Конспект Гласный звук {э}, буква Ээ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конанова Татьяна Александровна

обучение граммоте

                                                                             

Тема: Гласный звук [Э], буква Э э.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                                             

Тема: Гласный звук [Э], буква Э э.

Цель: Ознакомление с гласным звуком [Э], буквой Э э.

Задачи:

  1. Познакомить детей с гласным звуком [Э], буквой Э э. 
  2. Раскрыть значимость буквы.
  3. Формировать и совершенствовать навык чтения.
  4. Обучить детей правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.
  5. Развивать речь в ходе беседы, память, мышление.
  6. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: картинки из сказки «Дюймовочка», букварь, картинка буквы Э, рабочая тетрадь, книга «Дюймовочка».  

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Организация детей



2.Сообщение темы и целей урока


















Игра «Узнай  звук »








3.Изучение нового материала









работа в парах















физкульт-

минутка






























































4. закрепление изученного






5.Итог урока






6. Рефлексия.

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

Ребятки, посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.


Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Итак, а сейчас глазки подняли на меня, и послушайте отрывок из этой сказки.

…Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов...

- Итак, как зовут друга Дюймовочки?

-Определите  звук  в слове Эльф, с которым мы ещё не знакомились и сформулируйте тему  урока .



 (Если в слове есть звук [ э ] дети хлопают, если нет – топают.)

Эму, ёлка, поэт, юбка, эхо, щётка, ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.



- Есть ли в нашем классе дети, в именах которых есть звук [э]?

- Какой это звук гласный или согласный?

А как вы догадались?

  1. Можно петь;
  2. Нет преград при произношении;
  3. Образует слоги.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э].

А давайте посмотрим, как он обозначается на письме (вывешивается карточка с буквой Э).

 Итак, на что похожа буква Э?.

Сконструируйте букву Э из ниточки.



Посмотрите, как обозначается письменная буква Э и как печатная. Чем они отличаются?

У письменной есть наклон и верхняя часть уже, чем нижняя.

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

- Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

Молодцы! Очень хорошо.  

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
.

Ребята, случилось что-то непредвиденное. Оказывается буква Э у нас ворчливая.

- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.

- Посмотрите какое место буква Э занимает на ленте букв.

Ребятки, давайте придумаем слова на букву Э.

Хорошо. Молодцы.

А теперь мы будем учиться читать эту букву.

Оказывается Эльф и Дюймовочка у нас в гостях. Откройте букварь на стр.33. Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы научились читать.

На доске написаны слова, давайте их прочитаем:

ЭМ   АУ    УМ                  ОНА     МНУ   Анна

ЭН    НА    УМНА             ОН       ЭМУ  Эмма

- Почему слова Анна и Эмма написаны с большой буквы? (картинка девочка)

Сколько слогов в слове Эмма?

- Какой первый слог?

- Какой второй?

Давайте прочитаем предложения.

Это Эмма.

- Почему первое слово с большой буквы?

- А второе?

- Сколько слов в предложении?

- Что ставим в конце?

Придумайте второе предложение.

 У Эммы   _________   _____________.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на которой изображена птица. Эта птица называется эму. Почему мы пишем с маленькой буквы?  

Эму – это птица, покрытая перьями. У нее длинные ноги, которые помогают ей быстро передвигаться. Живет она в Австралии.

 Какие ещё слова кроме имён пишутся с большой буквы?



Итак, давайте составим схемы слов Эмма и эму.

- Есть ли между этими словами разница? Какая?

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп (присели)

Немного отдохнем.

Итак, а сейчас открываем наши рабочие тетрадочки.

Выполняем задание под №4. Найди и обведи букву Э.

№5. Найди закономерность (напечатано на доске). 2 столбик выполнить дома.

-Назовите первый  звук  в слове ЭХО. ( Звук  [ э ].)

-Охарактеризуйте его.


-Какой  буквой  его обозначают?


-На следующем  уроке  мы узнаем, что  звук  [ э ] прячется не только в  букве  Э.


 

На партах у каждого из вас лежат звезды. Если на уроке вам было комфортно, получили удовлетворение от работы, то возьмите улыбающуюся звёздочку. Кто испытывал затруднения, чувствовал себя неуверенно, поднимите звездочку без улыбки.




Приветствие.


Дюймовочка.







Слушают.








Эльф.

[э]

Тема  урока :  Звук [э ] и  буква , которая его обозначает.)



играют






(Эля, Элина)


гласный







рассказывают друг другу на что похожа


конструируют




сравнивают две буквы






Дети заучивают стихотворение



















смотрят




придумывают слова






читают












два



Это название птицы, а не кличка.





открывают , выполняют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4bb0-0a01-0180-0139-0fcaf3887cdd/%5BNS-RUS_1-20%5D_%5BQS_171%5D.html


 

Эму – 3 звука, Эмма – 4. Эмма – имя девочки, а эму – название птицы.










выполняют задание в тетради




( Звук  [ э ] состоит из голоса, он  гласный .)

(  Звук  [ э ] обозначают  буквой   Э )




оценивают свою работу

Л.  Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.















Р. Принимать и сохранять учебную задачу.






















К. использовать речь для регуляции партнёра, контролировать действия партнёра.





























































рег.


















П. умение сформулировать вывод по всему уроку .











Р. Умение себя оценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...