Трудности при обучении русскому языку.
презентация к уроку по русскому языку по теме

Ткачук Ольга Викторовна

В данных таблицах указаны причины трудностей, возникающие у учащихся при изучении русского языка, а также задания, которые помогут их решить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trudnosti_v_obuchenii_ml._shkolnikov.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудности при обучении: психологические причины, диагностика и коррекция. Учитель начальных классов МБОУ СОШ г. Мамоново Ткачук Ольга Викторовна

Слайд 2

Трудности при обучении русскому языку. Трудности: Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв. Причины Задания для коррекции 1.Недоразвитие фонетико- фонематического анализа. « Выявление недостатков фонематического анализа. Различить данный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близко по акустическим и артикуляционным признакам, например, выделить звук « у » из звукового ряда « о, а, у, о, и, ы, о » или слог « ша » из слогового ряда « са, ша, ца, ча, ша, ща »). Различать слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша» - «крыса», «день»- «тень», «белка» - «булка». Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука «с» и «ш» - «сушка», «ц» и «ч» - «чернильница». Опознать звук в слове: например, для звука « ш» в ряду «дом, школа, мешок, рыбак, шалаш» (с максимальной контрастностью), в ряду «санки, шапка, жук, нож» ( со средней контрастностью), в ряду « сумка, сушка, машина, снежинка, чайник, ножка, щетка, чашка. Зайчишка» ( со слабой контрастностью). Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов. «Конфликтные картинки» (фонематический анализ) Ученику предлагаются пары «конфликтных картинок». Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает на соответствующую картинку.

Слайд 3

Причины Задания для коррекции 2.Недостатки в развитии процессов произвольного внимания 3.Несформированность звукобуквенных ассоциаций 4.Недостатки в произношении «Изучение процессов произвольного внимания». Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: Аммадама реберге ассамаса гесклалла есса-нессас даталатта Еналсстаде енадслат етальтарсс усокгата лиммодора клатимор Лайоносандера Мазовратонилотозакон «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква. То же и в отношении цифр. «Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)» Задаются одно – три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. В начале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком. «Произнеси чисто». Щеткой чищу я бока, щекочу ему бока. Клала Клава лук на полку. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. «Произнеси быстро». Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Консультация логопеда.

Слайд 4

Трудности: Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений. Причины Задания для коррекции 1.Недостаточность звукобуквенного анализа «Выявление недостатков звукобуквенного анализа». Определить количество звуков в словах «мак». «шуба». «карточка», 2гвоздь». И др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно). Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, «сок» – «сук», «марки» – «рамки»). Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки. Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слоге; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове. Последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова. Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука. Придумать или отобрать картинки, название которых начинается на определенный звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

Слайд 5

Причины Задания для коррекции 2. Неустойчивое внимание 2.Сниженная работоспособность 3.Индивидуально-психологические особенности темперамента) «Найди слово». Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты: се се ес со се ес со се се ос ес се где дег гед гло гед егд гле гло дог где гед где слон носл лосн смон слол лосм слон лосм слом « Выявление недостатков фонематического анализа. Различить данный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близко по акустическим и артикуляционным признакам, например, выделить звук « у » из звукового ряда « о, а, у, о, и, ы, о » или слог « ша » из слогового ряда « са, ша, ца, ча, ша, ща »). Различать слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша» - «крыса», «день»- «тень», «белка» - «булка». Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука «с» и «ш» - «сушка», «ц» и «ч» - «чернильница». Опознать звук в слове: например, для звука « ш» в ряду «дом, школа, мешок, рыбак, шалаш» (с максимальной контрастностью), в ряду «санки, шапка, жук, нож» ( со средней контрастностью), в ряду « сумка, сушка, машина, снежинка, чайник, ножка, щетка, чашка, зайчишка» ( со слабой контрастностью). Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов. Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня). Повышенная концентрация внимания, усиление самоконтроля.

