса.

Задачи для учащихся:

учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

научиться выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

научиться изменять имена существительные по вопросам.

В соответствии с поставленными задачами мною выбраны и осуществлены следующие формы организации работы детей:

индивидуальная работа (работа с учебником, индивидуальная творческая работа на этапе рефлексии);

работа в парах (на этапе включения нового материала в систему знаний);

фронтальная работа (диалог на этапе актуализации знаний);

дифференцированная работа (творческое задание по выбору, дифференцированное домашнее задание);

самостоятельная работа (работа с учебником, творческая работа на этапе рефлексии, выбор домашнего задания).

Исходя из особенностей урока “открытие” нового знания, я определила следующую структуру его содержания:

1. Организационный момент.

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

- определения затруднения, его место и причину;

- определение необходимости нового знания.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

5. Первичное закрепление.

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе .

7. Повторение.

- включение нового материала в систему знаний;

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Учитывая задачи и содержание урока, считаю необходимым использование следующих методов:

по внешним признакам деятельности (диалог, работа с книгой);

по степени активности познавательной деятельности (проблемный);

по логичности подхода (индуктивный);

метод создания ситуации выбора и успеха (дифференциация творческой работы и домашнего задания).

Имеет место на уроке и принцип наглядности (карточки-задания, “лесенка успеха”).

Организационный этап.        

- Какую часть речи изучаете на уроках русского языка?

- Что нового узнали на прошлом уроке об имени существительном?

Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,

 К вершине знаний держим путь.

 Все знанья сами открываем,

 Поэтому – активным будь!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

- Ребята, я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.         Включение учащихся в деятельность.

Выделение содержательной области.

 Участвуют в диалоге.

Записывают в тетрадях число.

Минутка чистописания:         У тридцати трёх полосатых поросят,

 Тридцать три хвостика торчат.

- Какой буквой на письме обозначаем этот звук?

Пропишите слово “тигр”.        Определяют, какие звуки повторяется в скороговорке.

Называют и прописывают буквы: Т т

Словарная работа.        

- Отгадайте загадки:

То я в клетку, то в линейку.

 Написать по ним сумей-ка!

 Можешь и нарисовать…

 Что такое я… (Тетрадь)

Он целый день звенел в бору.

 Густом, от инея белёсом.

 А ночью, подойдя к костру,

 Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)

Какой конь землю пашет,

 А сена не ест? (Трактор)

- Какие словарные слова ещё начинаются с буквы Т?        

Записывают слова-отгадки в тетрадь.

Называют и записывают словарные слова.

Актуализация знаний.        Ведёт подводящий диалог:

- К какой части речи относятся записанные слова?

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?        

Участвуют в диалоге.

 Приводят примеры.

Постановка учебной проблемы.

- Я думаю, что ваши знания и умения помогут вам сформулировать и выполнить задание после чтения текста.

- Что можете сказать об основе этого слова?

- Что изменилось?        Формулируют задание:

- Какое слово употребляется в каждом предложении?

- Какой частью речи является?

- Одинаковая, постоянная, твёрдая.

- Окончание.

Складывается ситуация затруднения: Почему?

“Открытие” нового знания.        Стимулирует исследовательскую деятельность

- Почему решили, что надо задать разные вопросы?

- Выпишите имена существительные с вопросами.        - Надо задать разные вопросы к слову “тигр”.

Задают к слову “тигр” вопросы от других слов и записывают на доске.

Формулирование темы урока        Результат исследовательской деятельности        Имена существительные изменяются по вопросам.

Физкультминутка        

Первичное закрепление. (учебник с. 81, упр. 74.)

Самостоятельная работа. (учебник с. 81, упр. 75.)

Приводит эталон выполнения задания.

Создаёт ситуацию успеха!        Демонстрация нового знания в типовой ситуации.

Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта выполнения задания.

Самооценка – самостоятельное фиксирование достижения успеха. Создаётся ситуация успеха!

Зарядка для глаз.

Прилетела бабочка,

 Села на указку,

 Попытайтесь вслед за ней,

 Пробежаться глазками.        

Повторение         

Раздаёт карточки. Можно обсуждать и советоваться в парах.        С данными парами слов составляют словосочетания.

Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневники, задают вопросы.

Рефлексия.        Организует анализ познавательной деятельности учащихся.

- Какое новое “открытие” сделали для себя? (Какую тайну языка “открыли”?)

- Что получилось сразу, легко и быстро?

- Над чем пришлось задуматься?

- Что надо учесть на будущее?

- Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо!

- А какое у вас настроение после сегодняшнего урока?

Помогает учащимся оценить свой уровень “открытых” знаний.

- Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

? – у меня остались вопросы.

З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.

У – Я умею изменять имена существительные по вопросам.

М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.        Выбирают соответствующее личико, выбор аргументируют.

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Учащиеся работают с “Лесенкой успеха”.

Приложение

Для печати.

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 

Тигр – это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тигра огромная. За тигром приходится следить осторожно. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.

Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....

Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"

На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Урок русского языка "1 склонение имён существительных"

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....