Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Панкова Людмила Васильевна

В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух  у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Каменский муниципальный район

Воронежская область

Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников     

Панкова Л.В.

учитель начальных классов  

МКОУ «Каменская СОЩ №1 с УИОП»

    Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих).

     Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

- с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

- фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

- фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

-  фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

- знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

        Работая девятый год по программе «Начальная школа 21 века», хочется отметить, что в учебниках филологического цикла отводится большое место изучению фонетики, заложено огромное количество упражнений для развития фонематического слуха детей.

       Фонематический слух – это способность человека к анализу  и синтезу звуков речи, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

       В период обучения грамоте  по «Букварю» Л.Е. Журовой работа над звуками и буквами ориентирована на развитие речевых способностей первоклассников и прежде всего на развитие фонематического слуха детей и их способности к чёткой артикуляции. Практически уже в букварный период ставятся и решаются эти задачи. Однако на уроках русского языка речь идет не только о систематизации знаний и умений учащихся, полученных ими в области фонетики и графики родного языка ранее, но и о принципиально новом содержании и формах звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова.

 В результате работы по данной программе дети узнают такие понятия как «звук», «буква», изучают классификацию звуков, правила переноса, учатся ставить ударения.  разбирать слово по плану. В дальнейшем дети используют свои фонетические знания и умения при изучении орфографических правил.

       Начальный и основополагающий момент в обучении фонетики - формирование способов  звукового анализа. Способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами,- это протяжное (акцентированное) произнесение каждого звука в  полном слове. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным из него звуком.

       Остановимся на одной из сложнейшей программной задаче – звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов, это учебная задача, состоящая из ряда учебных операций.

       Из каких же операций состоит процесс звукового анализа слов?

Оно начинается с того, что ребёнок, ведя указкой по схеме звукового состава слова, произносит это слово, стараясь, чтобы указка двигалась по схеме в соответствии с его произнесением. Это чрезвычайно сложно для не умеющего читать ребёнка. Здесь очень важна роль учителя, поскольку ребёнку самому в начале трудно, почти невозможно добиться такого согласования. Придерживать руку ребёнку, работающего у доски, добиваясь полного согласования, произношения и движения указки. На этом этапе работы детям для анализа лучше давать слова, состоящие из трёх-четырёх звуков, чтобы при формировании этой операции максимально разгрузить её от дополнительных трудностей.

     Вторая операция - интонационное выделение звука в слове. Ребёнок должен произнести слова с интонационным выделением того звука, который он затем назовёт изолированно. Такое произнесение не привычно для ребёнка, а потому и трудно. При таком произнесении артикуляция начинает играть совершенно новую, особую роль, она приобретает самостоятельное значение, начинает выполнять функцию ориентировки в слове. Такого рода артикуляция не является для ребёнка естественной, и его нужно этому специально учить.

     Третья операция – изолированное называние звука, который был интонационно выделен. Это тоже достаточно сложная задача: дети часто, хорошо выделив интонационно гласный звук, изолированно его не называют, а присоединяют к нему предшествующий согласный: «До-о-ом», второй звук «До-о». Наилучшим способом избавления от этой очень распространённой ошибки является игра «Живые модели».  Выполняя роль второго звука в слове, ребёнок отлично понимает, что его имя не «до», а «о».

     И последняя операция на начальном этапе проведения звукового анализа слов - фиксация выделенного и названного изолированно звука фишкой.

Пока дети не знают о гласных и согласных звуках, они обозначают эти звуки одинаковыми белыми или жёлтыми фишками. Схема звукового состава слова показывает ребёнку, сколько звуков в анализируемом слове, и позволяет ему проверить, все ли звуки он определил. Однако в случае ошибки схема не даёт ребёнку возможности узнать, какую именно ошибку он сделал. Поэтому зафиксировав ошибку, ребёнок должен вернуться к начальному этапу своих действий: «прочесть» слово по схеме с указкой, прибегая к последовательному интонационному выделению звуков.

       В это время дети усваивают сложнейшее действие - они учатся управлять своей артикуляцией, соотносить свою речь с точным движением указки. Только после неоднократного повторения этой учебной операции на доске, необходимо предложить детям взять собственные «указочки» и по своим учебниками  также вслух «прочитать» слово.

       После ознакомления с гласными, твёрдыми и мягкими согласными состав учебной задачи по проведению звукового анализа дополняется рядом умственных операций.

       Выделив интонационно и назвав звук изолированно, ученик должен определить, гласный он или согласный, артикуляционно проверив себя (как выходит воздух при произнесении звука, встречает ли он преграды во рту).

Если звук согласный, то следующая операция - определить его твёрдость или мягкость. При этом  в начале обучения каждый раз важно, чтобы ребёнок, произнеся выделенный согласный звук, тут же назвал его мягкую (твёрдую пару) и при сравнении двух звуков определял качество анализируемого. Затем идёт выбор  цветной фишки для фиксации на схеме звукового состава слова, выделенного звука.

      Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку переставить, убрать и т.д., даёт ребёнку возможность понять, что и звуки в слове можно переставлять, действовать с ними, как с фишками, и что при перестановке одного звука (фишки) меняется и всё слово.

     Итак, даже простое перечисление операций при проведении звукового анализа показывает, какую огромную мыслительную аналитическую работу

проделывает ребёнок при решении этой учебной задачи. Важно, что жёстко заданная последовательность операций всегда одна и та же, благодаря чему все учащиеся (хотя и в разное время), выучиваются решению этой учебной задачи, одновременно целенаправленно подвигаясь в своём умственном развитии.

      Проводя звуковой анализ, работая с фишками, обозначающими различные коррелятивные признаки звуков родного языка, дети получают и существенное лингвистическое развитие, усваивая элементарные языковые представления и знания. При этом первоклассники осознают такие свойства речи, усвоение которых закладывает фундамент развития широкой ориентировки в языке.

      На следующем этапе обучения дети знакомятся с буквами, обозначающими гласные звуки. Знакомство учащихся с гласными буквами происходит до введения букв, обозначающих согласные звуки, причём вводятся гласные парами (а-я, о-ё и т.д), при этом закрепляются те знания о твёрдых и мягких согласных, которые были получены детьми на предыдущем этапе обучения. Расширение количества гласных букв, а главное,  попарное их введение позволяет уже на этом этапе заложить ориентировку на гласную букву, что является важнейшим моментом обучения чтению. Знакомство с гласными буквами осуществляется на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слов. При этом в звуковой модели слова все гласные звуки постепенно заменяются буквами, дети привыкают наглядно видеть, какие гласные буквы пишутся после твёрдых, а какие после мягких согласных. Знакомясь, таким образом, с гласными буквами, первоклассники осознают законы и правила родного языка – принцип обозначения гласными буквами твёрдости и мягкости согласных звуков.

     При знакомстве с гласными буквами дети начинают  строить уже не звуковую, а звуко - буквенную модель слова. Но при разборе любого слова необходимо всё - таки начать со звуковой модели, лишь затем заменять фишки известными буквами. Важно и в этот период, и в период изучения согласных букв проводить игру «Живые модели». Это помогает избежать при фонемном анализе слова переориентировки детей со звука на букву.

      При изучении согласных букв, давая характеристику,  предлагается заполнить данные о звуках, например:

Фамилия: Согласный
Имя: [ З ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум

Фамилия: Согласный
Имя: [ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум

          В «Букваре» даны интересные, но достаточно сложные для детей задания по преобразованию моделей, по подбору слов к определённым моделям и т. д. Причём работа над этим продолжается в процессе обучения всего «Букваря», несмотря на то, что одновременно идёт и обучение чтению. Практически в каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют использовать знания для решения познавательных и практических задач. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, учащиеся выполняют их с удовольствием.

       Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, она  служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.  Нами разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все те знания, которые получают дети.

        Для того, чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Не нужно забывать о том,  что один из важнейших компонентов учебной деятельности - учебно - познавательная мотивация- у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них  игре.

      Представленные мною игры расположены в соответствии с этапами обучения и сейчас постараюсь показать, как отрабатываются в них учебные задачи и соответствующие учебные операции.

Игры и игровые упражнения:

  1. «Микрофон»

Упражнение проводится с момента знакомства с гласными звуками. Держа в руках отключённый микрофон, учитель просит озвучить указанный мимикой гласный звук. По мимике дети догадываются и громко произносят этот звук.  Это упражнение могут ученики  выполнять самостоятельно в парах.

  1.  «Камень - вата»

Учитель называет любой согласный звук,  если он твёрдый ученики показывают «Кулак», мягкий - «кулак разжимают, показывая кусочек ваты». Потом, упражнение усложняется: учитель называет твёрдый звук - дети мягкую пару, учитель мягкий звук- дети твёрдую пару.

  1.  «Назови слово с нужным звуком»

Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова «Луна» и спрашивает, с каким звуком они должны подобрать слова.

Когда словарный запас слов детей постепенно истощается, можно изменить задание: « Теперь назовём слова с мягкой парой звуку [л], со звуком [л]»

Эту игру рекомендовано проводить на каждом уроке. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры важно и для расширения словарного запаса, активизации их словаря.

  1. «Как тебя зовут»

Это игровое упражнение проводится для закрепления знаний о гласных и согласных звуках. Учитель просит выйти к доске детей, имена которых начинаются с гласного звука (согласного, согласного твёрдого или мягкого). Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена (имена родных, друзей) сравнивают их, делая выводы.

  1.  «Назови похожее»

Эта игра проводится для отработки следующей учебной задачи - различения твёрдых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч, назвав слово 1) с этим же самым согласным звуком или 2) с любым твёрдым  согласным.

  1. Сыр – сок   2) сыр – масло
  1. Кит - кино   2) кит - люстра

     Затем можно усложнять игру, учитель называет слово, которое начинается с твёрдого согласного звука, дети называют слов:

1) начинающиеся с его мягкой пары или

 2) любого мягкого звука.

