Памятка "Правописание гласных после шипящих"
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Алексеева Ольга Юрьевна

Памятка поможет учащимся усвоить тему  "Правописания гласных после шипящих". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_glasnye_posle_shipyashchih.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Правописание гласных после шипящих»

Шипящие и Ц

Гласные буквы

Примеры

Исключение (примечание)

после Ж, Ш, Ч, Щ

пишется

А, У, И, Е

(по традиции)

жало, жук, жираф, жезл, шалаш, шутка, шило, шесть, чайка, чудо, чирикать, щука, щи, щеколда

брошюра, жюри, парашют

(в иностранных словах)

в корне слова

ПОД  УДАРЕНИЕМ

пишется

Е, Ё

жёлтый – желтизна,

шёлк – шелковистый, чёрный – чернеть, шёпот – шептать, щёголь - щеголять

1) жом, крыжовник, шов, шок, шорник, шорох, чопорный, чащоба 

2)  ожог (сущест.)  руки – ожёг (глагол) руку;     пожог (сущест.)  леса – поджёг (глагол) лес 

3) в фамилиях на –ов-, -ев-, -ёв в суффиксе могут писаться буквы о, е, ё, что зависит от традиции написания: Сычов, Сычёв, Сычев

1) в суффиксах существительных, прилагательных, наречий после шипящих


2) в окончаниях существительных, прилагательных после шипящих

под     ударением

пишется О

старичок, горячо, старушонка, холщовый, ежовый, свежо, миражом, камышом, врачом, плющом, большой, чужой

---------------

без 

ударения

пишется Е

вещевой, певуче, пейзажем, плющем, плачем, пищей, лучшего, свежего

---------------

1) в глагольном суффиксе  

    -ёвыва-,  -евыва-

2) в суффиксах существительных     –ёвк-, -ёр,

3) в суффиксах прилагательных  

   –ён-,  -ен-

4) в суффиксах страдательных причастий   

   –ённ-,  -енн- 

пишется Е, Ё

золочёный, затушёвывать, сожжённый, бечёвка, монтажёр,

---------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

Конспект урока "Гласные после шипящих"

Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая:  Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...

Урок с использованием ИКТ по русскому языку во 2 классе "Упражнения в написании гласных после шипящих"

Урок-путешествие, где дети повторяют некоторые законы грамотного письма и учатся применять их в разных ситуациях....

Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....