Изложение с элеметами сочинения "Случай с кошельком".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Мустафина Райхан Хамидуловна

         Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

       В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

     Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

    На уроке разводятся понятия: изложение и сочинение. Чем отличаются, что общего, что выполнить труднее. Вспоминаются произведения Е.Пермяка, о чем он писал и для кого.  Дети выявляют особенности  текста, делят его на части, озаглавливают   каждую часть.  Проводится словарная,  лексическая работа, орфографическая и пунктуационная работа.  Дети записывают текст изложения, затем дописывают своё рассуждение, прав ли был мальчик, верно ли он поступил.

     На уроке используется интерактивная доска, дети работают в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Перышко Финиста –

ясна сокола

(русская народная сказка)

4 класс

МАОУ «СОШ № 83» г. Перми

Цели урока: обеспечение целостного восприятия текста, обогащение чувственного опыта ребенка путем анализа характеров героев, мотивов их поведения, развивать фантазию и воображение, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование: презентация, костюмы героев сказки.

                                               Ход урока.

Слайд 1,2,3.  Волшебная страна.  

                - О чем будет идти речь?  (о сказках)

                - Вы мечтали стать героями сказок?  Прекрасными принцессами,

                   мужественными принцами;

                   иметь шапку-невидимку, сапоги-скороходы…

Работа в парах по карточкам.

                - Как можно назвать эти произведения? (сказки)

                - Распределите на группы, объясните свой выбор.

                                                      (сказки авторские и русские народные)

Слайд 4,5

Слайд 6.  - Какие по содержанию бывают сказки?  (бытовые, волшебные,

                                                                                       о животных).

- Приведите примеры:

                 Волшебные: Ш.Перро «Золушка», «Спящая красавица», «Красная

                                       шапочка».

                 Бытовые: «Каша из топора», «Горшок», «Барин и мужик» и др.

                 О животных: «Теремок», «Колобок», «Коза с орехами», «Кот, петух

                                         и лиса».

-  Сформулируйте тему урока.  ( «Волшебные сказки»)

Слайд 7,8   - Что такое волшебные сказки? Выберите правильный ответ.

- Какие особенности волшебной сказки вы знаете?

Слайд 9.   – Четкая композиция (стандартное начало: зачин…

                      кульминация, концовка)

                      сюжет: в основе герой, который должен преодолеть препятствия

                      заключение: обязательно свадьба, полцарства в подарок;

                      зло побеждают, а доброта, мужество – вознаграждается;

                      вопросы – ответы;

                      положительный герой отправляется в дорогу, преодолевает

                      испытания, совершает подвиги, возвращается домой.

- Для чего народ создавал сказки?

- А нужны ли они сейчас?

                    К волшебной сказке очень любят обращаться психологи. Есть

                    новое направление в лечении, которое называется сказкотерапия.

                    Именно в сказках человек видит положительных и отрицатель-

                    ных героев, отличает хорошее от плохого. Именно в сказках

                    человек находит своего героя, похожего на него. Он проходит

                    с ним долгий путь испытаний и возвращается обновленным,

                    более мудрым, повзрослевшим.

                             Сюжет волшебной сказки прост, понятен, герои немного-

                   численны, простой язык понятен даже ребенку.

                             Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ,

                    просто добрый и умный собеседник.

                              Сказка сопровождает человека в течение всей его жизни.

                              Сказка способствует развитию воображения, фантазии,

                    творческих способностей, помогает взглянуть на мир чужими

                     глазами – глазами героя, учит сопереживанию. Здесь нет

                      полутонов: или герой хороший или плохой.

Слайд 10.  Сказка учит…

Слайд 11   Игра «Да – нет».

Слайд 12   Работа с учебником.

- Прочитайте название сказки.  Можем ли по названию сказки определить

о чем или о ком пойдет речь в сказке?

Чтение сказки про себя.  Определить сколько героев в сказке.

 (автор, отец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, странник, царевич)

Слайд 13 – 17

- Какие слова, выражения непонятны?  (щеголиха, ярмарка, шалевый

                                      платочек, в иное время посчастливится,

                                       застава, странник и др.)

- Назовите признаки волшебной сказки.  ( зачин: жил-был старик;

                                       три дочери, три раза ездил;  вопрос – ответ;

                                       волшебное перышко; странник; композиция;

                                       добрые – злые герои; главный герой и т.д.)

Чтение 1 главы по ролям.

Обсуждение характерных черт героев.

- Получилось ли передать ребятам характер героев?

Рефлексия.  Продолжение на следующем уроке.

 

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Изложение с элементами сочинения.

Слайд 2

Случай с кошельком. Е. Пермяк

Слайд 3

Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .

Слайд 4

Евгений Андреевич Пермяк «Волшебные краски» «Золотой гвоздь» «Мелкие калоши» «Трудовой огонёк» «Фока – на все руки дока» «Как огонь воду замуж взял» и другие.

Слайд 5

Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .

Слайд 6

Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь .

Слайд 7

Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

Слайд 8

План. Старушка выронила кошелёк. Обида мальчика. Быть честным – долг каждого.

Слайд 9

Орфографическая работа. Хроменькая, жизнь, жаловаться, деньки. Нагнулся, схватил, побежал, посмотрела , запомнил, отдал, остановилась. Скоро, впереди, строго. Кошелёк, растеряха, честный, заслуга.

Слайд 10

Случай с кошельком. По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся , схватил его , побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой , взяла кошелек. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем , что она не сказала ему « спасибо » . Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему , что быть честным – долг каждого человека , а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял , то запомнил их на всю жизнь.

Слайд 11

Удачи!



Предварительный просмотр:

                                                         Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка.  Из её сумки выпал кошелёк с деньгами.  Костя видел это.  Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке.  Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк.  Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку.  Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо».  Сестра остановилась и строго посмотрела на брата.  Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.  Не сразу Костя понял слова сестры.  А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

                                                         План.

1

2

3

4

______________________________________________________________________

                                                         Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка.  Из её сумки выпал кошелёк с деньгами.  Костя видел это.  Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке.  Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк.  Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку.  Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо».  Сестра остановилась и строго посмотрела на брата.  Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.  Не сразу Костя понял слова сестры.  А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

                                                         План.

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком» с самоанализом учителя...

Урок по литературному чтению во 2 классе Е.Пермяк "Случай с кошельком"

Конспект урока с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Развитие критического мышления. Чтение с остановками....

Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"

Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...

Урок русского языка. Изложение "Случай с кошельком"

Урок развития речи, цель которого учить детей передавать содержание близко к тексту...

Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности....

Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".

Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"...