Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Якаева Надежда Максимовна

 

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра  на уроках обучения грамоте и русского языка.

 

         1. Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных

                способностей детей младшего школьного возраста.

     

        Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

       Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)

        Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра. игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

       Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харазина, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова.

        Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выгодский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период. А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

      Л.С. Выгодский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…”

      Существует несколько видов игр и каждый вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.

       Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:

1)   игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2)    освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

 В ходе анкетирования учащихся были получены следующие данные:

«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)

Тип урока

1.-главное, чтобы было интересно

2.-с использованием игры

3-с использованием таблиц, схем, рисунков

Количество выборов: 1 – 4, 2 – 1, 3 – 1.

 Таким образом, 66,6 % детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.

Диаграмма анкетирования учащихся

      2.  Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников

      Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

       В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

      В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

       Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории зависит процесс обучения.

         В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

       Мы выяснили, что игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Но не стоит забывать о том, какие интересы у младшего школьника в наше время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры, компьютерные игры, многие родители страдают от того, что ребёнок не хочет ничем больше заниматься кроме компьютера. Соответственно привлекать внимание к обучению следует через компьютерную реализацию дидактических игр т.е. развивать интеллектуальные способности реализуя дидактические и развивающие игры в компьютере.

     

Результаты исследования до и после  применения дидактических игр.

      Наблюдалось:  у 2 учеников активность превысила отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети часто задают большое количество вопросов. Могут самостоятельно выполнить учебные задачи.

      У 4 учеников активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом. При выполнении учебных заданий им необходима помощь.

     И у 2 учеников отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности познания. Самостоятельно выполнять задания они не могут.

      Анкетирование показало, что большинству детей нравится учиться, но они испытывают трудности в обучении, связанные с усвоением нового материала, невозможность самостоятельного выполнения сложных заданий.

   

 Результаты после применения дидактических игр.

      Анализ показал следующие результаты:

     У 5 учеников активность превысила отвлекаемость, и только у 1 ученика отвлекаемость превысила активность познания.

Диаграмма уровня мотивации учащихся

до и после применения дидактических игр

     

 3. Дидактические игры как средства активизации познавательной

           деятельности младших школьников как условия успешности  

           обучения.

      Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

            В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

    В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л.С.Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития» [ Вместе с тем, опыт показывает, что задача педагога при применении игровых приемов заключается прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приемами обучения. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а, наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой — задачами, решаемыми педагогом. Яркий пример рационального использования игровых приемов в современной педагогической практике — так называемый социоигровой стиль обучения; его активная разработка в последние годы проводится В.М. Букатовым и А.П. Ершовой.

Все более распространены в начальной школе используются на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровые формы, или игровое оформление любого вида деятельности — учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия — в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания», «Царство Берендея» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

     Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности

      Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

      Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

      Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

       Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

      Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

     В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

        Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками .

    С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру.

        Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

       К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

       Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

        Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

         Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

         Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

        В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

      Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

     Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

        Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

         Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

    Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

       Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

       Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического Их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетаний с обычными дидактическими упражнениями.

      Как я уже отмечала выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

    К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

       Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

·   Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.

·   Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

·   Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

         Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

         Дидактическая игра выполняет несколько функций:

·   обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

·   ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

·  мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

      Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

      Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

         Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

        Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
       Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

       Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

      Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

       Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

        Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

       Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

      Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
      Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

       Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

     Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

     Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

      Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

      Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.

      Из бесед с учителями начальных классов установлено, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся

      4. Использование дидактических игр на уроках обучения грамоте

             и     русского языка.

      Основная трудность начального периода обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием его учебной деятельности — они не соответствуют друг другу. Хотя побуждать к учению должно именно содержание учебной деятельности ребенка. При поступлении ребенка в школу существуют значительные трудности его адаптации: освоение им новой роли — роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями. Преодолению этих трудностей способствует дидактическая игра.

Оценивая роль дидактической игры, А.В. Запорожец подчеркивал: «...необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему развитию ребенка».

Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат.

Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Основными функциями дидактической игры является формирование:

-        устойчивого интереса к учению; снятие напряжения,

     связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

    - психических новообразований;

- собственно учебной деятельности ребенка;

-общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;

    - навыков самоконтроля и самооценки;

-        адекватных взаимоотношений и освоения социальных
ролей.

      Ценность дидактической игры мы определяем не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываем то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываем  следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
  2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  3. Понятна ли она для учащихся моего класса?
  4. Все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?
  5. Подведение итогов игры.