Слайд 6

Трудности: В употребление мягкого знака и правильным написанием. Причины Задания для коррекции 1.Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа «Выявление недостатков звукобуквенного анализа». Определить количество звуков в словах «мак». «шуба». «карточка», 2гвоздь». И др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно). Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, «сок» – «сук», «марки» – «рамки»). Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки. Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слоге; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове. Последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова. Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука. Придумать или отобрать картинки, название которых начинается на определенный звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а». «Конфликтные картинки» (фонематический анализ) Ученику предлагаются пары «конфликтных картинок». Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает на соответствующую картинку.

Слайд 7

Причины Задания для коррекции 2. Не развито умение дифференцировать мышечные усилия. 3. Не усвоены правила правописания. «Палочки». На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: \-\\-\\\-\-\\-\\\ Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила: -писать черточки палочки в заданной последовательности; -правильно переносить системы знаков с одной строчки на другую; -не писать на полях; -писать палочки и черточки не на каждой сточке, а через строку. Время выполнения 10 – 15 минут. «Развитие мелких дифференцированных актов и двигательных умений». 1.Вырезание ножницами по контуру. 2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки. 3. Рисование кругов, овала и др. фигур. 4.Выполнение гимнастики пальцев рук, упражнений на прием мяча на коротком расстоянии. 5.Нанизывание бусинок на длинную нитку. 6.Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима. Ликвидировать пробелы в знаниях.

Слайд 8

Трудности: При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание с приставками. Причины Задания для коррекции 1.Несформированность вербального анализа. 2.Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза. «Склеенное слово, «склеенные предложения». Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой: Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка Книгарукаельчасытрамвайкарандашлучииграокно былазимаморозщипалщекипотомсталотепловыпаломногоснегадетилепилиснегурочкуотснегарукизяблинозатоснегурочкавышлахороша. «Найди красивые» Ученику предлагают выбрать красивый дом. Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести карандашом. «Задания на зрительный анализ» Ученика просят рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать точно такой же в тетради или на доске. «Мягкие буквы». «Найди слово». «Зрительный диктант на вербальном материале». Учитель пишет текст заранее на доске, причем те орфограммы, которые должны быть запечатлены зрительной памятью, могут быть выделены графически. Материал разбирается, затем стирается, а дети пишут его по памяти.

Слайд 9

Причины Задания для коррекции 2.Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза. 3.Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Примеры вариантов зрительного диктанта. 1. Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом! 2.Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель. Деревья: береза, осина, клен, дуб. Птицы: воробей, ворона. Сорока, дятел. Что такое пальто? (Одежда). Ольха? (Дерево). Астра? (Цветок). Окунь? (Рыба). «Развитие пространственных отношений». 1.Отработка понятий «правый» и «левый» 2.Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол. В стол. Около стола, за стол, над столом и т.д. 3.Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. 4. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти. Работа с конструктором. «Диктант пространственных действий»

Слайд 10

Трудности: C ошибками списывает с доски. Причины Задания для коррекции 1.Несформированность процессов зрительного анализа 2.Неустойчивость произвольного внимания «Найди красивые» Ученику предлагают выбрать красивый дом. Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести карандашом. «Задания на зрительный анализ» Ученика просят рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать точно такой же в тетради или на доске. «Найди слово» Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты: се се ес со се ес со се се ос ес се где дег гед гло гед егд гле гло дог где гед где слон носл лосн смон слол лосм слон лосм слом «Изучение процессов произвольного внимания» Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: Аммадама реберге ассамаса гесклалла есса-нессас даталатта Еналсстаде енадслат етальтарсс усокгата лиммодора клатимор Лайоносандера Мазовратонилотозакон

Слайд 11

Причины Задания для коррекции 3.Неумение поэлементно воспроизводить образец 4.Слабое развитие кратковременной зрительной памяти «Задания на зрительный анализ» -Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и точно так же воспроизвести его в тетради. -Сколько треугольников в данной фигуре? «Запомни картинки» Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 – 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать картинки по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учит узнавать цифры и буквы, используя специально изготовленные карточки. Постепенно количество запоминаемых объектов увеличивать.

