Мастерская по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мастерская по русскому языку 4 класс. Тема: "3 склонения имен существительных".
На уроке дети знакомятся с понятием склонение имен существительных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская по русскому языку  (2 часа)  4 класс.

    Учитель Карелина Т.В.

Тема: «Три склонения имен существительных».

Цели и задачи:

1.  Познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных.

2. Развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

3. Развивать коммуникативные умения.

4. Осознать возможность решения «жизненной» задачи средствами предмета «русского языка».

5. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий.

Ход урока.

1-й час.

I. Организационный момент.  (Дети сидят за столами по четыре человека.)

Учитель: Урок русского языка. Давайте пожелаем друг другу успешной работы:

Ты пришёл и я пришёл,

Вместе нам хорошо.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

Учитель: Хорошее настроение, радость, улыбка помогают нам жить, учиться, справляться с трудностями. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успеха.Сегодня мы проводим мастерскую по русскому языку.

II. Постановка проблемы.

Сегодня предлагаю вам выступить в роли учителей. Мы будем помогать изучать русский язык иностранцам.

Открываю текст на доске:

        Я приехал из Япония к другу.

        Я занимаюсь в школа русский язык.

        Но получаю единица за единица.

Учитель: Прочитайте текст, изобразив человека, его писавшего.

Обсудите в группе, справедливо ли оценить такую речь единицей.

Для этого каждому ученику выдаю текст на листе бумаги. В четырёх экземплярах текста для одной группы подчёркнуто одно из неверно  употреблённых имён существительных. В карточках для групп подчёркнуты слова: школа, друг, единица, Япония.

Учитель: Что неизвестно иностранцу? Сформулируйте ответ от группы. (И почти сразу.)      Представьте ваше мнение.            

                 

(Все группы отвечают по очереди. Условие одно: отвечая, уточнить, дополнить предыдущий ответ.)

Учитель: Исправьте ошибки на своих листочках. (Работают самостоятельно.)

Рассмотрите работы в группах. Подготовьтесь объяснить иностранцу, как и почему необходимо изменить подчёркнутое слово в тексте. (Обхожу группы, прислушиваюсь, задаю вопрос «Почему?»)

Учитель: Позвольте, теперь я разыграю перед вами японца. Начните объяснение.

(Дети объясняют, учитель исправляет на доске.)

                                                  Я приехал из Японии к другу.

Я занимаюсь в школе русским языком.

                                                 Но получаю единицу за единицей.

Учитель: Что посоветуете сделать иностранцу, чтобы произносить такой текст верно?      

III. Варианты решений проблемы.

Выучить окончания:

        Р.п.   - и

        Д.п.  -  у

        П.п.  -  е

        Т.п.  -  ом, - ей

        В.п.  -  у

Вашим советом воспользовались иностранцы. Вот какой текст создал один из них.

                                                   Я приехал из Китаи к подругу.

Я занимаюсь в школе математиком.

                                                  Получаю пятёрку за пятёркей.

Учитель: Оцените предложенный вами способ изучения имён существительных.

(Высказывания детей.)

Что же делать, чтобы научиться правильно употреблять имена существительные в речи? Обсудите в группах.

( По очереди выслушиваю ответы детей.)

Учитель: Давайте искать, выводить правило, от чего зависит правописание гласной в окончании существительного.

( Детям даются карточки - паре детей одна карточка.)

Просклоняйте имена существительные. ( 5 минут.)

№1               №2               №3             №4           №5                №6              №7

статья         снегирь       степь           конь        юноша        гнездо          степь

страна                              вещь           труд         земля         крыльцо       мышь

№8             №9                №10            №11        №12              №13            №14         №15

вода           ведро           степь          степь        стол              семья          окно         трава

дядя           солнце         тень            пыль        крик              забияка      поле         воевода

(Работа в парах позволяет всем детям успешно просклонять все слова в отведённое время.)

IV. Формирование  новых групп.

Учитель: Решите, кто прикрепит карточку к своему костюму. Передвигаясь, познакомьтесь с работами других ребят. Найдите работы, похожие на вашу, и объединитесь в группы.

(Ограничу время: через 4 минуты группа должна занять своё место.)

Рассмотрите работы своей группы. На чистом листе через 3 минуты вы должны представить визитную карточку группы, т. е. то, что объединяет ваши работы.  

( Дети выписывают окончания имён существительных в разных падежах.)