  1. Рука - река    2) рука – мясо
  1. Вилка – вода 2) вилка - парта

Перед  проведением игры учитель должен точно оговорить условия с детьми.

  1.  «Лукошко звуков»

Это упражнение позволяет проводить его с самыми различными заданиями для учеников:

- собрать в лукошко гласные буквы, которые обозначают твёрдость (мягкость) согласного звука;

- собрать согласные буквы, имеющие только твёрдые (мягкие звуки);

- разделить буквы из лукошка на группы и т.д.

7) «Найди свой домик»

Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка - ведущие берут в руки домики: один - синего, другой - зелёного цвета. Дети – буквы гуляют по классу, по сигналу учителя должны занять  место в своём домике. Каждый ведущий проверяет желающих зайти в его дом и пропускает тех, которые пишутся после его согласного звука. Детям очень нравится эта подвижная игра. Многие «дети - буквы»  пытаются проверить знания ведущих, желая умышленно  зайти не в свой дом.

8) «Живые звуки»

Эта игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ слова и схема имеется на доске.

Детей на игру можно пригласить разными способами:

  1. Играют те ученики, которые выделили по порядку каждый звук в  заданном слове (Первый звук? Второй?...)
  2. Учитель приглашает к доске детей и говорит, каким по счёту звуком в слове каждый из них будет.

Итак, ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого - нибудь из детей

 «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый твёрдый согласный звук, второй твёрдый согласный звук».

 Дети должны быстро подойти и снова выстроиться в слово.

   Обратите внимание, какие сложные задания выполняют ученики. Каждый ребёнок, выполняющий роль звука, должен всё знать и помнить о своём звуке.

Затем предлагается каждый звук обозначить буквой, таким образом, появляется буквенная модель слова.

9) « Придумай слово по модели»

Эта игра  вводится тогда, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твёрдые и мягкие, и хорошо слышат их в словах.

10) « Назови слово по последнему звуку»

Существует более простой вариант подобной игры по последней букве. Данная игра требует быть очень внимательным, чтобы  не спутать понятия «звук - буква»

Задание: «Как превратить  Кита в кота», меняя лишь последний звук каждого слова (Кит – трактор – ракета – олень  - нитки – индюк - кот) Обязательное требование: давать характеристику последнему звуку.

11) « Одень слово»

Таких упражнений много в тетрадях на печатной основе по обучению грамоте и русскому языку, где ученикам необходимой найти буквенную одежду слову, записанному транскрипцией.

     Выполнять фонетический разбор школьники начинают уже во втором полугодии первого класса.

Порядок выполнения  фонетического разбора  в 1классе следующий:

  1. Скажи слово и послушай себя.
  2. Найди ударный слог.
  3. Произнеси слово по слогам, определи количество слогов.
  4. Выдели голосом первый  звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь условным значком….
  5. Работай аналогично со следующими звуками……
  6. Проверь, получилось ли слово.

     Когда ученики выполняют звуковой разбор,  в классе не должно и не может  быть тишины. И тот, кто работает у доски, громко объясняет свои действия, и все остальные ученики во время разбора шепчут и слушают звуки анализируемого слова. Преобразование звукового разбора в звуко – буквенный требует дополнения плана одним пунктом:

  1. Какой буквой обозначается звук? Сколько звуков и букв в слове?

      Таким образом, ученики объясняют выбор букв не одновременно и не параллельно  с выделением звуков, а после того, как звуковой анализ полностью выполнен. Ещё один момент обучения по данной программе - запись звуков  используется транскрипцией.

     Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении грамоте с помощью  построения моделей – сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей даёт возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

      Необходимо сказать ещё об одном аспекте обучения грамоте, который в настоящее время (в условиях значительной миграции населения в России, когда в школах с русским языком обучения учатся дети самых разных национальностей) становится особенно значимым. Принципы построения «Букваря» окажут неоценимую помощь детям, для которых русский язык не является родным и которые с рождения говорят на языке с другой фонетической системой. То внимание, которое уделяется в «Букваре» работе со звуками речи, позволит этим детям успешнее овладевать курсом русского языка, где, естественно, большое место уделяется изучению фонетики.

       Могу с уверенностью сказать, что такие требования  к области «Филология», как овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач - успешно выполняются при обучении грамоте по «Букварю» комплекта «Начальная школа ХХI века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

В разработке представлен апробированный комплекс упражнений по развитию фонематического восприятия первоклассников....

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

Этапы обучения младших школьников решению задач

Описание этапов обучения школьников решать текстовые работы....

Развитие фонематического слуха на уроках обучения грамоте.

Развитие фонематического слуха - одна из важнейших задач , которые стоят преред учителями начальной школы в первом классе....

Развитие фонематического слуха на уроках обучения грамоте.

Статья о развитии фонематического слуха у первоклассников на уроках обучения грамоте....

Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи

Исходя из названия темы, цель данной статьизаключается в подборе упражнений, заданий, игр на формирование графомоторных навыков и в использовании их на практике, конкретно, на начальных этапах обучени...

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу...