Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Проведен в 4-а классе

Учитель Кузнецова А.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку521.5 КБ
Microsoft Office document icon Стихотворение к уроку24.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Галина Милова Зима В ее ветрах раздолье слышится, В повадках – молодость сама. Как вольно мне с тобою дышится, Родная русская зима!

Слайд 3

ПТИЦЫ

Слайд 4

За крайн … избой дальн … деревушки виднелось широк … поле. На просторн … равнине, у заснеженн … дороги, стояла бел … береза.

Слайд 5

Пословица Зима лето пугает, а все равно тает. Лют … зима тепл … лето пугает, а все равно тает.

Слайд 6

УРОК У- Р- О- К- УМНЫЕ РЕШИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ



Предварительный просмотр:

КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»

Проведен в 4-а классе

Учитель Кузнецова А.Ф.

Москва 2012

Цель:

обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе

Оборудование урока:

- ПК

- Экологическое панно

- сенсорные коромысла

- офтольмо тренажер.

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

Скороговорка (прошагивание)

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Учитель. Когда заяц бывает белый?

Дети. Зимой.

II. Сообщение темы урока. Слайд 1, Слайд 2

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном: особенности склонения имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Урок сегодня будет необыкновенным. Я приглашаю вас в путешествие.

  1. Повторение.

Учитель. Перед дальней дорогой немного разомнёмся и выполним некоторые задания.

Словарный диктант.

Учитель. Я буду описывать предмет, а вы должны написать его.

 а) Огромный населённый пункт с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. Каждый такой населённый пункт имеет своё название. (город).
б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одно- или двухэтажными кирпичными или деревянными домами (деревня).
в) Это место, где человек родился и вырос, где он живёт и трудится, где живут близкие ему люди (Родина).
г) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Главный город нашей страны (Москва).
д) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный город страны»? (столица).
е) Какой язык является государственным в нашей стране? (русский).
ж) Любимое дерево нашего народа, воспетое в рассказах, песнях, стихах. У него белая кора с тёмными отметинами. (берёза)

Объясните правописание слов. Какой темой можно объединить все эти слова? (Россия) Перед вами слово «Россия» (карточка на доске). Почему оно написано с большой буквы?

Чистописание.

Вспомним, как нужно правильно писать заглавную букву «Р». Сколько элементов её составляют? Какие?

Напишите букву одну строчку.

С точки зрения русского языка слово Россия словарное. Какую букву нужно запомнить? (о) Какую ещё особенность имеет написание этого слова? (сс)Напишите правильно слово «Россия» несколько раз на следующей строке.

III. Основная часть.

Учитель. Россия – это страна, в которой мы живём, наша Родина. Я предлагаю вам послушать стихотворение и ещё раз ответить на вопрос, что такое Россия. Ученик читает наизусть стихотворение:

Что такое Россия наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных.
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.

Как вы теперь ответите, что такое Россия? А путешествовать мы будем по стране которая живёт в сердце каждого из нас с самого раннего детства. Страна называется «Устное народное творчество» .

Произведения какого жанра относятся к устному народному творчеству?

Дети. Песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки.

1. Упражнение в склонении имён прилагательных.

Какая первая «остановка»? (Певучее село).Назовите имя прилагательное. Какое окончание? Почему? Как вы думаете, что любят делать житель этого села? Они предлагают вам послушать русскую народную песню Когда будете слушать, подумайте, какие имена прилагательные можно подобрать, чтобы описать мелодию этой песни (слушание).

Понравилась песня? Какая мелодия? Кто автор этой песни? (русский народ) Как вы думаете, легко ли сочинять песни, каждый ли может это делать? А каким свойством, даром должен обладать человек, чтобы сделать что-то выдающееся? (талантом) Каким был русский народ? У каждого из вас на парте листок. Какое словосочетание на нём написано? (талантливый русский народ)

  1. Работа в парах.

Назовите имена прилагательные. Определите род,выделите окончание. Какое задание нужно выполнить? (просклонять имена прилагательные)Какая часть слова изменяется при склонении? (окончание) Допишите окончания на листах.