        И.п.  нулевое

        Р.п. – а - я

        Д.п. – у - ю

        В.п. – а – я нулевое

        Т.п. – ем - ом

         П.п. - е

Прикрепите работу группы к доске.        

Учитель: Правильно ли я поняла, что в вашей группе собраны слова, которые одинаково изменяются по падежам? Чтобы всем было видно, какие имена существительные имеют одинаковое склонение, выпишем их на доске.

(2 человека от группы.)

вода                       стол                    окно                              степь                                                                 дядя                       крик                   ведро                            мышь

семья                     конь                   солнце                          вещь

забияка                 труд                    ведро                            тень

трава                      снегирь             крыльцо

воевода

юноша

земля

статья

страна

Цветными мелками выделить окончания.

ПЕРЕМЕНА.

2 урок.

 Учитель: Продолжаем работу.

Рассмотрите получившиеся группы слов. За 1 минуту составьте в круге эмблему вашей группы слов. Эмблема – это то, что отличает ваши слова от слов других групп.

а         я        м. р.        с. р.        Ь

( Вывешивают на доску.)  

Учитель: Завершены ваши эмблемы?

Ученики: Нет.

Учитель: Ещё 2 минуты на доработку. Подготовьтесь раскрыть смысл эмблемы.

Прочитывая эмблему, учащиеся фактически называют краткую характеристику склонений.

  а         я                 «В нашей группе слова с окончаниями – а, -я мужского и женского рода.»

ж. р.  м.р.

      м.р.                   «В нашей группе слова мужского рода с нулевым окончанием.»

    о     е                    «У нас слова среднего рода с окончаниями –о,  –е.»

      с.р.

             « У нас слова женского рода, на конце –Ь .»            

  Учитель: У меня в руке 3 вымпела. Как распределить их между 3 группами? Обоснуйте ответ.

( Учащиеся высказываются. Приходят к выводу, что надо объединить 2 и 3 группы.)

Те, кто работал со 2 и 3 группой объединитесь за одним столом.

Каждой группе присуждается почётное имя «1 склонение», « 2 склонение», « 3 склонение».

V. Закрепление знаний.

Учитель: У каждой группы слов есть имя и вымпел, отличительные признаки, визитная карточка – с ней слова посещают предложения. Осталось создать яркую рекламу, чтобы изучать ваше склонение было интересно и увлекательно.

Группам выдаётся клей, бумага, ножницы, фломастеры. Учащиеся работают 10 минут. Каждой группе предлагается лист со словами, которые можно использовать в тексте рекламы.

награда                                              восхищение                                         радость

прилежание        лень        смелость

удача        веселье        огурец

молодец        печаль        улыбка

VI.Представление своих реклам.

Прослушав рекламу, каждая группа должна задать вопрос на понимание. Он начинается со слов: «Правильно ли я понял(а), что…»

Играем в определение склонений в словах: мечта, дружба, письмо, корень…

VII. Вывод.

Учитель: Что же мы ответим иностранцам, изучающим русский язык? От чего зависит гласная в окончаниях имён существительных?

Учащиеся: От склонения имён существительных.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Каждому склонению можно подарить слова, написав их на листочках. Прикрепите свои подарки к рекламным щитам. ( детям раздаются листы для заметок.)

Учитель: Что произошло с вашими знаниями во время мастерской?

           Что запомнилось и понравилось?

           Что мешало работать? Что помогало?

Оцените работу своей  группы и свою работу. Кто доволен, встаньте, руки вверх. Кто не совсем доволен просто встаньте. Кто недоволен, останьтесь сидеть.

IX. Домашнее задание.       Стр. 123-124 правило. Упр. 159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)

Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов,  проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя ...

Конспект урока - мастерской по русскому языку " Солнце"

Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению язык...

Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."

На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе....

Мастерская по русскому языку, 2 класс. Тема: Родственные слова.

Конспект урока - мастерской по русскому языку во 2 классе по теме : "Родственные слова"....

Мастерские по русскому языку 2-4 класс

В данном сборнике содержатся упражнения на повторение и закрепление изученного материала....

Разделительный Ъ и Ь знаки (мастерская по русскому языку)

На этом уроке дети в группах определяют, где в словах пишется разделительный Ъ или Ь знаки, дают формулировку правила написания разделительного Ъ или Ь знаков. В конце урока каждая группа рисует плака...

Мастерская по русскому языку

подготовка  учеников к  написанию  творческой работы через восприятие словесных. музыкальных . живописных описаний об осени...