Урок русского языка в 4 классе "Изложение с элементом рассуждения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гражданцева Вера Анатольевна

             Многие психологи считают, что для настойчивой работы по развитию речи лучше всего использовать языковые способности ребёнка до десяти лет. Устная речь является опорой для становления письменной речи. Если иметь в виду конечную цель работы по развитию речи – формирование у учащихся умений и навыков связной речи, то такой традиционный для школы вид работы, как изложение, выступает действительно как средство обучения.

             Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи: умение передавать содержание текста, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значением, умение орфографически грамотно записать текст, соблюдая синтаксические нормы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Русский язык                               4 класс

Тема: Изложение с элементом рассуждения.

Цель: Формирование связной письменной речи учащихся с опорой на устные высказывания.

Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитание нравственных качеств: доброты и взаимовыручки.

Оборудование: карточки с текстом, картинки с изображениями птиц

Ход урока:

1. Сообщение темы.

    - Сегодня у нас особенный урок русского языка. Мы будем учиться писать изложение с    

      элементом рассуждения. Причём изложение будем записывать сразу в тетрадь, а поэ –

      тому и работать будем в особом режиме: силой ума и души. Ум нам нужен будет,  что-

      бы грамотно и правильно написать изложение, а душа, чтобы понять, проникнуться и

      почувствовать то, о чём будем сегодня говорить.

2. Подготовительная работа  к изложению.

   - Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова известного поэта Евгения

      Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

 Даже малую былиночку любя.

  Берегите всех зверей природы.

          Убивайте лишь зверей внутри себя.

   - Как вы понимаете эти слова?

   - Что такое былиночка?

   - Итак, значит, речь у нас пойдёт и о животных, и о людях, и о том, что нас связывает с

      Братьями нашими меньшими. А о ком из них мы будем говорить, вы сейчас узнаете.

     

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.

     Когда медведь ушёл, первый слез с дерева и смеётся.

- Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?

- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

(текст может быть прочитан учителем или выведен на экран)

 

- Что вы можете сказать об этих мальчиках?

   - Хотели бы вы иметь такого друга?

   - Определите вид текста. (текст-повествование)

 

 - А о ком теперь пойдёт речь?

Летним солнечным днём и в пасмурную погоду на реках и на морях можно увидеть красивую белоснежную чайку. Она легко парит над водой, широко раскинув крылья. Чайки – прекрасные пловцы и отличные летуны.

 

  - Ребята, а это какой текст? (текст-описание)

   - А что ещё о чайках вы знаете?

Как часто мы видим рядом больших чёрно-серых птиц. Это вороны. Интересно, почему вороны получили такое имя? Вороны – птицы вороватые, тащат всё, что плохо лежит. Вероятно, слово ворона произошло от слова вор.

   - А это что за текст? (текст-рассуждение)

   - Ещё я хочу добавить, учёные доказали, что вороны – самые умные представители жи-

     вотного мира.Они могут поспорить с обезьянами и с дельфинами. В этом вы убедитесь,

     прочитав текст, который лежит перед вами.

Ворона и чайка.

          Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие наблюдали интересный случай.

          Большая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала и устала. Она опускалась всё ниже и ниже. Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать её к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.

         Люди с изумлением следили за поведением птиц.

3. Работа над содержанием текста.

   - Какой это текст?

   - Что случилось с чайкой?

   - Почему она самостоятельно не могла найти дорогу к морю?

   - Кто пришёл к ней на помощь?

   - Кто такие прохожие?

   - Почему люди с изумлением следили за поведением птиц?

   - Сравните двух мальчиков из первого рассказа и птиц из этого. Что можно сказать об

     их поведении?

   - Какой вывод вы бы сделали?

4. Составление плана

   - На сколько частей разделён текст?

   - Какие?

   -Прочитайте первую часть.

   - Как бы вы её озаглавили?

   - Прочитайте вторую часть. Озаглавьте.

   - Прочитайте третью часть. Озаглавьте.

1. Однажды вечером

                                                            2. Помощь ворон

                                                            3.Изумление людей

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

   - Найдите в тексте словарные слова. ( Город, однажды, интересный, дорога, ворона,

      вдруг)

   - Прочитайте их орфографически.

   - Прочитайте подчёркнутые слова.

   - Назовите орфограмму, встречающуюся в них.

   - Подберите проверочные слова.

   - Какой частью речи являются эти слова?(наблюдали, залетела, опускалась, снялись,

     подлетели, подталкивать)

   - Что интересного заметили?

   - Как пишется приставка?

   Слова для справок: Сочи, с изумлением.

   - Как можно избежать ненужных повторов слова чайка?

7. Запись текста

   - А сейчас вы запишите текст, не забывая каждую часть писать с красной строки. В

     заключительной  части вы должны будете сделать вывод, высказать свои мысли,

     которые у вас возникли, одним – двумя предложениями.

   - Написавшие раньше других, проверяют по карточкам, исправляют ошибки

     карандашом. (Зачитывается одна работа)

8. Домашнее задание: дописать тем, кто не дописал. Подобрать интересный материал о жизни животных для подготовки к сочинению на тему «Согревай живущих рядом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. 2 классю Тема "Текст - рассуждение"

Цель: дать понятие о тексте - рассждении, его отличительных признаках...

Открытый урок русского языка "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"" 4 класс

Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе по теме "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"....

презентация к уроку русского языка 2 класс с элементами здоровьясбережения

презентация к уроку русского языка 2 класс спо здоровьюсбережению...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Текст-рассуждение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием  "текст-рассуждение", его отличительных признаках; знакомство со структурой текста-рассуждения; развитие умения отвечать на вопросы.План...