Урок "Прошедшее время глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок "Прошедшее время глаголов" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_proshedshee_vremya.zip17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку «Прошедшее время глаголов»

Автор: Рудакова Ирина Анатольевна

Место работы: ГБОУ СОШ №1324 с углубленным изучением иностранного языка

Должность: учитель начальных классов

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»

Цель:

• закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;

• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблицы, иллюстрации.

I. Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

II.Повторение пройденного.

                          Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите, определите у глаголов время, число, лицо.

- Чем похожи все глаголы в пословице?  (Одинаковые морфологические признаки)

- Перечислите их.  (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

- Какой глагол лишний, почему?  («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

- Что называется начальной формой глагола? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?

- Измените глаголы с безударными окончаниями в начальной форме.

Запись:  угадать, потерять (столбиком).

- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать?  (Основу начальной формы можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы     -ть-, -ти-,  -чь-)

Запишите рядом глаголы прошедшего времени и выделите основу.

угадать – угадал

потерять - потерял

Что заметили интересного?  (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-).

III. Постановка цели урока.

Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно  тему урока.  

 Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.

 Проверим вашу догадку, о том,  что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

суффиксы, образующие слово - словообразующие

суффиксы, образующие форму - формоообразующие

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

- Дадим новое определение основы слова. Проверим правилом в учебнике стр.87

 Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса  (говор-ит, говори-ть, говори-л)

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли?

мысл_л -

куш_л -

закле_л -

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

- Почему они вызывают при написании сомнение?  (Безударные, стоят в слабой позиции)

- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л  - МЫСЛИТЬ  - МЫСЛИЛ

IV.Первичное закрепление изученного( работа по карточкам)

Вставьте пропущенные суффиксы, напишите начальную форму, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род(Приложение 1)

       1 группа.                         2 группа.                    

пола_ла - …                     увид_л - ….

выдерж_л - …                высуш_ла - …            

выглад_ли - …               замяук_ли - …            

плак_ло - …                    сып_ло - …                  

Взаимопроверка.

V.Самостоятельная работа.

Тетрадь на печатной основе стр. 45 , №49

VI.Итог урока.

Карточки   (дополните фразу) – приложение 2.

Прошедшее время глагола образуется от  ________________________________________________при помощи суффикса____.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________________________________ перед суффиксом _______ .

VII.Домашнее задание:  выучить правила, упр.70.

Приложение 1.

       1 вариант.                                                                2 вариант.                    

пола_ла - …                                                              увид_л - ….

выдерж_л - …                                                          высуш_ла - …            

выглад_ли - …                                                         замяук_ли - …            

плак_ло - …                                                              сып_ло - …        

Приложение 2.

Вывод  (дополните фразу)

1.Прошедшее время глагола образуется от ____________________________________

при помощи суффикса____.

2.В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________________________________ перед суффиксом _______ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

Презентация к уроку "Простое будущее время" 4 класс. Учебник М.З.Биболетова

Презентация к уроку 5 4 класс учебник М.З. Биболетова - содержит материал для фонетической и лексической разминки, грамматические задания и правила "Построение специальных вопросов"....

Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....

Решение задач на время.4 класс

Решение задач на время, повторение видов углов, и таблиц единиц длины, массы, площади....

Проверочная работа по теме "Время", 2 класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова

Проверочная работа по теме "Время" для 2 класса, система развивающего обучения Занкова. В работе два варианта, в каждом шесть заданий. Задание №1 (Реши задачу) обязательно для всех. Из остальных ...

Методическая разработка открытого урока по английскому "Простое прошедшее время" 4 класс

Методическая разработка открытого урока "Простое прошедшее время" включает в себя план-конспект к уроку и презентацию по уроку....

Контрольная работа "Будущее время" 4 класс по Биболетовой М.З.

Контрольная работа состоит из 6 заданий, которые включают в себя не только повторение грамматики, но и лексики. В работе используется лексика по теме: "Погода". Также есть задание на обобщение....