"Грамматическое лото" на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Позволяет быстро и интересно повторить материал по теме грамматика, используя любой текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskoe_loto.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Для уроков русского языка

«Грамматическое лото»

   Хочу поделиться опытом работы с «Грамматическим лото». Цель работы с лото: обобщить полученные знания по теме «Грамматика».

   Работа с лото может проводиться в группе, в паре и индивидуально. Лист с лото кладётся на парту и дети закрывают клетки либо самостоятельно (если работают индивидуально), либо в либо совещаясь друг с  другом. Вместо фишек можно использовать квадратики (треугольники, кружочки) из картона или старые разрезанные открытки.

   Эта работа интересна и на обычном уроке и на «открытом», т. к. снимается однообразное повторение изученного материала, экономится время на уроке.

кто? что?

(сущ.)

какой?

какая?

какое?

какие?

(прил.)

что делать?

что сделать?

(глагол)

͡   ˄

подлежащее

указывает на предмет, но не называет его (местоим.)

И. п. (есть)

кто? что?

м. р.

наст. вр.

¬ ͡   □

сказуемое

1 лицо

Р. П. (нет)

кого? чего?

ж. р.

прош. вр.

¬ ͡    ˄ □

дополнение

2 лицо

Д. п. (даю)

кому? чему?

ср. р

буд. вр.

͡   ˄ □

обстоятельство

 3 лицо

В. П. (вижу)

кого? что?

1 скл.

- а, -я

Iспр.

¬ ͡  

определение

предмет

Т. п. (доволен)

кем? чем?

2 скл

 □,- о, -е

II спр.

͡   □

союз

 признак предмета

П. п. (говорю)

о ком? о чём?

3 скл.

    ь

ед. ч.

мн. ч.

предлог

действие предмета

   Текст можно записать на доске или раздать каждому ученику.

Рассказ «Маленькие лесные люди».

«Маленькие лесные люди» - так называли бобров индейцы. Жили в лесу бобры. Они были очень трудолюбивыми. Постоянно что – то строили: грызли деревья, валили их, тащили, устраивали себе жилище. Кроме хаток и плотин, бобры строили каналы, которые расходились в разные стороны от водоёма.

Я предлагаю задания, а дети фишками закрывают нужную клетку.

1.В предложении: «Маленькие лесные люди» - так называли бобров индейцы. Определи падеж слова  индейцы. ( И. п.)

2. В предложении: Жили в лесу бобры. Определи падеж слова в лесу. (П. п.)

3. В предложении: Жили в лесу бобры. Укажи, каким членом предложения является слово жили. (сказуемым).

4. Определи схему разбора по составу слова лесные (¬   ͡    ˄ □)

5. В предложении: Постоянно что – то строили: грызли деревья, валили их, тащили, устраивали себе жилище. У глагола строили определить время. (прошедшее).

6. В предложении: Кроме хаток и плотин, бобры строили каналы, которые расходились в разные стороны от водоёма. Определи род слова от водоёма (м.р.) и т. д.

   Если дети правильно закрыли все клетки, то получают отметку «5». Этим они докажут правильность выполнения работы.

   Задания (вопросы) можно предлагать самые разнообразные по изученным темам программы.

Предлагаю фрагмент интегрированного урока (русский язык + литературное чтение),  на котором я использовала данное лото.

Тема урока: А. П, Чехов «Мальчики». Именительный и винительный падежи существительных. Орфограммы.

Этап урока: грамматическая работа.

(выборочное чтение и игра «Грамматическое лото»)

Читаю часть предложения, а дети находят его и читают полностью.

«…и весь он с головы до ног издавал…»

Морозный – разберите слово по составу. (Дети закрывают на лото фишкой нужную клетку).

Назовите ещё слова с приставкой: покрыт, издавал, озябнуть.

«…зимнее солнышко…»

Каким членом предложения является слово  солнышко? (Накрывают фишкой клетку со словом подлежащее).

«В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлением для ёлки»

Разберите по составу слово приезды.

 - Найдите и прочитайте  в предложении слова с безударными гласными звуками в корне слова, требующие проверки.

Приготовлениями – готовить

Поглядеть – взгляд

Пастух – пас

Снеговую – снег

В конюшне – конь

У окна – окна

Шептаться - шепчет

- Назовите слова, в которых  гласные буквы обозначают 2 звука.

- Назовите сложное слово. (разноцветные)

«Они узнали, что мальчикам…..»

 - Какой частью речи является слово они? (фишка на клетке местоимение)

- Укажи число слова узнали. ( фишка на клетке мн. ч.)

- Мальчики – укажи часть речи.

По дороге – Д. п.

С тиграми – Т. п.

Золото – ед. ч.

Слоновую – прилагательное

Морские – определение, признак предмета.

Пить – действие

Приезд, в городе – разбери слова по составу.

 Надеюсь, что этот материал вы сможете использовать на своих уроках!

1.Грамматическое лото  Л. Ю. Антипина, учитель средней школы № 22 г.

   Северодвинска, Архангельская область // нач. шк. №2, 2002

2. Рассказ «Маленькие лесные люди»  отрывок) А. М. Страунинг Решаем экологические задачи // нач. шк. №2, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе

«Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе»        В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их пись...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

В данной статье описаны способы и методы формирования грамматических навыков...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...