      Дидактические игры помогают нам  в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность. В игре “Минутка”, например, дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

      Гномик Минутка ежедневно напоминал ребятам: “Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке; книжки, ручки и тетрадки?” У гномика в руках часы - циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10 - 15 с) дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.

    Подобная игра проводится и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по - порядку, книгу, ручку и тетрадку”. Элемент соревнования “Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?” - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.

    Гномик Минутка помогает и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Игра “Что можно сделать за одну минуту?” (прочтение текст, решить несколько примеров, написать текст и т.д.) помогает без нравоучений, в игровой форме помочь детям становиться учениками. С участием гномика Минутки проводилась работа по тренировке памяти и развитию внимания. Эта работа проводилась в системе. Игровые занятия усложнялись. Например, игра на развитие памяти “Успей запомнить за минуту”, начиналась с простого вопроса “Сколько слияний ты запомнил с гласной о?” (На доске 10 слияний). “Кто больше слов запомнит из “волшебной” шкатулки?” (“Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите”).    “Кто больше всех запомнит слов-описаний - котенка?” (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается).

    Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующие слова”. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся, к этой же группе предметов и называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик. - Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев и т.д. Первое время дети могли назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года 7-8 слов.   

    Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: “Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же я портрет рисую?”. Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей. “У него светлые волосы, голубые глаза, светлая и веселая улыбка. На нем коричневая рубашка и синие брюки” и т.д. Обычно дети без труда узнают, о ком идет речь.

        Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

     

 Заключение

      В процессе работы над темой, на основе рассмотренной мной  психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, по опыту своей работы,  я  пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

       Проанализировав свою работу я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

      В ходе  обучения детей я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

      Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

      Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

                                             

Приложение 1.

                         Игры на уроках обучения грамоте

Игры на развитие слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

У кого хороший слух?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог показывает картинки и называет изображенные на них предметы. Дети должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук, заданный учителем в начале игры.

Кто в домике живет?

Оборудование: набор предметных картинок; домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок.

Педагог предлагает детям рассмотреть набор картинок и назвать изображенных на них животных. Далее он говорит, что в домике могут жить только те животные, в названиях которых есть звук [с] ([л], [к], [ р] и т.д.). Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик.

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

Продолжай!

Ученики делятся на две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука, например со звука [а] — астра, армия, Анна. Представители команд по очереди продолжают подбирать слова, начинающиеся с этого же звука. Повторять уже названные слова нельзя.

Побеждает команда, придумавшая последнее слово.

Загадки Петрушки

Учитель читает письмо, которое пришло от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды — нынче их очень много. Отгадайте, какие это грибы, если в их названии есть звук [р] (рыжики, сыроежки, боровики), звуки [с] и [с'] (сыроежки, маслята, лисички). Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук [к]» (костяника, черника, земляника)?

                                                                Цепочка

Один игрок (педагог или ребенок) называет слово, другой подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает следующий участник и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Задача игры — не разорвать цепочку. Допустивший ошибку игрок по окончании игры платит фант, например, придумывает несколько слов на заданный звук.

Сколько точек столько звуков

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.

Построим пирамиду

Оборудование: рисунок пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата — кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три и два; заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки тех же размеров, что и квадраты пирамиды.

Учитель предлагает детям построить из картинок пирамиду. Он объясняет, что в ее основании должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют четыре звука, и т.д.

Затем педагог поочередно вызывает учеников. Каждый ученик выбирает картинку, отчетливо произносит слово — название картинки, определяет в нем число звуков. Если картинка подходит, ученик вставляет ее в соответствующий кармашек пирамиды.

Красный — синий

Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока.

Педагог произносит гласный звук, ученики повторяют его,
поднимая красный кружок. При произнесении учителем со
гласного звука дети поднимают синий кружок. За каждую
ошибку игроки платят фант.        ,

Найди картинке ее домик

Оборудование: предметные картинки; два картонных домика с кармашками для них и с кружками — на одном домике красного цвета, на другом — синего.

Примерные картинки: утка, ослик, кот, флажок, утюг, ваза, груша, альбом, жук, мак, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз.

У педагога на столе стопкой лежат картинки изображением вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картинку, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в домик с синим или красным кружком. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревнование.