Слайд 12

Трудности: Затруднение в употреблении заглавной буквы. Причины Задания для коррекции 1. Недостаточное развитие вербального анализа 2.Недостаточная гибкость мыслительной деятельности 3.Не усвоено соответствующее правило «Найди красивые» Ученику предлагают выбрать красивый дом. Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести карандашом. «Задания на зрительный анализ» Ученика просят рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать точно такой же в тетради или на доске. «Задания на зрительный анализ» -Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и точно так же воспроизвести его в тетради. -Сколько треугольников в данной фигуре? «Продажа слов с аукциона» Ученикам предлагают рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков. Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количества букв, слогов, звуков. Тот ученик, который последним называет последним какой-либо признак, получает карточку с соответствующим словом и становится «хозяином». Ликвидировать пробелы в знаниях.

Слайд 13

Трудности: Неправильная постановка точки при письме. Причины Задания для коррекции 1. Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделять законченную мысль) 2.Недостаточность развития мышления «Склеенное слово, «склеенные предложения». Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой: Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка Книгарукаельчасытрамвайкарандашлучииграокно былазимаморозщипалщекипотомсталотепловыпаломногоснегадетилепилиснегурочкуотснегарукизяблинозатоснегурочкавышлахороша. «Повтори слова» Ученика просят при чтении некоторые слова произносить вслух дважды (сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом – только слова, несущие основную смысловую нагрузку в предложении, например: « И тогда Саша быстро побежал к лагерю , а Вова, растерявшись оставался на месте . «Заполни пропуски» Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. «Поиск смысловых несуразностей» Подготовить текст или набор предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ученика – найти такие смысловые ошибки. Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами.

Слайд 14

Трудности: Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже. Причины Задания для коррекции 1.Слабо развита тонкая моторика руки 2.Не сформированы зрительно-двигательные координации «Развитие мелких дифференцированных актов и двигательных умений». 1.Вырезание ножницами по контуру. 2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки. 3. Рисование кругов, овала и др. фигур. 4.Выполнение гимнастики пальцев рук, упражнений на прием мяча на коротком расстоянии. 5.Нанизывание бусинок на длинную нитку. 6.Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима. 7.Использование подвижных игр. «Особенности зрительно-двигательной координации» «Змейка.» На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.

Слайд 15

Трудности: Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. Причины Задания для коррекции 1.Несформированность вербального анализа 2.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа "Найди слова " (зрительный вербальный анализ) В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова: ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет) АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫЙЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга) ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ (кошка) ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес) «Изучение анализирующего наблюдения» Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения. - Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное Красочное изображение птицы или животного). Задание ученику: "Внимательно Рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта. Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов.

Слайд 16

Трудности: Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. Причины Задания для коррекции 1.Конкретность мышления «Сравнение слов» "Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше. - Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое из этих слов короче? - Почему? - Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему? - Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"? - Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему? - Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему? - Какое слово больше: "мышка" или " мишка"? - Какое слово короче: "усики" или "усы"? Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вы­членять элементы звуковой формы.

Слайд 17

Причины Задания для коррекции 2.Недостаточность мыслительной операции обобщения Выбор родственных слов (способность к обобщению) Назвать слова, близкие друг к другу по существу: - заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море; - соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол; - вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз. "Четвертый лишний" (выделение существенных признаков и обобщение) Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая "лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом. Примерный набор картинок: мак, ромашка, роза, лук чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, кастрюля, тарелка, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца

Слайд 18

Трудности: Не умеет применять правило в конкретной ситуации. Причины Задания для коррекции 1.Недостаточность операции абстрагирования 2.Несформированность операции сравнения 3.Недостатки в развитии мыслительной операции анализа "Посмотри вокруг" (операция абстрагирования) Ученика просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы. "Прочитай быстро " (на зрительный анализ и сравнение слов) Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий — ближний пуховый - пушной дедушка - девушка соседний - соседский редкий - резкий ворота - ворона «Найди слово» Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты: се се ес со се ес со се се ос ес се где дег гед гло гед егд гле гло дог где гед где слон носл лосн смон слол лосм слон лосм слом

Слайд 19

Причины Задания для коррекции 3.Недостатки в развитии мыслительной операции анализа «Найди красивые» Ученику предлагают выбрать красивый дом. Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести карандашом. «Задания на зрительный анализ» Ученика просят рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать точно такой же в тетради или на доске. «Задания на зрительный анализ» -Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и точно так же воспроизвести его в тетради. -Сколько треугольников в данной фигуре?

