"Снежное слово зимы" внеурочное занятие в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Клейменова Ирина Юрьевна

Занятие кружка «Занимательная грамматика»  было проведено в 1 «Г» классе учителем начальных классов Клеймёновой  Ириной Юрьевной по теме «Снежное слово зимы». Цель занятия, во-первых, ввести в активный или пассивный словарь необходимый объем слов по  теме «Зима», так как именно лексика является базой любого языка; во-вторых, помочь в освоении грамматического строя речи русского языка. Ирина Юрьевна ставит проблему овладения правильным русским языком, которую должно решать современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его воспитанности и образованности.

Ирина Юрьевна затрагивает вопрос, что значит  «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребенок должен владеть определенным запа­сом слов, правильно их произносить, уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логич­но излагать свои мысли.

Работа  по данной проблеме ведётся в следующих направлениях:

— обогащение словарного запаса;

— формирование грамматических навыков;

— развитие связной речи.

Раскрытие темы занятия  построено по определенной системе, закладывающей предпосылки для развития ребенка. В нём представлены следующие разделы:

— психогимнастика;

— развитие мелкой моторики и координации речи с движением;

— формирование лексико-грамматического строя речи,

— игры со звуками, буквами и словами;

— развитие познавательных процессов;

— развитие монологической и диалогической речи;

— стихи и загадки.

Духовно – нравственные  проявления детей на данном занятии идут  через развитие эмоций и чувств в таких видах работы, как психогимнастика, нравственная беседа о Николае Чудотворце. 

Занятие будет интересно учителям начальных классов для организации внеурочной деятельности и уроков развития речи по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx588.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Снежное слово зимы»


Занятие по внеурочной деятельности по ФГОСТ в 1 классе

 Разработала: Клеймёнова И.Ю.

Котовск,  2012


Аннотация.

Занятие кружка «Занимательная грамматика»  было проведено в 1 «Г» классе учителем начальных классов Клеймёновой  Ириной Юрьевной по теме «Снежное слово зимы». Цель занятия, во-первых, ввести в активный или пассивный словарь необходимый объем слов по  теме «Зима», так как именно лексика является базой любого языка; во-вторых, помочь в освоении грамматического строя речи русского языка. Ирина Юрьевна ставит проблему овладения правильным русским языком, которую должно решать современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его воспитанности и образованности.

Ирина Юрьевна затрагивает вопрос, что значит  «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребенок должен владеть определенным запасом слов, правильно их произносить, уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логично излагать свои мысли.

Работа  по данной проблеме ведётся в следующих направлениях:

— обогащение словарного запаса;

— формирование грамматических навыков;

— развитие связной речи.

Раскрытие темы занятия  построено по определенной системе, закладывающей предпосылки для развития ребенка. В нём представлены следующие разделы:

— психогимнастика;

— развитие мелкой моторики и координации речи с движением;

— формирование лексико-грамматического строя речи,

— игры со звуками, буквами и словами;

— развитие познавательных процессов;

— развитие монологической и диалогической речи;

— стихи и загадки.

Духовно – нравственные  проявления детей на данном занятии идут  через развитие эмоций и чувств в таких видах работы, как психогимнастика, нравственная беседа о Николае Чудотворце.  

Занятие будет интересно учителям начальных классов для организации внеурочной деятельности и уроков развития речи по русскому языку.

Снежное слово зимы.

Задачи:

            — уточнение, закрепление и активизация словаря по теме: «Зима»

— ознакомление с языковыми особенностями (словоизменение и словообразование);

— развитие познавательных процессов (слухового восприятия и памяти; зрительного восприятия и памяти; логической памяти);

— введение в речь разных типов предложений (нераспространенные предложения; распространенные предложения из трех-четырех слов; предложения с однородными членами; сложносочиненные предложения; сложноподчиненные предложения);

— развитие логического мышления и воображения.