Твердый — мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название: у одной оно начинается на мягкий согласный звук, у другой — на твердый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда — на твердый. За каждое правильно названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.

Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика — конверт с несколькими (три — пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы, так чтобы не осталось лишних элементов.

Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

Вариант 1. Каждому ряду учеников дается набор букв — по одной букве на ребенка. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.

Вариант 2. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети должны самостоятельно определить, что это за слово, и выстроить соответствующую шеренгу.

Наоборот

Оборудование: мяч.

Вариант 1. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч кому-либо из игроков. Игрок ловит мяч и, называя парный согласный, бросает мяч учителю.

Вариант 2. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает ученику мяч. Ученик ловит мяч и, называя слог парным согласным, возвращает мяч учителю. Игра оценивается по числу правильных ответов.

                                     Приложение 2.

Игры на уроках русского языка

Игры на развитие слухового восприятия, навыков слогового анализа и синтеза

Кто в каком домике будет жить?

Игру можно проводить в форме соревнования команд.

Педагог рисует на доске три домика — в них будут жить животные. В первом — те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.

Выигрывает команда, предложившая большее других слов — названий животных.

Путаница

Оборудование: наборы слогов.

Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.

Словесное лото

Оборудование: карточки со слогами ба, бо, бы; ва, во, ей, вы; да, ди, до, ды и т.д.; 6-8 карточек с изображением звездочек и большие (контрольные) карты по числу играющих, на которые каждый игрок будет накладывать составленные им слова.

Карточки со слогами раздают по 8-12 штук участникам игры. Оставшиеся карточки кладут на стол стопкой буквами вниз. Играющие раскладывают перед собой полученные карточки лицевой стороной вверх.

Ведущий снимает со стопки верхнюю карточку и громко читает написанный на ней слог. Каждый играющий старается как можно скорее найти такой слог, который вместе с названным образует какое-либо слово (имя существительное в именительном падеже), например: ко-ма-ры, фа-ра.

Звездочка на карточке заменяет любой слог, поэтому тот, кому попадается такая карточка, оказывается в преимущественном положении. Тому, кто первый назовет подходящее слово, ведущий отдает свою карточку. Составленное слово нужно выложить на своей контрольной карте.

Побеждает тот, кто раньше всех заполнит свою контрольную карту составленными словами.

Сложи имена

Оборудование: конверты с набором слогов для каждого игрока: Ва, Све, Те, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.

Игроки составляют из слогов, находящихся в конвертах, имена детей. Слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова.

Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

Слоговая цепочка

Педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам, например: ок - но. Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок - но; но - pa; pa - на; на - вес.

Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и назвал больше всех слов.

Кто быстрее?

Оборудование: слова, написанные на доске в два-три столбика (по числу рядов-команд).

Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова число слогов в нем. За каждое правильно указанное число слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперника ошибки.

Скажи наоборот

Оборудование: мяч.

Примерный материал: шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье.

Педагог объясняет детям правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад.) Учитель заранее подбирает слова, потому что игра должна идти в быстром темпе. Тот, кто затрудняется подобрать антоним, платит фант.

Кто внимательнее

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями: Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).

Класс делится на три команды. Все игроки внимательно слушают, какое слово назовет учитель, и, определив род этого слова, поднимают соответствующую карточку.

Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Кто быстрее?

Оборудование: карточки со словами — существительными первого, второго и третьего склонения.

Педагог делит поровну между тремя учениками набор карточек со словами-существительными. Ученики, просмотрев свои карточки, определяют, существительные какого склонения они будут собирать. Далее они начинают по очереди меняться карточками.

Выигрывает тот игрок, кто первым соберет полный комплект карточек с существительными того или иного склонения.

Игры на закрепление зрительного образа букв и алфавита, развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Поможем зверям

Оборудование: картинки животных с подписями.

Примерные картинки: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, енот, пантера, еж, носорог, шакал, рысь, хорь, антилопа и др.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названиями животных в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Наборщики

Оборудование: комплект букв для каждого ученика.

Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них, и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку).

Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее число очков.

Угадай предмет

Оборудование: набор предметных картинок, на обратной стороне которых написана первая буква слова — названия изображенного на картинке предмета. Остальные буквы слова обозначены точками. Картинки прикрепляются на доску обратной стороной.

От каждого ряда ученики по одному выходят к доске и записывают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответствует изображению на картинке, ее забирает ученик.