Слайд 20

Трудности: Отсутствует «орфографическая зоркость» (не умеет найти орфограмму) Причины Задания для коррекции 1.Недостатки в развитии слухового вербального анализа 2.Недостаткив развитии зрительного анализа вербального материала "Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ ) Учитель зачитывает по одному предложения текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении. Примерный текст для предъявления: Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу. «Зрительный диктант на вербальном материале». Учитель пишет текст заранее на доске, причем те орфограммы, которые должны быть запечатлены зрительной памятью, могут быть выделены графически. Материал разбирается, затем стирается, а дети пишут его по памяти.

Слайд 21

Причины Задания для коррекции Примеры вариантов зрительного диктанта. 1. Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом! 2.Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель. Деревья: береза, осина, клен, дуб. Птицы: воробей, ворона. Сорока, дятел. Что такое пальто? (Одежда). Ольха? (Дерево). Астра? (Цветок). Окунь? (Рыба). "Запомни написание" (орфографическая зоркость) В течение 6-8 с. учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом. В лесу сосна. Ежи живут в лесу. У сосны лиса. Ерши живут в реке. В лесу осины. У осины заяц. Ребята пришли в школу. В классе идет работа. Учитель учит учеников. У учеников идет ученье. Щука - речная рыба. Наша дача у речки. К нам пришла морозная зима. Всю ночь шел пушистый снег. Утром ребята пошли на горку. Быстро катились лыжи и санки "Найди слова " (побуквенный анализ слов) Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, "машина- малина", "автобус - абрикос", "Маша - Миша", "Тоня - Толя" и др.

Слайд 22

Причины Задания для коррекции 3.Несформированность звукового анализа 4.Недоразвитие зрительной памяти "Раздели на группы " (побуквенный анализ) Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано од­но из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ученика - как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова. « Выявление недостатков фонематического анализа. Различить данный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близко по акустическим и артикуляционным признакам, например, выделить звук « у » из звукового ряда « о, а, у, о, и, ы, о » или слог « ша » из слогового ряда « са, ша, ца, ча, ша, ща »). Различать слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша» - «крыса», «день»- «тень», «белка» - «булка». Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука «с» и «ш» - «сушка», «ц» и «ч» - «чернильница». Опознать звук в слове: например, для звука « ш» в ряду «дом, школа, мешок, рыбак, шалаш» (с максимальной контрастностью), в ряду «санки, шапка, жук, нож» ( со средней контрастностью), в ряду « сумка, сушка, машина, снежинка, чайник, ножка, щетка, чашка. Зайчишка» ( со слабой контрастностью). Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов. «Запомни картинки» Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 – 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать картинки по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учит узнавать цифры и буквы, используя специально изготовленные карточки. Постепенно количество запоминаемых объектов увеличивать.

Слайд 23

Причины Задания для коррекции 4.Недостаточность звукобуквенного анализа 5.Недостатки в развитии самоконтроля «Выявление недостатков звукобуквенного анализа» Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки. Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмому т.д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове). Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт; б) скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение. Определить количество звуков в слове. Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове "гвоздь" стоит после или перед "з"; в слове "дрова" стоит перед "в" или после "д" и т.д.). Назвать слова из трех, четырех, пяти звуков и выделить в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в этих словах. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определенный звук, например, на звук "с", но чтобы после него стоял бы гласный звук "а". "Найди ошибки" (изучение сформированности процессов контроля над написанием) Ученику предлагается найти ошибки в тексте. «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

Слайд 24

Причины Задания для коррекции 6.Несформированность двигательных образов слов 7.Недостаточное артикулирование слов при письме "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций) Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр. "Произнеси быстро " (коррекция сбоя в артикулировании) Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесе­ния фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)

Слайд 25

Причины Задания для коррекции 1.Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) "Найди ошибки" (изучение сформированности процессов контроля над написанием) Ученику предлагается найти ошибки в тексте. «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке виселомного икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». Поиск смысловых несуразностей (анализ смыслового содержания текста) Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию не­лепой. Задача ученика — найти такие смысловые ошибки. Примерные тексты для предъявления: Весна Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печью. Зима На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В ма­леньком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой Трудности: Не умеет находить ошибки в собственной работе.