— развитие связной речи;

— развитие воображения и творческих способностей

Фонематический анализ и синтез

Оборудование:

Презентация, смайлики, светофоры, раздаточные листы, снежинки – задачи, мячик, квадраты для моделей, дерево с фруктами, снежные предложения, проекты детей, мнемотаблицы, задания – ассоциации, ёлка со снежинками и тучкой на парту, «николайчики, для детей – пенал, цв.карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись (здравствуйте, доброе утро, рад вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться) .

- Начинаем наше занятие в кружке «Занимательная грамматика»

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

(смайлик)

Наш девиз:

“Будем мы родную речь изучать, любить, беречь”

- Для чего нам нужна речь?

- Как вы понимаете: Будем мы родную речь любить?

- Дети, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова.

- И мне бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Слайд

Королева ледяная мчится в ледяной карете,

И её сопровождает северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая позёмка.

И несутся, словно змеи, серебристые метели.

- Что это?

Слайд

- Как вы думаете, о какой королеве  идет речь в этой загадке?

Зима

-  Почему зиму называют здесь королевой ледяной?

клип

• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

2). Построение зимней дорожки.
- А теперь, давайте дети построим зимнюю дорожку.

- Какому времени года принадлежат эти месяца? (Зиме).

- Закройте глаза и шепотом произнесите: «ЗИМА…”

- Какое чувство возникло?

/ Стало холодно и грустно…, а мне радостно, я люблю зиму… /

- Прочитайте тему для себя и приготовьтесь читать красиво, ярко.

Снежное слово зимы.

- Как понимаете?

- Сегодня будем говорить о зиме.

- Определим задачи: ( на санях едет зимушка – зима, внизу снежинки –задачи)

Подбирать зимние  слова,

 составлять предложения о зиме.

Будем учиться красиво, говорить

Составим новогоднюю азбуку

I.

3. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

1. - Сегодня мы поговорим с вами о зиме

- Составьте модель слова зима ( у доски…)

Дети на своих листочках.

Проверить, посигналить.

- А зимой говорят только холодные слова.  

Игра «Назовите холодные слова»

Ловите снежок и называйте «холодное» слово.

Продолжим игры со словами.

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах зима, метель, вьюга, лед, фигурист. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

- Покажите звуковую модель первого звука соответствующим цветом.

Какой последний звук слышится в словах ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф? Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

- Покажите звуковую модель последнего звука соответствующим цветом.

Назовите слова, связанных со словом зима, в которых есть звук ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюшка, волшебница, полушубок.)

Покажите звуковую  модель звука ш.

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова  мо...оз (р), су...роб (г), со...улька (с)

Какого слога не хватает в словах сне.вик (го), го...лед (ло), сне.рочка (гу),

Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-клюш (клюшка), ки-реж-ва (варежки), вик-сне-го (снеговик).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах:

пуховик (пух, ухо). снеговик (снег)

«Разбросайте» звуки в словах шуба, шарф

2. Психогимнастика ( ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ)

Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы. Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

3. Чистоговорка про зиму.
- Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорку о зиме.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Ме – ме – ме – прочтём стихи мы о зиме.

- Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).

5. Игровое упражнение «Зимнее дерево»

- Посмотрите на занесенное снегом дерево. Как вы думаете, как оно называется? Вы не можете ответить на этот вопрос, потому что на нем много плодов с различных деревьев. Снимите с дерева плоды, которые нельзя увидеть на нем зимой (яблоко, груша, банан, апельсин, слива). --- Какие плоды остались? (ягоды рябины)

- Теперь вы можете ответить, как называется это дерево? (рябина)

- Переверните плоды, рассмотрите картинки. Я назову их, а вы внимательно послушайте и скажите, какое слово не подходит по звучанию к остальным: снегопад, снегурочка, санки, снеговик, снегири? - Почему?

- Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

- Разместите предметные картинки  в зимний домик по этажам.

( Делим на слоги)

Физминутка 

Пластические этюды. Игры на согласование речи с движением.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комков.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой,

положить руки под щеку.)

6.  РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в родственных словах? Исключите лишнее слово.

зима, зимний, зимовать, метелица
лед, ледянки, ледник, коньки, ледяной
Молодцы. А сейчас скажите, пожалуйста, какая она, зима?

Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая

7.  ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

Я буду произносить часть слова (за, при, от), а вы —
слово морозить. Какие новые слова получились? (Заморозить, приморозить, отморозить.)

морозить — заморозить, приморозить, отморозить, переморозить

студить — остудить, застудить, выстудить

за

при

от

Физминутка

- А из снежинок у нас получился сугроб.  А в сугробе прячутся замёрзшие слова. Составим из них предложения и выпустим на природу снежные предложения. (В парах – напечатать предложения для каждой группы)

8. Составьте предложения из перепутанных слов.

Слова из сугроба

зимой, люди, надевать, шуба, и, шапка
дети, играть, хоккей, в

горнолыжники, спуститься, горы, крутой, с

Ответственные отвечают

9. Ответьте на вопросы.

Что делает снегоуборочная машина? (Снегоуборочная машина убирает снег. Снегоуборочная машина чистит дороги.)

Что делал дворник во дворе? (Дворник посыпал дорожку песком.)

Что делают дети зимой? (Дети лепят снеговика. Дети играют в снежки.)

Что будут делать дети на горке? (Дети будут кататься с горки на санках.)

13.  УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

(В группах)

Найдите картинке пару ( в парах или в группах))

горка каток

лыжня сани

олени

лыжи санки

тройка лошадей нарты коньки

4. Работа с мнемотаблицами

Составим рассказ о зиме. Повторите в парах, потом у доски.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Подберите слова, которые связаны с новогодним праздником

Новый год, елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, украшение, хлопушки

-Проверим как вы провели свои исследования и выполнили проекты новогодней азбуки.

4. Подведение итогов, рефлексия.

- Подведём итоги: снимаю задачи снежинки и повторяем. Доходим до задачи I.

Показываю рисунок «николайчика». Что это, как вы думаете? Хотите узнать? Тогда внимание на экран.

( презентация о Николае – чудотворце)

- А теперь все задачи мы с вами решили?

- Дети, а где нам могут пригодится все эти знания и умения?

Украсьте новогоднюю ёлочку снежинками – самооценками. Если вы всё поняли на занятии, то прикрепите к ёлочке снежинку, а если были трудности, с чем – то вы не справились, то прикрепите снежную тучку.

- Посигнальте мне своим настроениям – смайликом. Вы у меня молодцы я уверена, что вы стали настоящими знатоками зимы.

Всем спасибо. Угощение – сладкое печенье «николайчик».

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005.  - с. 59

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

5. Пожиленко Е.А.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Для логопедов,            воспитателей, учителей начальных классов и родителей

Приложение 1

Святой Николай – один из самых почитаемых святых на Руси и во всем православном мире. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником . Христиане также верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям, поэтому уважительно называют и Николаем Чудотворцем .

Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным и приводя в замешательство весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных. Однажды ночью люди выследили Николая. Вот уж они никак не ожидали, что этот замкнутый, застенчивый юноша имел такое доброе сердце. И тогда горожане выбрали Николая своим епископом.

С тех пор каждый год,

19 декабря, седобородый Святой Николай, одетый в золотые одежды, приходит на землю. Он спускается по серебряной верёвочке и приносит детям подарки, вместе с печеньем - "николайчиком"

Русские воины издревле считали Святителя Николая своим особенным небесным заступником. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение святителя Николая. Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе:

"Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!"

Именно Николай Чудотворец, совершавший многочисленные чудеса, щедро творивший милостыню, считающийся воистину народным Святым – и есть прототип

Санта Клауса и Деда Мороза.

Приложение 2

З

Мнемодорожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)

Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....

Интегрированный урок чтение, музыка, ИЗО. Мастер класс "Снежное слово зимы"

Цели: Познакомить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою –зимою»; обогащать словарный запас учащихся; проиллюстрировать литературное произведение средствами изобразительного языка; показать крас...

Занятие ГПД "Снежное слово зимы"

Занятие  ГПД "Снежное слово зимы"...

Занятие ГПД "Снежное слово зимы"

Занятие  ГПД "Снежное слово зимы"...