Буква Зз. Звуки [з ] [з`]
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Зеленцова Елена Алексеевна

Знакомство с буквой Зз, умение находить и выделять звуки [ з] [ з`] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_zz.docx87.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

 "Буквы З, з, звуки [з], [з']"

Цели деятельности педагога:

  1. Познакомить с новой буквой Зз;
  2. Учить выделять из слов звуки [з], [з,], давать им характеристику, дифференцировать их, узнавать практический образ буквы, формировать навык чтения слогов, слов, предложений, понимать текст, определять в тексте действующих лиц;
  3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, зрительную память;
  4. Воспитывать любознательность, культуру общения, дисциплинированность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов;

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных действий-УУД):

Познавательные: общеучебные-сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков. Логические-моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют вносить коррективы в учебно- операционные действия.

Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; проявляют прилежание в учебе.

Оборудование:  наборы цветных квадратов у детей, разрезная азбука, карточки со слогами, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег- снежок,

Начинаем наш урок.

– Сначала сядут те ребята, чьё имя начинается с гласного звука, затем с твёрдого согласного, затем с мягкого согласного.
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– На уроке всё зависит от нас, как мы будем работать, как помогать друг другу.

2. Выделение звуков [з], [з`] из слов. (Слайд 3)

– Кого? и что? вы видите на картинках?
– Разделим слова на слоги, поставим ударение.
– Что общего в словах? (2 слога; ударный слог 1; 5 букв…)
– Чем слова отличаются? (отвечают на разные вопросы…)
– Назовите в словах первый звук, дайте ему характеристику.
– Почему в слове
зебра согласный мягкий, а в слове замок – твёрдый? (буква е показывает мягкость, буква а – твёрдость)
– Какие ещё буквы показывают мягкость предыдущего согласного?

3. Дифференциация звуков [ з], [ з`].

– Поднимите синюю карточку, если в слове услышите звук [з], зелёную карточку, если звук [з,`].

зубр
резина
золото
звонок
зима
звери
снег
магазин
земляника   
глаза
земля
слеза

– Почему не подняли карточку на слово снег?( потому что в этом слове нет согласного звука [з])

4. Знакомство с буквами З, з.

– Звуки [з ], [з`] в письменной речи обозначаются буквами З, з.

Учитель показывает новую букву. (слайд 4)

  1. Буква»З» - смешная штучка

Из двух крючочков закорючка

- Послушайте стихотворение, назовите слова  в которых вы услышали звуки [з ], [з`]

 Заяц в маленькой корзине

Нес зефир зайчихе Зине

Замела зима дорожки,

Заблудился заяц Прошка,

Долго по лесу плутал

И на завтрак опоздал.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

- На что похожа буква Зз (Слайд 5)

2) На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три

3) Извиваюсь, словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка.

5. Чтение слогов (на доске)

за
зо

зи
зы

зе
зы

зя
зю

зё
зу

На какие две группы можно разделить слоги? (по мягкости и твёрдости).

6.Игра « Доскажи словечко» (Слайды 6,7)

1)Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …(задача)

2) Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу, белы дома

Ночью к нам пришла …(зима)

- Составьте звуковую модель слов- отгадок

Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.

3) Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха

Живо угадай-ка,

Кто же это? …(зайка)

4) Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …(зарядку)

Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.

7. Физкультминутка. (Слайд 8)

8. Чтение слов. (Слайд 9 )

бизон

дрозд

змея

гризли

казарка

фазан

дикобраз

 

шимпанзе

зебра

заяц

зубр

– Как назвать одним словом. (Животные)
– На какие 3 группы можно разделить слова?
(Состоящие из 1, 2, 3 слогов)
– На какие 3 группы можно разделить животных?
(Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся)
– К какому слову подходит схема?
(Слайд 10) (Бизон)

– Составьте схему слова гризли. (Слайд 11)

– В форме какого числа стоит это слово?

9. Игра «Наборщик». Работа с разрезной азбукой

– Как называется место, где дикие животные содержатся в неволе? (Зоопарк)
– Составьте  слов из букв слова
зоопарк. (Парк, коза, поза, роза, пар, рак, кора, рак…)

10. Орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

Ёжик вырос в 10 раз,
Получился …
(дикобраз) ( Слайд 12)

– Какой звук слышите на конце слова? ([с]).
– Как называются такие места в слове? (опасное место, слабая позиция)
– Как называются такие согласные звуки в русском языке? (парные)
– Прочитайте слова. В каких словах буква з является опасным место, а в каких нет.

(Слайд13 )

арбуз

груз

воз

мазь

арбузы

грузы

возит

мазать

– Когда мы сомневаемся в написании парных согласных в слове? (в конце слова)
– Давайте сделаем вывод. Какие звуки может обозначать буква З?
[з], [з`], [с], [с`]

11. Чтение текста в «Букваре»  «Где лучше бояться?»  стр.90

– Назовите действующих лиц.
– Почему котёнок Гав сидел на чердаке?
–  Как ты думаешь,  почему щенок предложил коту вместе бояться?
– Как вы считаете, щенку действительно был страшен дождь?
– Что предложил щенок котёнку?
– Почему на первом этаже котёнку  было не страшно?
– Вам понравился этот рассказ?

12.Загадки. Игры с буквами и словами. (Слайды14,15)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (звёзды)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой

Вот он встал и зашипел,

Подходи, кто очень смел.(змея)

Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой.(зонт)

Отгадывание ребусов нового вида. (Слайды 16,17)

 

Превращение слов – волшебная цепочка. (Слайд18)

– Замени одну букву, чтобы получилось новое слово.

13. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Начните свой ответ со слов «Мне сегодня удалось…».
– Кого бы вы сегодня хотели похвалить? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Федосова " От звука к букве".Буква и звук У

Презентация дляя занятия с дошкольниками...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....