Выигрывает ряд, сумевший получить большее число картинок.

Буквенная эстафета

Класс делится на несколько групп по четыре человека. Для каждой группы учитель называет первую букву слова Первый ученик группы записывает букву и дописывает еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.

Выигрывает группа, которая первой правильно написала слово.

Какие животные спрятались в чемоданах?

Педагог на доске схематически рисует чемоданы, на которых пишет буквы: о, к, а, к, ш, е, у, т, п, х и др. Дети должны прочитать названия животных, «спрятавшихся» в чемоданах.

Выигрывает тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Подвижные буквы

Оборудование: карточки со словами и набор букв для каждого ученика.

Примерные карточки: липа — пила, кот — ток, нос — сон, лапка — палка, рано — нора, лес — сел.

Каждый ученик получает карточку с напечатанными на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово.

Выигрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Игры на формирование знаний о частях речи и их признаках

Из отдельных частей собери предмет скорей!

Водящий выходит из класса. В его отсутствие дети загадывают какой-либо предмет. Водящий возвращается в класс, и ему называют части предмета до тех пор, пока он не отгадает предмет.

Отгадавший называет следующего водящего.

Один — много

Оборудование: мяч.

Ведущий (педагог или ребенок) бросает мяч кому-либо из детей и называет один предмет. Ученик, поймавший мяч, должен назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч учителю.

Ученик, давший правильный ответ, получает фишку.

Скажи наоборот

Оборудование: мяч.

Примерный материал: шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье.

Педагог объясняет детям правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад.) Учитель заранее подбирает слова, потому что игра должна идти в быстром темпе. Тот, кто затрудняется подобрать антоним, платит фант.

Кто внимательнее

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями: Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).

Класс делится на три команды. Все игроки внимательно слушают, какое слово назовет учитель, и, определив род этого слова, поднимают соответствующую карточку.

Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Кто быстрее?

Оборудование: карточки со словами — существительными первого, второго и третьего склонения.

Педагог делит поровну между тремя учениками набор карточек со словами-существительными. Ученики, просмотрев свои карточки, определяют, существительные какого склонения они будут собирать. Далее они начинают по очереди меняться карточками.

Выигрывает тот игрок, кто первым соберет полный комплект карточек с существительными того или иного склонения.

Вставь слова

Оборудование: карты с предложениями, в которых пропущены слова, и карточки-вкладки, на которых написаны недостающие слова. В картах с предложениями имеются разрезы, а на карточках-вкладках — заостренные уголки. Все карты разного цвета. Цвет вкладок соответствует цвету карт.

Вкладки для карты 1: Васильков, васильков, Морозов, морозов, Горшков, горшков, Поля, поля, Муравьев, муравьев.

Карта 1

Сережа ... не боится ... . Игорь ... наблюдал ... . Витя ... нарвал букет ... . Иванова ... возвратилась с Юра ... принес пять ... .

Вкладки для карты. 2: Скворцов, скворцов, Рыбаков, рыбаков, Арбузов, арбузов, Пастухов, пастухов, Кости, кости.

Карта 2

Лева ... делал домик для ... . Олег ... был у ... . Андрюша ... любил слушать рассказы ....

Толя ... привез много ... . У ... в руках ... .

Вкладки для карты 3: Роман, роман, Кузнецов, кузнецов, Шарик, шарик, Окуньков, окуньков, Воробьев, воробьев.

Карта 3

Сергеев ... читал ... . Вася ... работал у ... . Пес ... поймал ... . Миша ... кормил ... .

Вкладки для карты 4: Раков, раков, Соловьев, соловьев, Комаров, комаров, Мотылев, мотылев, Света, света.

Карта 4

Сергеев ... читал ....

Вася .

.. работал у ....

Пес ...

поймал ....

Миша

... кормил ....

Карточки для вкладки 5: Ночка, ночка, Ноготков, ноготков, Снежок, снежок, Розы, розы, Лилии, лилии.

Карта

5

Корова ... темна,

как ... .

Юра ... насушил

• ••   «

Кот ... бел, как ..

У ... в руках ... .

У ... росли ... .

Тот, кто первый правильно вставил в предложение свои слова-вкладки, выигрывает. Ведущий ждет 3-5 минут. Если за это время все подали свои предложения и не было ошибок, то игра становится беспроигрышной.

