Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Логинова Татьяна Ильинична

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mirerusskogo_yazyka.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку.

Цели: способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнавать новое.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. 
К. Г. Паустовский

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!


Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка.

 Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Желаем удачи во всех конкурсах,
успехов в учёбе,
надёжных и верных друзей,
здоровья и весёлого настроения!

Выступление учащихся.


Ученик 1.

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.

Ученик 3.

 Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Ученик 4.

 Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

Ученик 5.

 Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.

Ученик 6.

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

1. «Слово–змейка». 


Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

Адрес, салют,….

Колос, сапог,….

2. Решаем кроссворд.

Сорока-морока.

На хвосте несла сорока,
Очень схожие слова.
Распустила хвост сорока.
Вот досада! Вот морока!
На концах остались "А":
То-то не было печали!
Буквы выпали в начале,
Предпоследние упали:
Все - согласные они,
Вот лежат они, взгляни!
Собери их аккуратно,
И поставь в слова обратно.
У тебя в активе есть
Букв двенадцать, строчек шесть.
(Стих внимательно прочти -
Он о тех словах шести.)

Я - принадлежность короля.
А я -
умнейшая из птиц.
Во мне нуждается земля.
Я - украшение для лиц.
Я - генератор молока.
А я
неровно, но легла.

                                   

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                   

                           

                                                                                                                                                               

                                             

                                                                                                                                     

                                                     

                                                                                               

                                                                                                                                 

В  К Б Д Н С Л П Т Д Ц Х

"Весёлая минутка".

На каждый вопрос дети отвечают хором: "Вот так!" - и жестом показывают нужное действие. Игра начинается с краткого объяснения ведущим правил игры.

- Как живешь?

- Вот так! (Показать большой палец)

- Как идешь?

- Вот так! (Прошагать двумя пальцами одной руки по ладошке другой)

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки "лодочкой" под щеку и положить на них голову)

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (Надуть щеки и разом стукнуть по ним. Тут уж сказать "Вот так!" просто невозможно)

- А грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальцем, например, своему соседу)

3.Кроссворд " Ква"

Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат "ква".
В середине и в начале,
И в разбивку и подряд:
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!

Этот "ква" научит читать. (Букварь)

К

В

А

Этот жажду в жару утоляет. (Квас)

К

В

А

Без этого конь лихой спотыкается. (Подкова)

К

В

А

Плавает в этом рыбка - красавица. (Аквариум) 

К

В

А

Этот дает молоко и мычит. (Корова)

К

В

А

Этот не раз вы чертили в тетрадке. (Квадрат)

К

В

А

Эти растут в огороде на грядке. (Тыква)

К

В

А

Этот - фигура в умной игре. (Королева)

К

В

А

4.Стихотворение - игра "Птицы"

Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что-то или кто-то другой, дайте мне знать. Можно топать и хлопать.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:

(Дети топают)

Ведущая:

Что неправильно?

Дети:

Мухи!

Ведущая:

А мухи - это кто?

Дети:

Насекомые!

Ведущая:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны:

(Дети топают)

Ведущая:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы:

(Если дети не обратят внимания на куниц, ведущий должен остановиться и с шуткой заострить на этом внимание)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы,  чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки,
И спасибо шутке!

Разминка.

Я буду называть все деревья и кустарники подряд, а вы выбирайте из них только те, которые растут в наших краях. Если растут - хлопните в ладоши, если нет - молчите. Договорились? Итак, да - хлопок, нет - молчок! Яблоня, Ель, Вишня, Липа, Груша, Саксаул, Черешня, Клен, Облепиха,  Лимон, Баобаб, Мимоза, Береза, Апельсин, Мандарин.

А сейчас я буду называть быстро. Готовы?

Слива, Кофе, Дуб, Тополь, Осина, Рябина, Кипарис, Сосна, Каштан, Алыча, Каланча.

5. Закончить предложения. 

Голоден как…(волк)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Упрям как… (осёл)

 Изворотлив как… (уж)
Нем как… (рыба)
Грязный как … (свинья)
Колючий как… (ёж)

6.Пословицы «шутят».

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

 Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

7.Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Увлечённо говорить – заливаться …(соловьём).

Ни к чему не придерёшься – …(комар) носа не подточит.

Суетиться, хлопотать – крутиться как …(белка) в колесе.

Пригрозить – показать, где …(раки) зимуют.

Стремиться выполнить сразу несколько дел – гоняться за двумя … (зайцами).

Слегка, наскоро перекусить – заморить … (червячка).

Хитрить, изворачиваться – извиваться …(ужом).

Сильно преувеличивать – делать из …(мухи слона).

Тревожно, неспокойно – на душе скребут …(кошки).

Приобретать что-то неизвестное – покупать …(кота) в мешке.

8."Путаница"

 Нет ни склада тут, ни лада:
Переставьте всё как надо!

Пингвины - жители пустыни.
Ужата очень любят дыни.
Шоферы знают толк в малине.
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине.
Медведи возят груз в машине.


Ответ:

Пингвины  плавают на льдине.

Ужата ползают в трясине.

Шоферы возят груз в машине.

Ребята любят дыни.

Верблюды - жители пустыни.

Медведи знают толк в малине.

9. Вам встретился знак препинания. Отгадайте загадки про знаки препинания.

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу -

Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам

Постоять чуть-чуть

И отправляться

Дальше в путь. (Запятая.)

На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу! 

(Восклицательный знак.)

Я - минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут... (тире),

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ- (Точка.)

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят. (Кавычки)

Словам раскрывают объятья:

- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки)

Скажите, а зачем нужны знаки препинания в русском языке?

Какой знак нужно поставить в конце этих предложений?

-Петя, почему ты не выполнил домашнее задание

-Миша, не вертись

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Как многообразен русский язык, мы за столь небольшое время лишь слегка коснулись его кладезей. Любите, изучайте русский язык.

Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы присутствовали ваши родители здесь, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось.

Напоследок примите эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.

(Достаю верёвочки с узелками).

Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»

Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь.

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

БУКВАРЬ

КВАС

ПОДКОВА

АКВАРИУМ

КОРОВА

КВАДРАТ

ТЫКВА

КОРОЛЕВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"

На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".

На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...