талантливый русский народ

И. п. какой? талантлив… русск… народ
Р. п. (нет) какого? талантлив… русск… народа
Д. п. (дать) какому? талантлив… русск… народу
В. п. (вижу) какой? талантлив… русск.. народ
Т. п. (доволен) каким? талантлив… русск… народом
П. п. (думаю) о каком? талантлив… русск… народе)

В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одинаковые вопросы? (И. п., В. п. )

Какие имеют окончания? (-ый, -ий, -ой). Назовите окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже? (-ого, -его) В дательном падеже? (-ому, -ему) В творительном падеже? (-ым, -им)В предложном падеже? (-ом, -ем) Прилагательные какого рода склоняются так же, как и прилагательные мужского рода? (среднего рода) Что значит «склоняются так же"? (отвечают на те же вопросы и имеют те же окончания)

3. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных,определении падежа.

Продолжаем наше путешествие! Где мы теперь оказались? (пришли в «Загадочный лес») Назовите имя прилагательное. Какое окончание оно имеет?Почему? Что «приготовил» для вас лес, если он«загадочный»? (загадки)  Слайд 3

Работа с панно (ответ на панно)

Бела как снег, черна как жук,

вертится как бес и повертка в лес (сорока).

Он по рабочему одет, удобно,

просто, ловко. На нем малиновый берет

и пестрая спецовка (дятел).

Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет крошки собирает (воробей).

Сидит бабушка в очках на ореховых сучках (сова).

Учитель. Сорока, дятел, воробей, сова. Кто это?

Дети. Птицы.

Учитель. Какой частью речи выражены?

Дети. Именем существительным.

Учитель. Чтобы эти птицы были красочными, подберите на коромыслах к ним имена прилагательные.

На коромыслах: белобокая, шустрый, тихая, спящая, бойкая, красногрудый, звонкая.

Учитель. Какой делают нашу речь имена прилагательные.

Дети. Точной, яркой, выразительной.

Учитель. Эти птицы ценные защитники леса.

  1. Физминутка (диаграмма).

Я узнал, что у меня есть огромная семья.

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок.

Солнце, небо голубое – это все мое родное.

Это Родина моя. Всех люблю на свете я.

V. Упражнение в соотнесении падежа и имени прилагательного.

Учитель. Ни одна пора года не может сравнится по красоте и великолепию с белоснежной, нарядной зимой. Зима как заботливая матушка, укрыла всех своим белым покрывалом.

А сейчас мы оказались на «Сказочной поляне», в царстве сказочной снегурочки. Назовите имя прилагательное в этом словосочетании. Какое окончание? Почему?

Кто такая снегурочка?

Дети. Девушка.

Учитель. Какая она?

Дети. Нежная, добрая, приветливая, заботливая. Такой она представлена в русских народных сказках.

Учитель. С чем можно сравнить березки на сказочной полянке. Примените прием олицетворения.

Дети. С девушками, нежными, стройными, красивыми; стоят, словно невесты в подвенечных платьях.

Учитель. А недалеко от поляны сосновый бор. Защитник, нежных, стройных берез. Сосновый бор величавый, стройный.

Лес дарит здоровье радость успокоение.

Физминутка. Бегущие огоньки.

Учитель. Чтобы выйти с поляны, нужно выполнить задание.

На мониторе текст. Слайд 4

За крайней избой дальней деревушки виднелось широкое поле. На просторной равнине, у заснеженной дороги, стояла белая береза.

Напишем выборочный диктант. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Я буду читать предложения, а вы должны выписать из него словосочетание: прилагательное и существительное, с которым оно связано… Прочитайте словосочетания…Определите падеж прилагательного и выделите окончание… как определить падеж имени прилагательного? Что помогает правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Как пишутся безударные окончания имён прилагательных? (так же , как ударные).

  1. Учитель. Мы покидаем сказочную поляну и возвращаемся в город пословиц.

Пословица – замечательное творение русского народа – короткая фраза говорит о многом. Слайд 5

Зима лето пугает, а все равно тает.

Объясните смысл пословицы. Примените имя прилагательное к этой пословице (холодная, лютая, теплое, жаркое).

Лютая зима теплое лето пугает, а все равно тает.

Назовите словосочетания прилагательных с существительными.  Запишите предложение. Разобрать предложение по членам предложения и определить части речи.

Заключение.

Запишите домашнее задание.

Стр. 48, упр. 371, по заданию.

Учитель. Вот и окончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что запомнилось? Какие задания показались трудными? Знания, о какой части речи мы обобщили? Как нужно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

Вы были хорошими «путешественниками»: быстро и правильно выполняли задания, отвечали без ошибок на трудные вопросы, помогали друг другу.

Давайте определим какими вы были на уроке. Слайд 6

У – умные

Р – решительные

О – общительные и образованные

К – культурные.

Вы были такими, какими подобает быть девочками.

Большое спасибо за хорошую работу!