конкурсная программа "Борьба со сквернословием: мы за красивый русский язык"
методическая разработка по русскому языку по теме

Седова Наталия Фёдоровна

В игровой форме учащиеся учатся слышать красивую русскую речь, заменять слова синонимами, использовать в речи "крылатые выражения". Задания такого типа помогают ученику полюбить русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borba_so_skvernosloviem.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борьба со сквернословием: мы за красивый русский язык

Седова Н.Ф.,учитель начальных классов

МБОУСОШ №27 с УИОП

Плакаты:

1. «Русский народ создал яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык…» (Л.Н.Толстой)

2. Лучше уж недоговорить. Чем переговорить.

Вед: А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

1 конкурс - пословиц и поговорок. 

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы. (А. Прокофьев)

Продолжите поговорку по ее началу:

Правда в огне не горит и … (в воде не тонет).

Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда).

Одна голова хорошо, а … (две лучше).

- А какие пословицы вы знаете о болтливых и глупых людях?

(Не все мели, что помнишь.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Знай больше. А говори меньше.

В многословии не без пустословия.

Лучше уж недоговорить. Чем переговорить.

Держи язык за зубами.

Красиво говорит, а слушать нечего.

Много говорить – голова заболит.)

2 конкурс. Шуточные вопросы о гласных и согласных звуках и буквах.

  1. Чем кончается день и ночь? ( Мягким знаком).
  2. Как из моли сделать соль? (В слове «моль» заменить первую букву «м» на «с»).
  3. В каком слове нужно изменить только одну гласную, чтобы животное превратилось в змею? (Уж - еж).
  4. В каком слове 40 гласных? (Сорока).
  5. Какие слова состоят из 100 согласных? (Сто-л, сто-г, сто-к, сто-н).
  6. Какую птицу можно превратить в великую русскую реку при помощи только одной буквы? (Иволга – И = Волга)
  7. в названии какой зерновой культуры гласная «у» повторяется 3 раза? (Кукуруза)

3 конкурс. «Ударение и произношение слов».

Ведущий прочитывает стихотворный фельетон В.Масса и М.Черняховского. Нужно записать ИСКАЖЕННЫЕ, а так же слова, в которых ударение было поставлено неверно и обозначить правильное место ударения:

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красиве'е», «мы так хо'чем».

«До'суг, шо'фер, про'цент, за´ем,

Ква'ртал, по'ртфель, билютень»,

«По'верх плана выполняем»,

«А'гент зво'нит целый день

«Хитрый» вопрос для зрителей: «Как правильно сказать? У рыб нет зуб? У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей?» (Правильный ответ: у рыб есть зубы)

4 конкурс

Задание этого конкурса – раскрыть смысл крылатых выражений. (Задания предлагаются командам попеременно, засчитываются только правильные ответы)

1. Рукой подать. (Близко.)

2. Через час по чайной ложке. (Медленно.)

3. Во весь дух (Быстро.)

4. Засучив рукава. (Хорошо работать.)

5. Спустя рукава. (Плохо работать.)

6. Прикусить язык. (Замолчать.)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи.)

8. Морочить голову. (Обманывать.)

9. Сломя голову. (Быстро.)

10. Зарубить на носу. (Запомнить.)

11. При царе Горохе. (Давно.)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал.)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно.)

14. Мороз по коже пробежал. (Очень испугаться.)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет слуха.)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать.)

5 конкурс. Фразеологизмы.

Объясните значение фразеологизмов. Как они появились?

  1.  «Бить баклуши». («Бить баклуши» значит бездельничать. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки кустарей «били баклуши», то есть кололи из липы чурбанчики – заготовки для мастера – ложкаря. Эта работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья – подростки. Бить баклуши было занятием пустяшным, безделицей. Отсюда и выражение «бить баклуши» стало употребляться в значении «бездельничать»)
  2. «Витать в облаках» - пребывать в мечтательном состоянии, предаваясь бесплодным мечтаниям, не замечая окружающего.
  3. «Ни к селу, ни к городу» - совершенно некстати, невпопад.
  4. «Не по зубам» - не хватает, не достает умения, способностей.

 

6 конкурс «Примета времени». В нашем мире каждая эпоха рождает новые слова, которые часто звучат по радио, телевидению, встречаются в прессе, а затем и у нас на устах. Попробуйте из предложенного ряда букв составить то слово, которое имелось в виду первоначально.

изавипцяитар        ажирб    кмюптеорь   цаикя

приватизация        биржа    компьютер   акция

ВЕДУЩИЙ: Пока в жюри совещаются, мы с вами, дорогие болельщики, поиграем в игру «Ох! Да так просто!» Я буду задавать вопросы, а вы — быстро отвечать. Того, кто наберет больше всех очков, ждет приз. Приготовились и сосредоточились:

1. Какое   слово   всегда   пишется   неправильно? (Неправильно)

2. Какая   рыба    называется   именем   человека? (Карп)

3. Какие цветы носят человеческие имена?   (Роза, Вероника, Иван-да-Марья, Василек и др.)

4. Какая   птица   носит   название   танца?    (Чечетка)

5. Какая птица  носит фамилию известного  русского писателя?  (Гоголь)

6. В  названии  какой  птицы  40 букв?   (Сорока)

7. Какие    города    носят    названия    рыб?    (Судак, Калуга)

8. Какие   города   носят   названия   птиц?   (Орел, Сокол)

7 конкурс

Буквы разбежались по листу, расшалились. Ребята, составьте слова из этих букв.

Ш  О  Н  У  С  Е  С  Я  Б  А  О  С  А  Ь  О  Н

(шуба, слон, осень, оса)

С  О  П  О  К  Л  Н  С  Н  Е  В  Е  Т  А  Г

(снег, поле, весна,  кот )

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, уважаемые команды! Мы подошли к последнему,

 8 конкурсу «Фото на память». Представьте, что вы пришли в фотомастерскую и хотите сделать семейный снимок. Как вы расположитесь, какие примете позы? Покажите! Пока одна семья показывает, другие — внимательно смотрят и запоминают. А вот сейчас главное задание: «фото» нарисуйте сами, а мы установим схожесть с копией. Первая команда рисует фото второй, и наоборот, третья — четвертой, и наоборот.

Жюри оценивает получившиеся «фотографии». Затем эти импровизированные снимки команды дарят друг другу. Подводится общий итог всей игры, награждаются победители.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно, весело и радостно, мы очень рады! Пусть эти конкурсы найдут свое повторение в ваших семьях, когда в доме — праздник, пусть возникнут новые варианты у тех или иных заданий. И пусть всегда к вам на помощь приходит книга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..

С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....

Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"

Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний....

Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной...

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конкурсный урок по русскому языку

Конкурсный урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Объявление как жанр речи"...

Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"

В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....