Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Белова Наталия Ивановна

Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам.                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце».

Цель: сформировать твердое представление о правописании мягкого знака у имён существительных после шипящих  на конце.

Задачи: способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам.                                                                                            Развивать память, мыслительные операции: аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес, развивать орфографическую зоркость, речевые умения.

Оборудование:

  1. компьютер, проектор;
  2. лесенка для рефлексии;
  3. герои на магнитах.
  1. Самоопределение к деятельности.

     Мы урок начнём с разминки.
    Выпрямляем свои спинки,
    На носочках потянулись,
    Вправо-влево повернулись
    И друг другу улыбнулись.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Нам урок пора начать.

     Дети рассказывают правила работы в группе.  Слайд

                      ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.  

1. Каждый старается для всех;

2. Важно быть внимательным к товарищам: в группе ты не один, каждый хочет сказать, принять участие в работе.

3. Есть время обсуждения в группе и бывает рабочий шум; не забывай -  что другие группы тоже работают. В шуме плохо думается.

4. При отчете других групп – выслушай всё и пойми, а потом выскажись сам.

5. Чтобы каждый сказал, распредели роли выступающих в своей группе. (памятки лежат у каждой группы, которые организовались на предыдущих уроках)

- Если вы уже настроились на урок русского языка и готовы активно работать, прошу выпрямить спину, сесть как школьники, поднять глаза.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Каллиграфическая минутка.  Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:

Слайд

товарищ

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. Этот рисунок я убираю и называю геометрические фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Вы должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово.

Слайд

        багаж

                                     карандаш

Запишем эти слова в тетрадь.

Словарный диктант: запишите слова, которые я буду диктовать в две колонки. В одну колонку - где мягкий знак показатель мягкости, в другую - где играет разделительную роль. (Один ученик объясняет у доски)

Крыльцо, перья, льем, кольцо, жилье, вьюнок, жизнь, робость, лисья (шуба),самостоятельно без объяснения: тишь, пляж.

Куда вы записали эти слова?

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, в чем возникло у вас затруднение? (Какую роль играет мягкий знак в этих словах и нужен ли он там?) Чем это задание отличается от других? (Это мы еще не изучали)

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Помогите мне сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться сегодня?

Учитель фиксирует название темы на доске:

Правописание мягкого знака на конце слова после шипящих …

А в каких случаях может писаться мягкий знак, а когда нет – мы узнаем в течение урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, давайте разобьемся на группы.

Каждая группа работает за отдельным столом.

Подойдите к рабочим местам.

Выберите в каждой группе ответственного за написание выполненного задания.

Выслушайте задания:

- На карточке даны слова с шипящим на конце. Ваша задача разделить их на две группы, проанализировать слова каждой группы, выделить общие признаки, догадаться, каким правилом руководствовались знатоки русского языка при написании этих слов. Сформулируйте это правило и запишите на отдельном листе.

Слова: ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь.

Работа  в группах.                                                                                                      Затем каждая группа представляет свое правило. Если учащиеся не справляются с данными заданиями, то можно предложить вариант подводящего диалога.

Знакомство с правилом  на странице учебника.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Ученики записывают слова на доске с комментированием.

Сейчас вам нужно будет подобрать синонимы - существительные с шипящими на конце. Определив нужное слово, запишите его в нужный столбик. Подпишем столбики.

ж. р. - Ь

м. р. - Ь

Неправда, призыв, здоровяк, сила, граница, состоятельный человек.

ложь

клич

мощь

крепыш

богач

рубеж

Следующее упражнение мы проговорим друг другу в парах.

Запиши слова, через тире, поставь существительное в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.    Слайд

Скрипачи -

                         обручи -

Моржи -

                         гуаши-

Печи -

                         ключи-

Ночи -

                         вещи-

Меняемся парами.

*Подчеркни только слова на наше правило. Спиши в тетрадь нужные словосочетания. Обозначь орфограмму, укажи род.      Слайд

Купиш* горох*, посееш* пшеницу, построить шалаш*, приколю брош*, выращу рож*, поднимеш* палец*, найти меч*, люблю молодеж*, увидиш* колодец*, услышу мыш*.

Проверка.

Построить шалаш (м. р.), приколю брошь (ж.р.), выращу рожь (ж. р.), найти меч (м.р.), люблю молодежь (ж.р.), услышу мышь (ж.р.).

Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо.                                                                            Закачалось деревцо.                                                                                      Ветер тише, тише, тише                                                                                         Деревцо всё выше, выше.

А теперь я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы приседаете, если услышите существительные мужского рода - хлопок над головой. Дичь, чиж, дочь, врач, кулич, лещ, помощь, душ, туш (которой красят ресницы), полночь.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа на карточке, где ответы (мягкие знаки) подвернуты. Эту карточку нужно приложить к полям в тетради и где нужно на полях написать ответы.

Врач  

Грач  

Реч  

Ь

Чуш  

Ь

Суш  

Ь

Меч  

Матч  

Вещ  

Ь

Лещ  

Лож  

Ь

Сэндвич  

Помощ  

Ь

Печ  

Ь

Товарищ  

Молодеж  

Ь

Проверь себя сам.

Откройте завернутую часть карточки и проверьте, правильно ли вы расставили мягкие знаки.

Если задание выполнено верно, поставьте себе “+” на полях.

Если допустили ошибку, то исправьте ее. Постарайтесь понять, в чем вы ошиблись и не повторить ошибку в других заданиях.

- Поднимите руку у кого была ошибка?

- Почему она была допущена?

7. Включение в систему знаний и повторений.

Составьте предложения из слов.  Слайд                                                            Один, откроет, ключ, только замок.                                                  Возглавляет, ноты, все, ключ, этот.      

Нужен, ключ, слесарю, гаечный.             

Чем похожи все эти предложения? Там встречается слово “ключ”.

А как же разобраться о каком ключе идет речь? (Надо прочитать все предложение)

Как называются слова, которые могут иметь несколько значений? (Многозначные)

Давайте прочитаем страничку из словарика синонимов и антонимов.

Часть 5. Многозначные слова и скажите, какой еще бывает ключ. (Который бьет из-под земли и можно построить дом под ключ)

9. Итог урока. Рефлексия.    Слайд.

- В чем мы затруднялись в начале урока? (Мы не знали, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных, а когда нет)

- Какой же вывод мы сделали? (У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Он играет формообразующую роль)

- Достигли ли мы цели урока?

- Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.

- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.

- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении - на третью ступеньку.

- Если вам нужно еще раз послушать обьяснение, так как вы не понимаете как действовать – на четвертую.

Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему.

10. Домашнее задание.

Сочинить сказку, которая поможет запомнить  правило про мягкий знак.

Спасибо за дружную работу на уроке! Многие шли вперед, думали, рассуждали, проговаривали, что и помогло им сегодня получить прочные знания.

Г

Б

А

А

Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"...