Тот, кто опоздал или неправильно разложил слова, счита
ется проигравшим.        

Молчанка

Оборудование: у педагога — карточки со словами, обозначающими признаки предметов; у учеников — карточки с вопросами: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Педагог показывает детям карточку со словом-признаком, ученики молча читают ее и поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: Глубокая Какая?; Свежий Какой? и т.д. Кто показал несоответствующую карточку, платит фант, например после игры называет несколько слов-признаков, отвечающих на тот или иной вопрос.

Времена года

Оборудование: таблица из трех граф: «Времена года», «Какая?», «Какое?». Педагог заранее чертит на доске таблицу и вписывает в первую графу времена года.

Дети делятся на две команды. Они вспоминают и называют признаки времен года, а капитаны команд записывают их по очереди в таблицу, соблюдая точность в постановке вопросов: «Какая?» и «Какое?». Выигрывает та команда, которая записала больше признаков одного времени года.

Магазин «Овощи — фрукты»

Оборудование: рисунок двух корзинок с кармашками для вкладывания картинок и набор предметных картинок с изображением овощей и фруктов. Рисунок с корзинками прикрепляется на доску.

Педагог-покупатель начинает игру. Он говорит, что ему нужен, например: «Овощ — горький, круглый, желтый». Ученик-продавец, догадавшись, что нужно покупателю, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего сам становится покупателем. Если его описание оказывается неудачным, товарищи-продавцы помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится покупателем.

Угадай

Класс делится на две команды: мальчики и девочки. Представитель одной команды говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то. (Называет признаки задуманного предмета.) Какой предмет я задумал? » Представитель другой команды должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями.

Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предметы.

Образуйте прилагательное

Один ученик называет имя существительное, другой должен быстро образовать от него имя прилагательное, например: клен кленовый, ель еловый и т.д. Как только кто-то не сможет подобрать к имени существительному прилагательное, он начинает называть предметы, а второй ученик подбирает к ним имена прилагательные.

Узнай свое слово

Класс делится на три команды. Первая получает задание записывать только слова, обозначающие названия предметов, вторая — названия действий, третья — названия признаков. К доске выходят три ученика, по одному из каждой команды. Учитель произносит в произвольном порядке три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Ребята записывают выбранное слово, каждый в свою колонку. Их сменяют у доски следующие три ученика. В конце игры производится проверка слов постановкой вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово — два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово — одно очко.

Игра с мячом

Оборудование: мяч.

Ведущий (педагог или ученик), бросая мяч кому-либо из игроков, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют наиболее характерное для предмета действие.

Кто что делает

Оборудование: у учителя — набор предметных картинок; у каждого ребенка — карточки со словами-действиями.

Примерный материал: повар, учитель, врач, художник, столяр, ученик, дворник и т.д.; варит, лечит, рисует, метет, красит и т.д.

Педагог выставляет картинки на наборном полотне. Дети выкладывают карточки с названиями действий перед собой на столе в той последовательности, в какой на доске расположены картинки.

Первые пять учеников, быстро и правильно выполнившие
задание, поощряются.        

Угадай картинку

Оборудование: набор предметных картинок.

На столе у педагога лежат картинки изображением вниз. Дети делятся на две команды. От каждой команды по очереди выходят игроки, берут картинку так, чтобы никто ее не видел, и характеризуют предмет словами-действиями. Если команда, представитель которой дает характеристику предмету, угадает, что это за предмет, она имеет право забрать картинку себе. Если команда не смогла узнать предмет, значит, ее представитель не сумел достаточно полно и точно его охарактеризовать. Тогда картинка откладывается в сторону.

Выигрывает та команда, у которой к концу игры окажется больше всех картинок.

Кто больше подберет слов?

Ученики делятся на две команды. Педагог называет глаголы в неопределенной форме. Каждая команда подбирает к этим глаголам однокоренные глаголы с приставками, например: бежать прибежать, убежать, забежать, подбежать и др.

Выигрывает команда, подобравшая наибольшее число одно-коренных глаголов.

Кто первый?

Оборудование: конверт с набором полосок для каждого ученика.

Педагог читает предложение, составленное из 2-4 слов. Ученики на партах выкладывают его схему, выделяя условным обозначением первое слово. Тот ряд, который первым закончил выполнять задания, получает три очка, окончивший вторым — два, третьим — одно очко.

Выигрывает ряд, набравший большее число очков.

