Урок русского языка по теме: Сочинение - миниатюра "Моя золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Марина Викторовна Стогова

Сочинение-миниатюра - это вид работ, мало используемый учителями начальных классов, но очень интересный и творческий. Моим детям нравится писать сочинения-миниатюры, т.к. это вид работ, который можно выполнить за один урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сочинение-миниатюра60 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

Сочинение-миниатюра «Моя золотая осень»

М.В.Стогова

Муниципальное образовательное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа» Старицкого района Тверской области

Примерная структура урока

Тема урока: Сочинение-миниатюра «Моя золотая осень»

Пояснительная записка: урок проводится в 4 классе, по традиционной системе обучения

Цели и задачи урока: 1. Обучающие:

- учить составлять текст на заданную тему, используя различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение;

- правильно строить предложения различных видов;

- правильно подбирать слова и употреблять их в речи;

- расширять словарный запас детей.

          2. Развивающие:

- развивать внимание к художественному слову, речь, в процессе составления устного рассказа, наблюдательность в процессе работы с репродукциями.

         3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе родного края по средствам поэзии, живописи, музыки, личным наблюдениям.

Тип урока: развитие речи

Техническое обеспечение урока: репродукция картины И. Остроуховой «Золотая осень»; фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года»; выставка рисунков на тему: «Моя золотая осень»; фотовыставка» Золотая осень родного города»;  листы для написания сочинения; букеты; выставка книг; последние осенние цветы; веера с буквами; корзина с яблоками.

План урока:

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

Изучение темы урока

Фронтальная беседа об изменениях в природе с приходом осени, о том, чем привлекательно это время года

Фронтальная беседа с использованием иллюстративного ряда. Обсуждение рисунков учащихся, подготовленных к уроку.

Фронтальная беседа с использованием фотосюжетов, подготовленных учащимися к уроку.

Фронтальная беседа по репродукции картины  Ильи Остроухова «Золотая осень»

Прослушивание музыкального фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Словесное рисование картин, возникших после прослушивания музыки

Физминутка

Лексико-орфографическая подготовка

Фронтальная работа

Подобрать образные глаголы

Подобрать образные сравнения

Подобрать синонимы

Подобрать проверочные слова

Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения

Составление учащимися устного рассказа с использованием слов для справок

Самостоятельная работа учащихся

Запись текста на специально подготовленных листах

Проверка работы

Чтение 2-3 лучших сочинений

Чтение сочинения, написанного учителем

Итог урока

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Прозвенел звонок

Всех позвал на урок

На урок русского языка

Настраиваются на урок

2.Сообщение темы и цели урока

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

 Как красиво и поэтично описывает осень в своём стих. С. Есенин. Невольно представляешь пруд, с кружащейся на воде листвой, ощущаешь дуновение лёгкого молодого ветерка. И, кажется, что  ты очутился в сказке, где правят бал деревья, одетые в разноцветные платья, листья, лежащие пёстрым ковром на земле, облака, бегущие в даль по нежно-голубому небу.

  Давайте, сегодня на уроке, попробуем окунуться в атмосферу сказочной красоты осенней природы и передать свои ощущения, переживания, удивления этой красотой в сочинениях-миниатюрах на тему «Моя золотая осень» при помощи средств художественной выразительности

-Какие средства художественной выразительности вам известны?  (эпитеты, сравнения, олицетворение)

- Для чего они используются в речи?

- Каким должно получиться наше сочинение? (ярким, красочным)


Слушают учителя


















Отвечают на вопросы

3.Изучение темы урока

  Сентябрь подарил нам много тёплых и солнечных дней, а природа предстала во всей своей красе, играя разноцветными  красками. Мы имели возможность лично понаблюдать за изменениями в природе с приходом осени. Вспомните осеннюю экскурсию и скажите:

  -Каким был день? Каким было небо? Какими вы увидели деревья, траву, цветы?

  Эти букеты, стоящие на ваших столах, мы собрали во время экскурсии.  Я думаю, что они помогут вам вспомнить минуты удивления природой, которые  мы пережили во время экскурсии, настроят вас на творческий лад и помогут написать красивые сочинения.

  Передать красоту природы можно не только словами, но и рисунком, фотографией. Вот какой вернисаж, под названием «Мы рисуем осень», получился из ваших работ, где вы изобразили золотую осень при помощи карандаша и красок, А эти фотосюжеты, отображающие красоту осенней природы нашего края, были отсняты Николаевой Н. и Хромовым А. и нашли отражение на выставке «Золотая осень родного города».

  Осень. Очаровательная пора, воспетая многими поэтами, писателями, художниками, музыкантами. Вот здесь, в уголке чтения, я собрала наиболее яркие произведения различных авторов, описывающих красоту осени. Помните, как у Ивана Бунина:

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  - С чем сравнивает лес поэт? Как называется такой приём? (образное сравнение) Каким автор изображает лес? Как называется приём, используемый для описания деревьев? (эпитет) Какой ещё приём использует автор в стихотворение? (олицетворение) Как он это делает? (Осень-вдова)

  По средствам  эпитетов, образных сравнений, олицетворения поэт передаёт всю красоту осеннего леса.

  Многие художники, в своих картинах, отражают красоту осени. Перед вами картина И. Остроухова «Золотая осень».

  -Что вы видите на картине? На что похожи листья? Какие чувства выражает картина?

  Очарование родной природой, радостное настроение,         испытываемое художником, передаётся и зрителям. Когда смотришь на картину, хочется пройтись по этой тропинке в лесу и подышать свежим осенним воздухом.

 Нам. П.И. Чайковский – великий русский композитор, написал цикл произведений, посвященный временам года. Сегодня мы услышим, как при помощи музыки можно передать красоту осенней природы.

  Вы прослушали музыкальный  фрагмент  из цикла «Времена года» «Октябрь».

  - Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы?

  Прекрасна родная природа. Ещё прекрасней,  если одухотворит её человек, поэт – рифмой, всем понятных, пронизанных светом слов, художник - кистью и красками, композитор – звуками чарующей музыки.

  Для каждого из вас осень своя, особенная. Поэтому и тема сочинения-миниатюры «Моя золотая осень», т.е. такая, какой её видит каждый из вас.




Отвечают на вопросы












Обсуждение фотосюжетов и рисунков















Отвечают на вопросы








Отвечают на вопросы








Прослушивают музыкальный фрагмент




Словесное рисование

4.Физминутка

Включает музыку

Под музыку дети изображают падающую листву

5.Лексико-орфографическая подготовка

Для того чтобы сочинение было ярким, нужно использовать образные выражения.

 1)  Какие эпитеты можно употребить со следующими словами: небо, облака, солнце, воздух, листья.

 2) Подобрать образные глаголы: ветерок, деревья, облака, листья.

 3) Подобрать образные сравнения: облака, как…, осинка, как  будто…, листья, как….

 4) Заменить данные слова близкими по значению: наступила, нарядились, лёгкие, золотистые, наряд, кружились.

 5) Работа со словами на безударную гласную: з.л. той, .блака, св.тило, кр.с.вались, н.рядились, ш.лестят, уд.вительный, ж.лтоватые. (веера с гласными буквами)



Отвечают на вопросы








Показывают ответ используя  веера с гласными буквами

6.Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения

  Используя свои впечатления, слова – помощники составьте устно рассказ на тему: «Моя золотая осень». Из скольких частей будет состоять сочинение? О чём первая часть? О чём вторая?

Слова для справки: ярко-жёлтый наряд, тёмно-зелёное, лимонная желтизна, багряные, разноцветные, сарафаны, мотыльки,  парашютики, бирюзовое, нежно-голубое, прозрачный, трепетный, лучезарный.


Составляют устный рассказ

с использованием слов для справок

7.Самостоятельная работа учащихся

Оказывает индивидуальную помощь

Записывают текст на специально подготовленных листах

8.Проверка работы

Выслушивает ответы учащихся

Чтение 2-3 лучших сочинений

9.Чтение сочинения, написанного учителем

Читает сочинение

Слушают

чтение учителя

10.Итог урока

  -Понравился ли вам урок? Чем? Самое яркое впечатление от урока.

 - Какова была цель урока? Удалось ли нам реализовать поставленную цель?

 Золотая осень радует нас не только обилием ярких красок, но и вкусными плодами. Посмотрите, как осень разукрасила яблоки. Я хочу угостить ими вас и наших гостей.

Отвечают на вопросы



Получают подарки

Сопроводительное письмо.

Сведения об авторе:

Марина Викторовна Стогова, учитель начальных классов высшей категории. Муниципальное образовательное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа» Старицкого района Тверской области

Контактный телефон: (48263) 21-5-62 , 171361 Тверская область Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул. Школьная, д.14, кв.1 Стогова Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс

На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети  развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...

Урок русского языка по теме Сочинение "Краски осени"с презентацией

Урок с презентацией на тему "Краски осени".Дети наблюдают осенние изменения природы ,признаки осени: небо, деревья,люди.Итогом является сочинение....

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественн...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".

Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение-рассуждение "Патриот - это..."

Презентация сопровождает урок по теме "Сочинение-рассуждение "Патриот-это..."...