Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Тема урока: правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.Вся работа строится с интерактивной доской.Идет работа по группам, индивудуальная работа,работа с деформированным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ruskogo_yazyka_4_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Цели: 1) закреплять знания о правописании окончаний имён существительных единственного числа, о существенных признаках, по которым распознаются простые и сложные предложения; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навыки каллиграфии; повторить правила безопасного катания на санках;

2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;

3) воспитывать интерес к предмету, милосердие, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, работа с  интерактивной доской, электронная презентация, карточки для индивидуального опроса учащихся

1. Введение в тему урока.

Кто спешит так рано в школу?

 Все спешат ученики!

 Что несут они в портфелях?

 Книги, ручки, дневники!

 Как вы сделали открытие

 Это удивительное?

 Помогло на всё ответить

 Имя существительное!

2. Систематизация знаний.

– Ребята давайте вспомним все, что нам известно об имени существительном.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, например…

Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, например…

Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род например… Это постоянные признаки имени существительного.

 – Имена существительные изменяются по числам, например… Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число,

например, пальто – существительное употребляется только в единственном числе, лыжи – только во множественном числе.

 – Что такое склонение? (изменение по падежам)

Слайд №1

 – Сколько основных типов склонений в русском языке? (3 типа скл.)

 – От чего зависят окончания имен существительных? (Падежные окончания существительных зависят от типа склонения.)

– Назовите, какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению. Приведите примеры.

3.  Упражнение в группировке существительных по склонениям.

 Работа по карточкам/ Приложение №1.

     1               3           1         1     2         2          1          3             2       3        

Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш, мышь.

 (проверка)

- Пишем число и кл. работа.

4. Словарная работа. (работа с интерактивной доской, один ученик)

обед, корова, огурец, ноябрь, чёрный, арбуз, народ, инженер, январь

5. Постановка цели урока.

Учитель: - Какое слово лишнее?

Дети: - Чёрный, потому что это имя прилагательное.

Учитель: – По начальной букве каждого из слов составьте новое слово. Догадайтесь, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Дети: - Будем учиться писать падежные окончания имён существительных единственного числа.

 Дается слово “Существительное”. Из букв данного слова составьте новые слова, запишите их. Определите склонение.

Соль, ствол, ель, вещь, стол, стул, тело, нос, енот, свет. (Слова пишут дети, определяют склонение)

Просклонять: слово,енот.(работа с интерактивной доской)

Работа парами. Приложение №2

– Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе (кастрюля, веялка, библиотека ).

 – Назовите имена существительные, которые вошли во вторую группу (пальто, адрес, восток, календарь, арбуз, воробей).

Какие слова составили третью группу (ладонь, мебель, кровать)?

 

6. Письмо под диктовку..

Медведь на работе 1сл.П.п. каменья воротит,

Рак на колоде 1ск. П.п. рубашку колотит,

Волк в болоте 2ск.П.п. просо молотит.

Учитель: - Сколько в тексте простых предложений?

Дети: - Семь предложений.

(Чтение каждого простого предложения)

Словарь:

  1. каменья воротит – перетаскивает, носит камни;
  2. на колоде рубашку колотит – стирает в деревянном корыте;

(Дети записывают предложение. Один ученик работает у доски)

Учитель: - Докажите, что это сложное предложение.

Дети: - В нём три грамматические основы: медведь воротит, рак колотит, волк молотит.

Учитель: - Объясните постановку знаков препинания.

Дети: - В этом предложении надо поставить две запятые, т.к. простые предложения в составе сложного на письме отделяются друг от друга запятыми.

Дети: - воротит (на чём?) на работе (П.п.,1 скл.)

колотит (на чём?) на колоде (П.п.,1 скл.)

молотит (в чём?) в болоте (П.п.,2 скл.)

7.    Физминутка: Слайд №2

Самостоятельная работа учащихся по учебнику с.106.Упр.75

(Работа с интерактивной  доской)

Учитель: - Предложение «Трус своей тени боится» разберите по членам.

Дети: - (кто?) трус – это подлежащее

трус (что делает?) боится – это сказуемое

боится (чего?) тени – это дополнение

тени (чьей?) своей – это определение

8. Работа с деформированным текстом.

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд №3

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием.

  1. опушились, иней, деревья, блестящим
  2. лес, в, убор, красив, зимнем

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

9. Домашнее задание:

Слайд №4

с.107, упр.78

10. Рефлексия

Учитель: – Чему мы учились сегодня на уроке?

 – Что вам особенно понравилось, запомнилось?

 – Всё ли получилось? Над чем ещё стоит поработать?

(Ответы детей)

Слайд №5

                           

  Приложение №1

Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.


Пороша, метель, вьюга, буря, снег, буран, пурга, тишь, малыш,

мышь.

                                   Приложение №2

Работа парами.

кастрюля, ладонь, веялка, арбуз , адрес, восток, календарь, воробей,

библиотека , мебель, кровать, пальто.


Работа парами.

кастрюля, ладонь, веялка, арбуз , адрес, восток, календарь, воробей,

библиотека , мебель, кровать, пальто


Работа парами.

кастрюля, ладонь, веялка, арбуз , адрес, восток, календарь, воробей,

библиотека , мебель, кровать, пальто


Работа парами.

кастрюля, ладонь, веялка, арбуз , адрес, восток, календарь, воробей,

библиотека , мебель, кровать, пальто


Работа парами.

кастрюля, ладонь, веялка, арбуз , адрес, восток, календарь, воробей,

библиотека , мебель, кровать, пальто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...