Игры на формирование знаний о составе предложения

Придумай предложение

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2-4 слов.

Педагог прикрепляет к доске схему предложения. Ученики придумывают предложения с соответствующим числом слов. За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко. В конце игры отмечаются самые интересные предложения.

Угадай знак

Оборудование: у каждого ученика — по три карточки со знаками: «.», «!» «?».

Педагог говорит предложение. Дети поднимают карточку со знаком, который они поставили бы в конце этого предложения при его записи в тетради. Ученик, поднявший не ту карточку, получает штрафное очко. В конце игры педагог просит поднять руки тех школьников, которые не получили ни одного штрафного очка. Они и будут выигравшими.

Подвижные слова

Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

Класс делится на группы, по четыре человека в каждой. Все получают по карточке со словом, которую должны держать в правой руке. По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на их карточках, получилось предложение.

Выигрывает та группа, которая первой построится, составив предложение.

Собери предложения

Оборудование: у каждого ученика в конверте карточки трех цветов со словами для трех предложений: слово, которое должно быть первым в предложении, написано с большой буквы, слово, которое должно быть последним, написано с точкой.

По сигналу ведущего ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто все сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненные задания.

Выигрывают пять учеников, первыми правильно составившие все предложения.

Кто последний?

Оборудование: сюжетные картинки.

Педагог показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет все предложение правильно.

Практическое применение игровых технологий

       Урок я начинаю с инструктажа: знакомлю учеников с заданием, “ проигрываю “ наиболее трудные места выполнением похожего задания. Затем составляю команды, которые сами выбирают капитанов.

Урок- игра позволяет проверить всех учащихся класса. Особенно важен в игре воспитательный аспект: взаимопомощь, сопереживание за товарищей. Ученики работают в командах, поэтому от вклада каждого в игру зависит успех всей команды. Каждый ученик стремится наиболее быть полезным команде, здесь не бывает и не может быть равнодушных.

Приведу пример одного из этапов урока закрепления знаний, где я использовала игровой момент:

 Тема
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВОПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ А, И, У,
В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЧА -ЩА, ЧУ -ЩУ, ЖИ-ШИ

Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, развитие умения находить в словах изученные орфограммы.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент, постановка цели и задач данного урока.
2. Закрепление и обобщение знаний. (
Я провожу в виде игры, предлагаю следующие задания).

* Лингвистическое задание

Угадай и запиши слово. (Участвуют все дети класса)

Кот живет у нас на крыше ,
А в чулане живут. .. (мыши )
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни. ... (машина).
По полям бегут ручьи ,
На дорогах. .. (лужи ),
Скоро выйдут муравьи
После зимней. .. ( стужи ).

После того, как дети определят все слова, даю новое задание: Списать, выделить зеленой пастой все буквосочетания: ча - ща, чу - щу, жи - ши. Определить сколько их всего. (7 сочетаний)

Команда, которая быстро, красиво и без ошибок выполнит задание, получит дополнительное очко.

* На доске кроссворды. Даю задание командам, чья команда быстрее заполнит кроссворд, получает 2 очка. К доске выходят только капитаны, а команды помогают им с места.

Кроссворды одинаковые.

Ч

У

У

У

У

У

Щ

А

У

У

У

У

Ж

И

У

У

У

У

Ч

А

У

У

У

У

Ш

И

У

У

У

У

Задание: Подобрать слова, которые начинаются с заданных слогов. (Возможные варианты: ЧУ- чулан, чудак, ЩА - щавель, ЖИ - жизнь, ЧА - чашка, чайка, ШИ - шина, шило )

Записать полученные слова в тетрадь. Выделить орфограммы.

* Составить слова из слогов:

лы, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши, чай, ща, ник, ча, ро, ка, вель, ветре.

(Лыжи, пружина, машина, крыши, щавель, чайник, чайка )

*Допишите слова, используя буквосочетания: ча -ща, чу -щу, жи -ши.

... сы, ... ка, ... ник, ... гун, ветре ... , пи ... , ча ... , ту ... , добы ... , ро ... , ... на, лы ...

(Часы, чайка, чайник, чугун, встреча, мища, чаща, туча, добыча, роща, шина, лыжи)

Выигрывает та команда, которая быстрей составит все слова.

