Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Труфанова Людмила Владимировна

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_umk_avtosohranennyy.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка;                                     обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи: 1) образовательная:  познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая : развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Тип урока: УПНЗ

ФОПД: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, словари,  карточки, тетради, ИКС

Ход урока

1.Самоопределение деятельности

«Громко прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!!!»

Девиз нашего урока «Новый день-новые знания!»

2.Актуализаця знаний.

а)- Ребята, вспомните  из   чего состоит наша речь?

  -  Сколько значений может быть у слова?

   - А какое значение может быть у слова?

  -  Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

б)Послушайте историю из книги К.Чуковского «от двух до пяти»

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела ввиду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму?

-А вы слышали когда - нибудь такое выражение?

-Как вы думаете что оно обозначает?

-А можно ли заменить его одним словом? Каким?

3.Постаногвка учебной задачи.

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.

-Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит какая тема нашего урока?

Правильно, фразеологизм.

Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

4.Постановка проекта  выхода из проблемной ситуации

а)Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните:

Повесить нос                                 повесить пальто

Взять себя в руки                          взять ребенка на руки

-В каких столбиках  выражения имеют прямое  и переносное, шуточное значения.

-Как заменить выражения первого столбика одним словом?

б)Работа с учебником.

Чтение правила на с.99

в)  Упр.№1 (работа в парах).      Проверка.

  Вывод: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом.

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

г)Знакомство с фразеологическими словарями.

д) Физминутка

5.Первичное закрепление во внешней речи.

а)Групповая работа по карточкам: подберите к картинке фразеологизм и объясните его значение (работа со словарем).

-Оцените себя, как вы справились с работой.

-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?

-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будем знать  и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.

б)Коллективная работа

Даны карточки с картинками  и фразеологизмами, нужно соединить картинку и подходящий фразеологизм, и объяснить его значение.

-Составьте предложения с  данными фразеологическими оборотами.

6.Самостоятельная работа  

а)  Работа  по карточкам (дифференцированно)

б) Встраивание нового материала в систему знаний( работа на карточках – тестах)

в) Проверка

7.Рефлексия

Итак, подведем итог:

  1.  Что я узнал на уроке?
  2. Чему я научился?
  3. Что у меня вызывало трудности?
  4. Что мне нужно еще узнать?
  5. Над чем  мне нужно еще поработать?

Самооценка. Оцените сами свою работу на уроке. Какую бы  оценку вы себе поставили?

8.Домашнее задание

Уч. стр.101 №2

Самоанализ урока русского языка по теме «Фразеологизм».

Это первый урок при изучении новой темы.

Тип: урок получения новых знаний

 Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка;                                     обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи: 1) образовательная:  познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая : развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

ФОПД: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, словари,  карточки, тетради, ИКС

Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей детей на научной основе.  Материал преподносился с опорой на жизненный опыт учащихся, с целью развития у них активности и самостоятельности. Новый материал связан с ранее изученным( прямое и переносное значение слов, синонимы).На уроке прослеживалась межпредметная связь с уроками литературного чтения и окружающего мира.

Перед новой темой на этапе актуализации  знаний учащиеся повторили ранее изученный материал. Актуализация знаний закончилась созданием проблемной ситуации, для решения которой были использованы продуктивные методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практический. Практически все задания носили поисковый характер: объясни, найди, сравни, оцени.

Самостоятельная работа была дифференцированной. Методы познания, используемые на уроке: поиск информации, опора на жизненный опыт.   На уроке применялась диалоговая форма общения : в группах – ученик – ученик и учитель – ученик. Сочетались следующие формы работы коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Были реализованы элементы дифференцированного обучения, даны задания для самостоятельной работы разного уровня, на некоторых этапах использовала карточки-задания. Наглядный материал  был достаточен и уместен на уроке. Урок построен с учетом уровня актуального развития учащихся и зоной их ближайшего развития

На уроке развивались такие качества: внимание, воображение, логическое мышление, память, речь; формировались навыки самоконтроля и  самоанализа; чередовался материал разной степени трудности; использовались   разнообразные виды учебной деятельности. Проводилась физминутка, атмосфера на уроке была доброжелательной. Была проведена рефлексия и дано домашнее задание на выбор.

Конспект урока по русскому языку по теме «Фразеологизмы»

Подготовила учитель

начальных классов МБОУ СОШ № 3

Труфанова Л.В.

Александров гай

2012год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Приставки" (программа "Начальная школа 21 века")

В материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией по теме "Приставки"(УМК "Начальная школа 21 века". Тип урока - открытие новых знаний. В конспекте расписаны личностные,...

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....