Памятки по русскому языку "Части речи" для учащихся начальной школы
материал по русскому языку по теме

Игнатьева Марина Константиновна

Данный материал поможет детям быстре запомнить основные правила о частях речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЛАГОЛ -  это самостоятельная часть речи.

  1. Обозначает действие предмета.
  2. Отвечает на вопросы что делать? (что сделать? что делал? что будет делать?), что сделать? (сто сделал? что сделает?).
  3. Имеет постоянный признак  - спряжение (это изменение глаголов по лицам и числам).
  4. Изменяется по временам: имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (суффикс Л показатель прошедшего времени).

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени  изменяются по родам (в единственном числе) и по числам.

ОН исчез__, ОНА исчезлА, ОНО исчезлО.

  1.  В предложении чаще всего бывает сказуемым.
  2. НЕ с глаголом пишется раздельно.

Исключения: глаголы, которые не употребляются  без НЕ – ненавидеть, негодовать, недоумевать и некоторые другие.

Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола.

Именно в такой форме глаголы даны в словарях.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

 что делать?  (ТЬ: лететь, хвалить, трещать)

                        (ТИ: идти, нести, трясти)

что сделать? (ТЬ: взлететь, похвалить, затрещать)

                        ( ТИ: пойти, принести, потрясти)

Чтобы узнать неопределенную форму глагола, надо:

  1. Поставить вопрос к данному глаголу:

ЧИТАЕТ – что делает?

  1. Не меняя первой буквы, поставить вопрос к глаголу в неопределенной форме:

ЧИТАЕТ - что делает?- что делать? – ЧИТАТЬ (н.ф.)

ПРОЧИТАЛ – что сделал? – что сделать? – прочитать (н.ф.)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

План разбора

  1. Часть речи. Общие признаки (значение, вопрос).
  2. Морфологические признаки:
  1. начальная форма: неопределенная форма глагола;
  2. постоянный признак: спряжение глагола;
  3. непостоянные признаки: время, число и лицо у глаголов в настоящем и будущем времени, число и род у глаголов прошедшего времени.
  1. Роль в предложении.

ЗАПИСЫВАЕМ ТАК:

 

Верит – гл., (н.ф. верить), наст.вр., ед.ч., 3 л.

Верил – гл., (н.ф. верить), прош.вр., ед.ч., м.р., 3л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....

Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)

Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....

Памятка фонетического разбора слова для учащихся начальной школы.

Памятка поможет учащимся выполнить полный фонетический разбор слова, а родителям оказать помощь своим детям....

Памятка по ПДД для родителей учащихся начальной школы

Необходимо  не только учить детей  соблюдать Правила дорожного движения, ни и учить их с раннего возраста наблюдать и ориентироваться. Родители могут личным примером обучать своего ребенка п...

Памятка " Как решать задачу" для учащихся начальной школы

Памятка по математике " Как решать задачу" для учащихся начальной школы...

Памятка к работе над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

Данная памятка поможет в выполнении работы над ошибками на уроках русского языку. Предназначена для учащихся 1-4 классов....