Слайд 26

Причины Задания для коррекции 2.Недостаточная концентрация внимания Осень На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышел из дома. Поздней осенью, как обычно, буйно цвели яблони. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шел по шел­ковистой зеленой траве, на которой блестели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно Падают желтые, красные, бурые листочки на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер проглядывают красные ягодки земляники. « Изучение процессов произвольного внимания» Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: 1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА 2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР 3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА 4. ГРУММОПД 5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА- тонов 6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ * ' • 7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА 8. ЛАЙОНОСАНДЕРА 9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ 10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН 11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ 12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН 13.БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА- ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН 14.ОСТИМАРЕ

Слайд 27

Причины Задания для коррекции 1.Постепенное ослабление самоконтроля "Графический диктант" (умение выполнять последо­вательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм) На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоя­тельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток). Задание ученику : "Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток про­вести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать". Тренировочный узор. Задание: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя. Первый узор. Задание: "Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно". Трудности: Появление или возрастание ошибок к концу работы.

Слайд 28

Причины Задания для коррекции 2.Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции 3.Ослабление процессов произвольного внимания 4.Астеническое состояние "Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности) На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I - II – III -1 - II - III - ... Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку); 3) не писать на полях; 4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания - 10 - 15 минут. «Запомни картинки» Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 – 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать картинки по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учит узнавать цифры и буквы, используя специально изготовленные карточки. Постепенно количество запоминаемых объектов увеличивать. Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)

Слайд 29

Причины Задания для коррекции 1.Недостатки в развитии зрительно-двигательных координаций 2.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа «Особенности зрительно-двигательной координации» «Змейка.» На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния. Изучение анализирующего наблюдения. « Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения» - Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или де­тальное красочное изображение птицы или животного). Задание уче­нику: "Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта. - Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов. - Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: "Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?" Подсчитывается количество найденных отличий. - Задание "Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается ко­личество выделенных предметов. Трудности: Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Слайд 30

Причины Задания для коррекции - Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изобра­жения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и на­звать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, дифференцированность и тонкость различения признаков. "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций) Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр. "Найди двух одинаковых" (зрительный анализ и сравнение) На данном рисунке нужно найти двух одинаковых мальчишек

Слайд 31

Трудности: Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш. Причины Задания для коррекции 1.Недоразвитие макро- и микро-моторики 2.Неумение дифференцировать мышечные усилия «Развитие мелких дифференцированных актов и двигательных умений». 1.Вырезание ножницами по контуру. 2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки. 3. Рисование кругов, овала и др. фигур. 4.Выполнение гимнастики пальцев рук, упражнений на прием мяча на коротком расстоянии. 5.Нанизывание бусинок на длинную нитку. 6.Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима. 7.Использование подвижных игр. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности) На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I - II – III -1 - II - III - ... Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку); 3) не писать на полях; 4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания - 10 - 15 минут.

Слайд 32

Причины Задания для коррекции 3.Несформированность зрительно-двигательных координаций 4.Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности « Особенности зрительно-двигательной координации» «Змейка.» На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния. Выработка соответствующих качеств

Слайд 33

Причины Задания для коррекции

Слайд 34

Причины Задания для коррекции

Слайд 35

Причины Задания для коррекции

Слайд 36

Причины Задания для коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме "Трудности при обучении русскому языку"

В данной работе представлена классификация трудностей при обучении русскому языку, педагогические проявления трудностей и коррекционная работа. В приложении предложены упражнения для преодоления данны...

Консультация для родителей "Трудности ребёнка при обучении русскому языку"

Практическое занятие для родителей, как помочь ребёнку, имеющим трудности в обучении русскому языку.План.1.О  проблемах  обучения  учащихся  русскому  языку.2.Анализ  и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Обучение русской лексике на начальном этапе обучения русскому языку

О некоторых этапах работы при обучении русской лексике учащихся - билингвов....

Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов

Материал представлен на  Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС).  Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении....

Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)

Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевре...

Трудности в обучении русскому языку

Преодоление трудностей в обучении детей русскому языку....