«Путешествие в страну ь»
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме


«Путешествие в страну ь»
(
ь- показатель мягкости согласного на конце и в середине слова)
Русский язык
(Урок с использованием игровой технологии)
2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasenie_princessy_olgi.pptx454.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в страну ь » ( ь - показатель мягкости согласного на конце и в середине слова) Русский язык (Урок с использованием игровой технологии) 2 класс Автор: Никитина С.Ю., учитель начальных классов, ГОУ СОШ №643 г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Цель урока : создание благоприятных условий для формирования орфографической зоркости учащихся. Задачи: развивать умение детей писать слова с орфограммой « ь - показатель мягкости в конце и в середине слова»; развивать умение переносить слова с мягким знаком в середине; формировать умение работать в парах; прививать интерес к предмету; развивать речь, пополнять словарный запас учащихся. Оборудование: плакат с изображением сказочного королевства, рисунки ( король ь , принц, принцесса, Баба-Яга, трехголовый дракон, башня) , карточки для индивидуальной работы, клубочек, сундук с «золотыми» монетами.

Слайд 3

Использованная литература: 1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя.- 2 изд., доп.-М.: Просвещение, 1991. 2.Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл .: Пособие для учащихся четырехлет . нач . шк . – 3 изд., испр . и доп.- М.: просвещение, 1991. 3.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой , О.В.Прониной. Пособие для учащихся.- М.:Баласс , 2008. 4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб . – М.: Росткнига , 2010 .

Слайд 4

Ход урока: 1.Орг. момент. « Мозговая гимнастика » . Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполняется 30 секунд. « Ленивые восьмерки » (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости « восьмерки » по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Слайд 5

«Вижу палец!» : указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см, смотреть на палец в течение 4 – 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторяется 4 – 6 раз. 2.Постановка цели и задач урока. - Ребята, на уроках литературного чтения мы с вами изучаем сказки. - Какие группы сказок вы знаете? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.) - Кто является героями анималистических сказок? (Животные.) - Чем они необычны? (Звери разговаривают и ведут себя, как люди.) - Кто герои богатырских сказок? (Богатыри.) - Чем интересны бытовые сказки? (В них рассказывается о повседневной жизни обычных людей.) - Что обязательно есть в волшебных сказках? (Волшебные герои, предметы, превращения, троекратный повтор, зачин, концовка, герои-помощники.)

Слайд 6

- Сегодня мы с вами попробуем сочинить свою волшебную сказку, и в ней тоже будут волшебные герои, превращения и, конечно, как в любой волшебной сказке, серьезные испытания. - Как называется начало сказки? (Зачин.) - Послушайте зачин нашей сказки. Давным-давно в некотором королевстве жил-был король. Было у него двое детей: девочка и мальчик. Сына звали Игорь, а дочку - Ольга. - Вы догадались, как звали короля? (Король ь .) - Кто догадался, какую тему мы будем сегодня изучать? (Написание ь в конце и в середине слова.) 3.Словарная работа. - Король ь очень любил волшебные превращения. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется: « Волшебник ь » . - Прочитайте первое слово. - Что такое кон? Превратите его в другое слово(конь).

Слайд 7

Банка – банька, кров –кровь, шест – шесть, угол – уголь, полка – полька, галка – галька. (Дети выходят к доске и вставляют, где это нужно букву ь .) 4. Закрепление изученного материала. Работа по карточке № 1. Король Ь правил честно и справедливо, круглый год он следил за порядком в своем государстве. А несколько месяцев в году он и сам честно трудился. - Возьмите карточку №1 и вычеркните названия месяцев, в которые ь отдыхал. Работа в парах. (Дети зачеркивают слова, в написании которых нет ь .) Январь, февраль, март, апрель, май , июнь, июль, август , сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Проверка. - Какие месяцы он не работал? - Спишите слова в тетрадь и обозначьте орфограммы.

