Методическая разработка урока по теме "Род имен существительных"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.doc75.5 КБ
Office presentation icon rod_imen_sushch.ppt664.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку

1.Программа «Планета знаний» под общей редакцией И.А.Петровой, 3 класс.

2.Тема урока: род имен существительных (тип урока – сообщение новых знаний)

3. Цель: научить определять род имён существительных

Задачи:

- образовательные:  познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;

- воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах и  интерес к самостоятельной работе;

- развивающие: развивать и обогащать речь учащихся,  интеллектуальные и коммуникативные   навыки.

4. Литература:

- Русский язык: учебник: для 3-го кл.:В 2 ч. Ч.1/Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 143,: ил. – (Планета знаний).

- Русский язык:рабочая тетрадь №1:  3-ий  кл./Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 47,: ил. – (Планета знаний).

- Обучение в 3-ем классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/Л.Я.Желтовская. - М. : АСТ: Астрель, 2011.- 94 – (Планета знаний).

5. Оборудование:

- компьютерная презентация

- карточка со словарным словом

- разрезные карточки

6.План урока:

Организационный момент 1 мин.

Проверка выполнения  домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Предложение». 4 мин.

Подготовка тетради к работе 3 мин.

Минутка чистописания 2 мин

Словарная работа 4 мин.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.7 мин.

Усвоение новых знаний 5 мин.

Физминутка 1 мин.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний 9 мин.

Систематизация и обобщение знаний 4 мин.

Подведение итогов 2 мин.

Информация о домашнем здании.3 мин.

Организационное завершение урока. 1 мин.

7. Ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Проверьте свое рабочее место: та должны лежать дневник, учебник, тетради и письменные принадлежности. Если все готовы, мы начинаем урок.

Дети встают, проверяют готовность рабочего места и здороваются  с учителем.

Проверка выполнения  домашнего задания

Открываем учебник на стр. 47 и тетрадь с домашним заданием. Проверяем.

Дети открывают учебник и тетрадь. Один из учеников читает словосочетания, в которых уточняется назначение стола, называет вопросы. Второй ученик читает словосочетания, где слово «стол» является зависимым. Третий ученик объясняет роль предлогов в словосочетаниях.

Подготовка тетради к работе.

Записываем в тетрадь число: октября, классная работа.

Дети записывают.

Минутка чистописания

Сегодня мы вспомним соединения букв с Ь и Ъ.

Записываем соединения букв в тетрадь: ль,ье, ъю.

 Стараемся делать это аккуратно  и красиво.







Дети прописывают сочетания букв.

Словарная работа

Найдите в орфографическом словарике в учебнике слово с одним из записанных сочетаний букв.

Попутно вывешивается картинка.

На  какую букву нужно обратить внимание и запомнить написание слова?

Альбом.


 

На букву А.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,   уд..вительный. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные буквы.


 Какое слово лишнее?


Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное».

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи?

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие?

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? 

Имена  существительные  обозначают действие предмета?

Имена  существительные  обозначают  предмет?

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко.
На какие
две группы  их  можно разделить?

Назовите, какие слова являются одушевленными?

Какие неодушевленные?






Дети записывают слова в тетрадь и

объясняют орфограммы.



Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные.


Да










Да


Нет




Да



Нет




Да



Имена существительные


Одушевленные и неодушевленные.



мама, девочка, папа, мальчик.


Дом, книга, яблоко.


Усвоение новых знаний

Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

По какому признаку соединили маму и девочку,  папу и мальчика?

Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом?

В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он?

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.р., в 3 – Ср.р.
Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 2 по щелчку)

Мама, девочка.2. Папа, мальчик. 3. Яблоко, книга, дом.

Можно про них сказать – она моя,  он мой. Остальные – в третью группу.

Она моя, значит,  запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу.

Оно моё, в 3 группу

По родам




Физминутка

На презентации слайд № 3 по щелчку.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.48 и проверим правильность ваших предложений.

попробуем полученные  знания применить на практике

1. Картинный диктант.
К какому роду относятся?   
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом (слайды № 4-13 по щелчку).

Работаем с упражнением 27 письменно.

Запишите составленные словосочетания по рисункам, выделите окончания, укажите род существительного.

Дети читаю правило.







Дети смотрят на картинку, называют предмет и определяют его род.





Ученики письменно работают с упражнением.

Систематизация и обобщение знаний

С какой темой мы познакомились на уроке?

Имена существительные какого рода вы знаете?

Как определить род имен существительных?

Род имен существительных.

Мужского, женского и среднего.


Подобрать слова он мой, она моя, оно мое. Определить окончание.

Подведение итогов

Учитель ставит отметки за урок.

Дети ставят их  в дневник.

Информация о домашнем здании.

Записываем в дневник домашнее задание: правило на стр. 48 – учить, упр. 29 –письменно.

Организационное завершение урока.

На этом урок окончен. До свидания!

Дети прощаются с учителем и несут дневники на подпись.

Оформление доски

Двадцать первое октября.

Классная работа.

Ль

Ье

ъю

Альбом


С..мейгый, го..,  уд..вительный

Упражнение 27.

Оформление записи в тетради учащегося.

Двадцать первое октября.

Классная работа

Ль Ль Ль Ль Ль

ье ье ье ье ье

ъю ъю ъю ъю ъю

Альбом

Упражнение 27.

Текст упражнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе.

Слайд 2

Род имён существительных Род- семья, родня.

Слайд 6

море

Слайд 8

кресло

Слайд 9

свеча

Слайд 11

тыква

Слайд 13

Проверь себя М.р гриб, хоккеист, самолёт Ж.р бабочка, свеча, тыква Ср.р море, кресло, перо, сердце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...

Методическая разработка урока по теме "Имя существительное"

Методическая разработка урока по теме "Имя существительное" с презентацией для второго класса по программе "Школа России"...

Разработка урока " 3-склонение имен существительных"

Познакомить с признаками имен существительных 3-го склонения....