В конце урока подводятся итоги. Определяется победитель по количеству очков. В финале урока хором все повторяем рифмованное упражнение, изученное на первых уроках по этой теме:

В сочетаниях ЖИ - ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА - ЩА Пишем только букву А В сочетаниях ЧУ - ЩУ Пишем только букву У!

На данном уроке дети в игровой форме закрепили и повторили знания о правописании буквосочетаний: ча -ща, чу - щу, жи - ши.

    На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины.

При объяснении темы: “Родственные слова” провожу такую работу:

- Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники).

В семье родственники похожи друг на друга. Дочь похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап. Семьи бывают маленькие и большие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из 10-ти и больше человек. Вот и в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга. Рассмотрим семью из слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка...

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: “Слова близки по смыслу”.

А чем же они похоже друг на друга? - спрашиваю детей.

У всех слов повторяется общая часть рыб-, - отвечают ученики.

Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

Слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть.

После такой подготовительной беседы дети читают правило о родственных словах в учебнике. Им все понятно. Правило легко и быстро усваивается.

Затем предлагаю детям ряд заданий.

1.Послушайте внимательно сказку. Найдите все родственные слова. Читаю “Сказку про любопытную Елочку”
     Дети быстро находят родственные слова: дочь
Елочка, мама Елка, бабушка Ель - родственники. Еще раз читаю сказку, и дети называют остальные родственные слова: ельник, еловые. Записываем родственные слова. Делаем вывод. Записываем предложение.Дед Егор в густом л. су

Встретил рыжую л. су.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова.

2. Найдите в загадке слово, родственное отгадке.
Знакомя детей с понятием “корень” слова говорю
: Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова, сделаны из “строительного материала”. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них “корень”.

Как? - спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение. А вот послушайте. “Сказка о корне”.
Материал такого характера, оживляет урок, помогает
быстрому усвоению нового материала.

Безошибочно видеть корень и другие части слова помогают стихи для запоминания значения каждой части слова.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки -
Образуются слова.

После корня он стоит
Перед окончанием его я,
если заменю,
другое слово получу,
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другими словами держит связь
Окончанье он найдет
Его в рамочку возьмет.

Образное понимание образования слов показываю на примере наращивания дерева однокоренными словами. Предлагаю слова: мороз, сад, а также занимательный материал – например, разгадывание ребусов.

При закреплении темы “Состав слова” использую игру “Собери слово”.   Задание: запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове речка. (Покраска).

Знакомя с непроизносимыми согласными, рассказ сопровождаю стихами, от которых отталкиваюсь в объяснении материала.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб “т” и “д” и “в” в них четко написать.

Рифма помогает быстрее запомнить это правило.

Изучая слова с непроверяемыми написаниями, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов - понятий, которыми пользуется человек в жизни.

Различные виды упражнений, письменных работ должны быть интересны детям, не должны быть отвлеченными от жизни.

Знакомлю учащихся со словом пальто. Для этого мы на один урок превращаемся в модельеров. Рассматриваем журналы мод, придумываем и зарисовываем новые модели пальто. Пробуем рекламировать модель, не употребляя трудные для написания слова. Например: “Удобное и красивое зимнее пальто. Воротник из меха. В нем Вам будет тепло даже в сильный мороз”. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая модель в журнал, который тут же, и сделан на уроке: скрепили листочки и мини-журнал готов. Такое усвоение понятий не занимает много времени при изучении темы урока, а наоборот работает на нее.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно, как задания, но при выполнении их все-таки играли. Включая в процесс обучения младших школьников игры и игровые моменты, я не забываю, что за игрой стоит урок - знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. И в то же время помню, что игра для детей - это самая настоящая учеба, так как введение в урок занимательных упражнений, игр ненавязчиво обогащает словарный запас, активизирует внимание детей, расширяет кругозор, прививает интерес к предмету, развивает творческую фантазию, воспитывает нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного  зевающего на уроке!И, наконец, игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Я уверена, что обучать ребенка необходимо радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении, похвале.

     Детям очень нравятся игровые уроки, но не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут быть источником систематических и прочных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу. Хорошая игра активизирует ребенка, стремительно включает его в самые трудные дела, увлекая и захватывая своим темпераментом, она удовлетворяет неиссякаемую потребность ребенка в романтике, в желании действовать и получать знания.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка

Приёмы использования ТИКО ГРАММАТИКИ на уроказ обучения грамоте и уроках русского языка....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...