Слайд 8

Фронтальная работа. - А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете русские народные пословицы и поговорки. - Я начинаю, а вы продолжаете. Январь - году начало, … . Февраль зиму провожает - … . Апрель с водою - … . Летний день … . (Дети выходят к доске и находят окончание пословицы.) Все в королевстве были счастливы. Но однажды прилетел трехглавый дракон, украл Ольгу и заточил ее в темной башне. Отправился Игорь вызволять свою сестру. Долго ли коротко ли он шел, пришел на лесную поляну. На поляне избушка на курьих ножках стоит. Около избушки Баба-яга. Рассказал Игорь Бабе-яге о своем горе. А Баба-яга и говорит: « Дам я тебе клубочек волшебный. Он тебе дорогу покажет. Только и ты мне помоги, а то я одна никак не справляюсь. Повадилась у меня проказничать жена Домового Кикимора » .

Слайд 9

Работа по карточке №2. - Ребята, возьмите карточку №2. - Какие правила нам нужно повторить, чтобы помочь Игорю исправить ошибки? (Правила переноса слов с ь в середине.) - Ребята, помогите Игорю исправить ошибки. Работа в парах. Дети исправляют допущенные ошибки. День-ки , ль-вы , толь-ко , кры-льцо , у - чи - тель-ни-ца , паль-то, маль-чик , о-лень , па-льцы . Проверка. - Запишите в тетради правильные ответы. Физминутка для глаз. «Клубочек». - Мы помогли Игорю получить волшебный клубочек. И покатился волшебный клубочек по дороге, а принц Игорь отправился за ним следом. И мы с вами тоже пойдем за волшебным клубочком. Передаем клубочек и называем по одному слову с ь в конце или в середине. (Дети встают в круг и передают клубочек по цепочке, называя слова с ь в середине или в конце.)

Слайд 10

Привел волшебный клубочек Игоря к заколдованной башне. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подлетает дракон трехголовый. - Знаю, Игорь, зачем ты пришел,- говорит он принцу. - Только нелегкое это дело - освободить твою сестру. Должен ты пройти три испытания, выполнить три моих задания. - Вот тебе первое задание: надо навести порядок в моих подземных кладовых. - Ребята, кто из вас заметил ошибки? Что нужно сделать в этом задании? Работа по карточке № 3. Птицы Звери Рыбы г олубь тюлень соболь г усь карась окунь журавль лошадь пескарь о лень снегирь - Ребята, возьмите карточку № 3 и наведите порядок во владениях дракона. Проверка. - Запишите слова в три столбика, обозначьте орфограмму. Работа в парах. (Дети распределяют слова по группам: птицы, звери, рыбы.)

Слайд 11

Задание второе: - Поднимись по заколдованной лестнице. 1.Часть лестницы, на которую ставят ногу. 2.Площадка со ступеньками перед входом в дом. 3. Кусок ткани, которым накрывают стол. 4.Куст с сильно пахнущими кустами. 5.Дикое животное с рогами. 6.Чтобы поймать одну рыбку, нужна удочка, а чтобы поймать сразу много рыбы, нужна … (Ученики отгадывают слово по лексическому значению и записывают его в тетрадь.) Коррегирующая гимнастика для глаз. « Палец двоится » : (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторяется 6-8 раз. « Зоркие глазки » : глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Слайд 12

« Стрельба глазами » : двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторяется 5 – 6 раз не спеша. « Письмо носом » : (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Поднялся Игорь по волшебной лестнице и видит, что вход в башню закрыт волшебной решеткой. Чтобы освободить Ольгу нам нужно вписать в клеточки недостающие буквы. 1.южное дерево, 2.танец, 3.мелкая рыбка, 4.одежда, 5.часть руки, 6.дорога для поездов, трамваев.

Слайд 13

И последнее задание. Твоя сестра освободится от чар только тогда, когда ты сумеешь разгадать тайну моего текста. Работа по карточке №4. Срубили пушистую ел.. . Петя ел.. мало каши. Мой старший брат..- учител .. .Попади в цел..! Корабл .. остался цел.. . Щенок забился в угол.. . Дедушка принес угол.. . Лодка села на мел.. . На уроке нужен белый мел.. . Очнулась Ольга от волшебного сна. Посадил Игорь сестру на коня, и отправились они домой. Обрадовался король Ь, приказал он достать свои сундуки с золотом и драгоценными камнями и одарил всех своих подданных. А потом король устроил праздничный бал. Приехали гости со всего королевства. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало. 5. Подведение итогов. Рефлексия. -Каждому из вас король тоже приготовил по одному золотому. На обратной стороне монеты напишите, что вам понравилось на уроке, а что нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...